Хоккей — главный вид спорта в Канаде. По крайней мере, за пределами Канады это утверждение звучит как аксиома. Канадские дети в любой деревне все свободное время проводят на катках и замерзших озерах, они смотрят НХЛ в захлеб и мечтают быть исключительно как Кросби. В Стране Кленового Листа 637 000 зарегистрированных игроков по данным IIHF (International Ice Hockey Federation) — больше всех в мире. Из них 107 750 мужчин играют на взрослом уровне, 88 500 женщин и 440 750 юниоров. В Канаде насчитывается 3 300 крытых катков, не крытых 5 000. Население Канады составляет 35 623 680 человек (для сравнения, в России 110 000 зарегистрированных игроков, 16 488 мужчин, 2 650 женщин, 91 486 юниоров, 584 крытых катка, 2 665 не крытых. Население России 142 257 519 человек).
Но есть и другие цифры.
Уже в 1998-м количество детей в возрасте 5-14 лет, занимающихся европейским футболом, превысило количество маленьких хоккеистов. Более того: немного популярнее ледовых баталий оказалось и плавание. Не сказать, что критически отстает от хоккея баскетбол.
Среди взрослых самым популярным видом является гольф (им занимается 5,2%) — он опережает хоккей (4,4%) и футбол (3,5%). На минувший чемпионат мира по футболу канадцы купили 29 тысяч билетов — больше всех других стран, не пробившихся на турнир. Да и в общем списке из всех стран мира по этому показателю они были на 11-м месте. Финал чемпионата мира по футболу 2014 по CBC смотрело 3,1 млн канадцев — не намного меньше, чем финал Кубка Стэнли того же года между "Рейнджерс" и "Кингс" (3,3 млн). Кстати, зарегистрированных футболистов в Канаде по последнему отчету местной федерации футбола — 819 тысяч (501,5 тысяча мужчин и 317,5 женщин).
Популярность футбола объяснима: с точки зрения родительских трат он гораздо демократичнее. По данным CBC, чтобы минимально экипировать ребенка на футбол нужно 160 канадских долларов. На хоккей — 740. Второй по дороговизне (и тоже довольно популярный) бейсбол требует только 335 долларов.
Канадская газета National Post поговорила с отцом Мэтта Дюшена игрока «Коламбус Блю Джекетс». Тот просто взял калькулятор и начал считать: 300 долларов на вводные уроки катания, 1400 долларов на регистрацию и первую амуницию… Совсем скоро годовой бюджет маленького хоккеиста подскочил до 22 тысяч канадских долларов в год: взносы за турниры, весенние хоккейные лиги, личный тренер, уроки по мастерству владения клюшкой, сами клюшки по 200-300 долларов каждая…
За 13-летнюю карьеру Мэтта в минорных лигах его семья потратила около 300 тысяч канадских долларов. Причем Винс Дюшен, продавец недвижимости по профессии, потерял немало денег из-за того, что вместо работы возил сына по турнирам. "У нас самих не было нормального дома, потому что почти все, что я зарабатывал, шло на хоккей", — вспоминает теперь довольный отец.
Вложения семьи Дюшенов оправдались: удачный драфт, 6-миллионный контракт, золото Олимпиады 2014. Но сколько отцов старается зря? Автор книги "Продавая мечту: как родители и их дети платят за национальную игру" Джим Парселз подсчитал. В 1965-м в Канаде родилось 72 713 мальчиков. Их них примерно 25 000 хотя бы какое-то время были зарегистрированы в минорных хоккейных лигах. Но только 38 играли в НХЛ. Через десять лет их количество уменьшилось до 32. В 1985-м — до 25. То есть 0,1 процента. Эта цифра не изменилась до сих пор: в среднем 25 канадских мальчиков каждого года рождения играет в НХЛ.
Истории о том, как Уэйн Гретцки или Горди Хоу оттачивают свое мастерство на заднем дворе благодаря сколоченным отцами воротам, ушли в прошлое. Сейчас позволить себе пройти путь от юниора до игрока НХЛ могут только богатые.
"Если следующий Гретцки родится у матери-одиночки, у него не будет ни малейшего шанса в хоккее. Просто приезжайте на любой турнир и посмотрите на парковку. Там будут только дорогие автомобили. Вырастить хоккеиста могут только состоятельные люди", — говорит Стейси Дженкинз, поработавший тренером.
В это легко можно поверить. Начальные этапы еще можно проскочить, заплатив 3 тысячи долларов в год. Но на уровне ААА (топ для детской хоккейной иерархии в Канаде) без 10-15 000 долларов делать нечего. Таким образом, звезду НХЛ могут воспитать либо очень богатые, либо жертвующие всем родители.
Рита Шенн, мама братьев-энхаэловцев Люка и Брейдена, считает, что "такое положение дел расстраивает, ведь талантливые дети могут просто не попасть в хоккей. Лично я никогда не пыталась подсчитать, сколько я потратила на ребят. Не думаю, что наша семья вообще хочет знать эту цифру". Джефф Шенн, отец хоккеистов, служил пожарным, но в свободное время подрабатывал электриком и на стройках, только чтобы его мальчики играли в хоккей.
Еще дороже обходятся специализированные хоккейные академии. Медианная зарплата (средняя зарплата по стране) канадской семьи согласно Stats Canada равняется 76 550 долларам. За год в академии PEAC придется заплатить 53 тысячи. "Okanagan Hockey Academy" берет 35 тысяч с местных ребят. Если вы из другой провинции — еще больше. "Canadian International Hockey Academy" предлагает заплатить 39 900 в год. И это не считая экипировки (600-800), школьной формы (350-500), учебников (300) и других "мелочей".
"К сожалению, когда мы ищем талантливых детей для нашей академии, на лбу у них нет надписи "у моих родителей много денег и им хватит на хоккей". Иногда мы встречаемся с семьями, разговариваем. Они действительно идут на жертвы, потому что хотят дать лучшее своим детям. Это нормально. И это бизнес", — говорит Ги Жируар, спортивный директор "Canadian International Hockey Academy".
Понятно, за что платят родители: репутация, топ-тренеры, наставник "Калгари Флэймз" в качестве советника. 12 из 32 игроков сборной Канады на молодежном Чемпионате Мира 2015 прошли через академии. И это — достаточная реклама для зажиточных родителей. Они отдают детей на полный пансион, несмотря на сомнительный уровень общеобразовательных предметов и небольшие общие шансы попасть в НХЛ.
Среди родителей детей, недавно бросивших хоккей, провели опрос. 46 процентов из них сказали, что если бы не деньги, они готовы были вернуть своих ребят в хоккей. Но развитие хоккея в Канаде намекает, что затраты скорее будут увеличиваться. Не хватает банального — льда. Муниципальные катки перегружены, а в частных цены растут ежегодно. Совсем недавно снять каток для юниорской команды стоило 50 долларов в час. Сейчас — в семь раз больше.
Еще одна причина — разъезды. Их все больше, причем "элитные" юниоры хотят играть только с "элитными", а это иногда очень далеко. В итоге или ты готов платить, или играешь с детьми послабее.
Канада — действительно самая хоккейная страна. Ведь в ней самая большая истерия вокруг вида. Профессионализм в НХЛ — это хорошо. Но сейчас почти такой же стандарт серьезности оказался у 8-летних хоккеистов. Родители относятся к ним, как к профи, вкладывают в них, как в профи и требуют, как с профи.
«Самое сложное – изменить ожидания от хоккея, начиная с родителей и заканчивая тренерами. Я все время говорю: мы неправильно называем их тренерами. Это учителя, они должны учить. На эту позицию приходят люди и думают, сейчас они будут тренировать. А нам нужно, чтобы они учили не столько навыкам, сколько жизненным урокам на примере хоккея. Это большая разница. Тренеры нужны в элитных детских лигах и на профессиональном уровне» — говорит Марк Мессье.
Еще в 2000-м Уэйн Гретцки сказал: "Худшее, что случилось с хоккеем — он стал круглогодичным". Сам "Великий" любил сыграть в лакросс или бейсбол, когда снег на его заднем дворе таял. Хэл Гилл был лучшим школьным квотербеком — здорово играл в американский футбол. Даниэль и Хенрик Седины лето напролет занимались футболом. Джером Игинла был первым кэтчером юниорской сборной Канады по бейсболу. Брендан Шенахэн играл в лакросс.
Сейчас дети загнаны в хоккей, как в клетку. Они под прессом со стороны тренеров и родителей. Хоккей для них — почти полная занятость, только пока платят не им, а за них.
Сегодня Канада является крупнейшей областью продаж хоккейной экипировки, а также лидером всей хоккейной индустрии. В 2016 году Северная Америка заняла 71% рынка сбыта. За ней следуют Европа и Азиатско-Тихоокеанский регион, на долю которых соответственно приходится около 17% и 8% мирового рынка.
"Это отличная игра. Но очень дорогая" — говорит в рекламном ролике звездный Пи-Кей Суббан из "Нэшвилла". Олимпийский чемпион организовал специальный фонд, который уже в первый год существования помог 1880 детям попасть на лед, предоставив гранты размером до 1000 долларов.
Семья Суббанов хорошо знает, что это такое. Ее глава Карл переехал в Канаду из Ямайки в 11, но на хоккей денег конечно не хватило.
"Многие ребята хотят играть, но просто не могут себе это позволить. И чем дороже хоккей, тем больше детей остаются вне его", — вспоминает Суббан-старший, всю жизнь отработавший учителем в школах бедных районов Торонто.
Это был действительно подвиг. Но чем дальше, тем меньше людей готовы на него. Все равно большинство друзей во дворе (вернее, их родители) уже выбрали соккер.
«Когда я пришел в НХЛ в 1979-м, самым высокооплачиваемым игроком был Марсель Дионн. Зарплаты в хоккее тогда были, как в других профессиях. Так что если ты не стал хоккеистом, то можно было пойти учиться на дантиста, юриста и зарабатывать примерно столько же. А сейчас вся та профессионализация детского хоккея – оттого, что твой ребенок может много заработать, если попадет в НХЛ. Нужно вернуться к более правильному балансу. Последнее, что мы хотим, – отбирать у ребенка мечту попасть в НХЛ. Как отец ты хочешь, чтобы он мечтал об этом. Я никогда не говорю своему сыну, что он не попадет в НХЛ. Не знаю, получится это у него или нет, но идея в том, чтобы дать ему хорошее воспитание – в том числе через хоккей» - Марк Мессье.