Найти тему

Иранская каллиграфия на примере экспоната XVIII в.

Не так давно я посетила Государственный музей востока, базирующийся в Москве. Там мне на глаза попался вот такой образец каллиграфии:

Образцы каллиграфии. Каллиграф Риза ад-Дин Хан ибо Ибрагим хан. Иран, 1118 г.х. (1706-1707). Бумага, чернила, краски, золото.
Образцы каллиграфии. Каллиграф Риза ад-Дин Хан ибо Ибрагим хан. Иран, 1118 г.х. (1706-1707). Бумага, чернила, краски, золото.

Как начинающий искусствовед, я не могла не заинтересоваться его происхождением, учитывая, что об арабской каллиграфии я знала не очень много.

Вот, что мне удалось узнать.

Появление новых шрифтов в Иранской письменности

Иранская письменность насчитывает множество различных шрифтов. Крупный скачок развития иранской письменности возник после арабского завоевания Персии в VII веке. Под влиянием исламской культуры и престижа языка завоевателей, персы приспособили для записи новоперсидского языка арабское письмо. Это повлекло за собой появление новых шрифтов:

  • куфи;
  • насх;
  • рук’а;
  • сульс или сулюс;
  • мухаккак;
  • дивани;
  • насталик и другие.

Мы подробно поговорим о трех основных и самых древних шрифтах арабской каллиграфии – куфи, сулюс и насх – и сравним, какие из них были использованы в данном экспонате.

Куфи

Куфи - самый ранний шрифт из всех. Для него характерны прямые линии и чёткие геометрические формы. Примерно до XI века куфический стиль был основным, использовавшимся для копирования Корана. Ярким примером такого является Синий Коран (его можно увидеть на следующем изображении).

Развитие куфического письма привело к возникновению многих его модификаций, наиболее яркими из которых являются:

·      Куфия аль-мухаммаль — сложное переплетение росчерков, наложение надписи на растительную и геометрическую композицию;

·      Куфия аль-музаффар — особое сочетание и игра букв на выделенных глубоких вертикалях;

·      Куфия аль-хандаси — композиция строится на сочетании слов с геометрическими формами (кругом, квадратом, треугольником).

Сулюс

Сулюс - шрифт, появившийся следом – в XIв. Для стиля сулюс характерны округлые и переплетающиеся формы букв. Он чаще используется для заглавий, нежели для написания основного текста (но не всегда).

Насх

Основной и самый распространённый шрифт для записи большинства языков, использующих арабский алфавит. XVв. Некогда каллиграфический стиль, в настоящее время насх превратился в обыденный и наиболее простой шрифт, который используют на письме практически во всём арабском мире и преподают в школах.

В компьютерах также по умолчанию используется насх. На основе насха был создан насталик, который и преобладает в Иране в нынешнее время.

-2

В начале можно подумать, что для экспоната были использованы два шрифта – сулюс для заглавия и насх для основного текста. Однако, это не так. Здесь используется только сулюс, и это заметно по маленьким характерным галочкам рядом с буквами.

Кстати о галочках! Как же "строится" любой каллиграфический шрифт? Основой составления пропорции шрифта является размер первой буквы арабского алфавита - буквы «алиф», которая представляет собой вертикальную черту. Единицей измерения в каллиграфии считается арабская точка.

Переходим к экспонату

Поговорим о самом содержании экспоната, а также о том, с какой целью он мог быть создан. Переведя основные слова на бумаге, можно увидеть слова из Корана и арабские пословицы. Чтобы наше смысловое восприятие не сильно отличалось от восприятия носителей арабского языка, читать фразы стоит справа налево.

-3
Немного о том, как я делала перевод. Арабский язык я не знаю совсем, но я знаю английский, так что я открыла мобильное приложение Tandem для общения с иностранцами и нашла там людей, чей родной язык - арабский. Я получила не просто перевод фраз, но и подробное объяснение, поскольку не все устойчивые выражения можно перевести буквально.

Важное значение имеют орнаменты на данном образце, но о них я напишу подробно в одной из следующих статей.

О происхождении арабской каллиграфии нет единого мнения в среде искусствоведов и историков. Однако все исследователи данного явления в арабской культуре сходятся на том, что своё формирование и широкое распространение каллиграфия получила при копировании текстов священного Корана.

Так как в искусстве Ислама запрещалось изображение людей и живых существ, искусство каллиграфии обрело свою популярность в том числе благодаря тому, что легко вписывалось в правила того времени.

Если у вас есть какие-то дополнения, буду рада прочитать их в комментариях - это поможет мне в дальнейшем изучении, спасибо.

Иран
7259 интересуются