Найти в Дзене
Все о истории

ДРЕВНИЕ ПРАЗДНИКИ ДИОНИСА В АФИНАХ

Праздничный круг золотого века Древней Греции был очень оживленным, особенно для жителей Афин. Дионис, бог вина и экстаза, предоставил афинянам вескую причину освободиться от социальных ограничений и предаться тому, что обычно считалось табу. В этой статье мы рассмотрим некоторые из этих праздников Диониса, пытаясь ответить на следующие вопросы: что именно происходило в этих часто секретных культовых событиях Диониса и почему древние жители Аттики любили эти праздники? Праздники Диониса И Их Значение Для участников празднеств Диониса Бог был освободителем. За короткое время отпуска женщины, рабы и даже заключенные могли испытать освобождение и свободу, которые обычно предназначались исключительно для афинских граждан мужского пола. Это то, что сделало Диониса таким популярным Богом в Афинах, а также причина, по которой люди так экстравагантно поклонялись ему. Бог не только дал им вино, чтобы облегчить боль, но и дал им свободу от социальных ограничений. Общим для многих из этих праздни
Оглавление

Праздничный круг золотого века Древней Греции был очень оживленным, особенно для жителей Афин. Дионис, бог вина и экстаза, предоставил афинянам вескую причину освободиться от социальных ограничений и предаться тому, что обычно считалось табу. В этой статье мы рассмотрим некоторые из этих праздников Диониса, пытаясь ответить на следующие вопросы: что именно происходило в этих часто секретных культовых событиях Диониса и почему древние жители Аттики любили эти праздники?

Праздники Диониса И Их Значение

Вакхический пир
Вакхический пир

Для участников празднеств Диониса Бог был освободителем. За короткое время отпуска женщины, рабы и даже заключенные могли испытать освобождение и свободу, которые обычно предназначались исключительно для афинских граждан мужского пола. Это то, что сделало Диониса таким популярным Богом в Афинах, а также причина, по которой люди так экстравагантно поклонялись ему. Бог не только дал им вино, чтобы облегчить боль, но и дал им свободу от социальных ограничений.

Общим для многих из этих праздников Диониса было празднование его роли в качестве Бога виноградной лозы и виноградарства. Кроме того, все они вместе праздновали урожай. Будь то потягивание из самых вкусных виноградных плодов и шумных возлияний или участие в фаллических процессиях для благословения богом плодородия, объединяющей темой этих ритуалов было празднование Божьего дара смертными-вина.

1. Великий афинский праздник Диониса

Праздник Вакха
Праздник Вакха

Город Дионисия, или Великая Дионисия , отмечался каждый год в марте в честь Диониса Елеутерия, Афинского культового имени Бога. В своих описаниях Греции Павсаний предположил, что фестиваль был основан миссионером Дионисием по имени Пегас. Введение города Диониса в Афины, вероятно, коррелировало с быстрым распространением и популярностью культа Диониса в шестом веке до нашей эры. Во-первых, этот праздник Диониса позволил подорвать традиционные для многих жителей города социальные роли. Празднование началось в начале парусного сезона. Это означало, что многие иностранцы прибыли в город как раз к праздникам. Даже рабы и пленники были освобождены во время праздников.

Обряды города Дионисия

Праздник города Диониса начался с ритуальной процессии деревянного чучела Диониса под названием ксанон. Его повели по улицам города к храму Божьему. Участники шествия последовали за пугалом, несущим фаллосы. Тем временем труппа уличных актеров разыгрывала легендарный приезд Диониса в Афины. Однажды в храме Диониса участники праздника участвовали в ритуальных жертвоприношениях и пели гимны и хвалу Богу. На территории храма очередная ритуальная процессия привела быка в жертву Богу. После этого чучело Диониса было доставлено обратно в театр Диониса в процессии с факелами в город. Эта процессия, или катагогия, ознаменовала официальное начало города Диониса.

Театр Диониса

Многие знаменитые греческие драмы, известные нам сегодня, впервые были поставлены в Театре Диониса в рамках драматического конкурса фестиваля. Трагедии Еврипида, например "Вакха" и "Ипполит", исполнялись здесь наряду с комедиями Аристофана, как Птицы.

2.Антестерия: Жатва и Культ Диониса

Еще одним праздником Диониса была Антестерия. Это трехдневное мероприятие было отмечено как в Аттике, так и в Ионии и проходило ежегодно в конце февраля. Название Anthesteria происходит от термина anthos, который является виноградарским термином для процесса ферментации.

Греческий фестиваль урожая,
Греческий фестиваль урожая,

Как и многое из того, что мы знаем о древнем мире, происхождение фестиваля до сих пор широко обсуждается. Однако у нас есть отчет о празднике, дошедший из древности. В своей работе "Heroicus" Филострат предположил, что праздник Антестерии был задуман как параллельный ритуалу обряда перехода. В праздник входили мальчики и девочки, которые только выходили из младенчества, носили венки из цветов. Это происходило параллельно созреванию лозы и созреванию винограда. Праздничные дни Антестерии назывались Pithoigia (Открытие нового вина), Choes (Кувшины) и Chytroi (Горшки).

Фестивальные Дни

Каждый день праздника начинался на закате предыдущего вечера. Это означало, что всю ночь можно было пить вино урожая.

Pithoigia это происходило недалеко от святилища бога, центра культа Диониса в городе, где граждане и рабы совершали возлияния Богу и пили вино предыдущего урожая. Второй день, ЧОС, отмечался распитием вина по всему городу и закончился пьяной дуэлью. Наконец, в последний день праздника состоялось открытие святилища Диониса, где проходили священные обряды. В одном из них," иерос гамос", василинна, жена архонта, заключила символический брак с Дионисом.

Священный брак

Священная церемония бракосочетания между Василиной и Богом действовала как ритуал плодородия. Кроме того, это была драматизация мифологического союза между Дионисом и его смертной женой Ариадной. Сама церемония была загадкой и не проходила в богослужебном святилище Диониса, где проводилось большинство других мероприятий Антестерии. Вместо этого он был проведен в Буколейоне. Он служил кабинетом архонта, рядом с Пританеоном или ратушей в центре Афин. Тем временем религиозная процессия сопровождала Бога чучела до Буколейона. Статуэтку поместили в похожую на корабль повозку. Этот акт также воспроизвел сцену из мифологии Диониса, в данном случае миф о Дионисе и пиратах.

3. Ленайя: Зимний Фестиваль

Лесистый пейзаж с вакханкой, играющей на цимбалах , и спящим фавном
Лесистый пейзаж с вакханкой, играющей на цимбалах , и спящим фавном

Другим праздником Диониса по афинскому календарю был ленивый, который состоялся в январе зимнего месяца. Как и город Дионисий, это был фестиваль, спонсируемый государством, и в нем участвовало в основном местное население Афин. Праздник проходил в богослужебном святилище Диониса, в нижней части афинской Агоры. Как и два предыдущих праздника Диониса, Леная также включала шествие. На нем был изображен образ Бога, украшенный плющом, за которым следовали группы вакханалий в восторженных радостях и танцах. Эти танцы и пиры, как среди мужчин, так и среди женщин, были важным аспектом этого фестиваля. Кроме того, изображения, сохранившиеся в греческой керамике, известные как вазы леная, имеют выдающиеся изображения танцующей вакханалии.

После завершения шествия совершался спаррагманский обряд - ритуальное расчленение жертвенного животного. Sparagmos также имеет свои основы в мифологии Бога, как и многие другие дионисийские ритуалы. Смертельное расчленение Пенфея руками неистовых вакханалий в "вакханалиях" Еврипида является примером этого ритуала.

4. Сельская Дионисия: Малоизвестный праздник Диониса

Деталь из Менады
Деталь из Менады

Сельская Дионисия, или та-катагроус Дионисия, представляла собой серию небольших праздников Диониса, отмечавшихся в декабре по всей Аттике. Эти сельские Дионисии были гораздо старше и послужили образцом для того, что должно было стать городом Дионисия. Кроме того, город Дионисия со временем станет больше и сложнее, чем его сельский аналог. Кроме того, сельская Дионисия составляла часть большого праздничного круга культа Диониса вокруг Афин. Это давало сельским жителям возможность испытать то, чем наслаждались участники фестиваля в городе во время городской Дионисии.

Роль женщин в празднествах Диониса

Жрица Вакха
Жрица Вакха

В социальном контексте древних Афин женщинам обычно запрещалось участвовать в социальной и религиозной жизни. Большинство женщин могли выходить на публику только под непосредственным наблюдением члена семьи мужского пола или Кириоса. Однако женщины были главными участниками празднеств Диониса. Например, в Дионисии существовали тайные ритуалы, которые выполнялись исключительно женщинами.

Кроме того, поразительной особенностью этих праздников было выдающееся положение женщин и важная роль, которую они играли во время ритуалов. В городском шествии Дионисий Канефора, или "корзиночки", несли корзины с подношениями Богу. Кроме того, в Ленайе женщины участвовали в шествии в качестве вакханалий. Наконец, в Антестерии жена архонта и четырнадцать пожилых женщин, или Гераев, провели священную церемонию бракосочетания.

Делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите проект, подписывайтесь на Яндекс.Дзен-канал «Все о историй»