Найти тему
АвтоДвиж

5 самых известных проектов МЗКТ в непривычном ракурсе – братья «ядерного щита»

Минский завод колесных тягачей (МЗКТ), известный сейчас под брендом VOLAT, отпраздновал вчера свое 67-летие, а значит, есть повод вспомнить яркие вехи модельного ряда автозавода. Тем более, многие из задуманных еще в 1950-х тягачи активно эксплуатируются до сих пор, а наследники спроектированных в 1960-х и вовсе не покинули продуктовую линейку VOLAT.

Понятное дело, популярность подразумевает, что все прекрасно знают, как выглядят топовые модели и что они из себя представляют. Поэтому я постарался подобрать фотографии, которые не слишком примелькались на просторах интернета. Ведь всегда приятно открывать новые грани даже у того, что хорошо знаешь.

В середине 1950-х на МЗКТ (тогда он еще был просто СКБ МАЗ) разработали два артиллерийских тягача АТК-10 и АТК-15 для буксировки артсистем соответствующей массы. Машины получили обозначение МАЗ-535 и МАЗ-536.

Увы, дождаться «фирменных» 300-сильных моторов для МАЗ-535 и 520-сильных для МАЗ-536 им было не суждено - опытные образцы получили дизели Д-12А. А впоследствии проект и вовсе перевоплотился в хорошо известное семейство МАЗ-537, которое выпускалось на Курганском заводе колесных тягачей (КЗКТ) аж до 1990 года.

Неудивительно, что этих машин еще полным-полно в эксплуатации на просторах всего СНГ.

В 1962 году на свет появилась модель МАЗ-543 весьма характерной внешности. Вместо привычной кабины на всю ширину машины новинка получила пару «кокпитов» по бокам. Сделано это было, чтобы между ними прекрасно укладывалась ракета, поскольку шасси разрабатывалось как носитель ракетного комплекса «Темп».

Полагаю, никто из создателей на тот момент и предположить не мог, насколько удачным окажется данный проект. Пройдя целую череду модернизаций и расширения модельного ряда, «пятьсот сорок третьи» до сих пор не покинули производственную линейку МЗКТ и поставляются на экспорт.

Середина 1980-х ознаменовалась для МЗКТ расцветом гигантских машин.

Так в 1983 был создан МЗКТ-7904 – 6-осный монстр, способный перевозить на себе 220 тонн. Почти в два раза больше собственной снаряженной массы! Оснащенный судовым двигателем мощностью в 1500 л.с. и вспомогательным 330-сильным «дизелем» ЯМЗ-238Ф автомобиль должен был стать носителем пусковой ракетной «Целина». Но пока гиганта испытывали, военные приступили к проекту «Целина-2», и он стал попросту неактуален.

МЗКТ-7904
МЗКТ-7904

В 1984 году на заводе создали еще одного монстра. МЗКТ-7906 стал развитием вышеописанного проекта. Правда, несмотря на то что машина теперь имела 8 осей, возможности ее слегка уменьшились - грузоподъемность снизилась до 150 тонн. Зато это было уже в два раза больше, чем снаряженная масса гиганта. Впрочем, и этот проект развития не получил.

МЗКТ-7906
МЗКТ-7906

Гигантомания достигла своего апофеоза в модели МЗКТ-7907, заточенной под проект «Целина-2». Машина имела 24 колеса, длину более 28 метров, газотурбинную установку мощностью в 1250 л.с. и была рассчитана на транспортировку «грузов» весом до 150 тонн. Было собрано два экземпляра этой «гусеницы» с различной «начинкой», и один из них даже успел реально поработать, перевезя здоровенный теплоход по дорогам Белоруссии.

Монстру повезло: то, что оба экземпляра остались на заводе, позволило сохранить один из них для истории.

В 1991 году с подачи все тех же военных предприятие построило очередной «ракетный носитель». Модель МЗКТ-7930 создавалась в рамках работ по теме ОКР «Астролог». Однако по факту на шасси грузоподъемностью 24 тонны стали монтировать все, что угодно, от пусковых установок и пунктов управления до различного инженерно-технического оборудования.

Уже в современных реалиях предприятие взялось за разработку тактических грузовиков для переброски личного состава и армейских грузов.

Так в 2013 году в погранвойска Белоруссии поступила партия МЗКТ-5002, которая должна была стать заменой «шишиги». Увы, здоровенная кабина и высокий тент оказались нежизнеспособны на годами «прорубавшихся» просеках, и военные от машины отказались.

Заводчане не сдались: создали оригинальную компактную кабину, «поджали» габариты и выдали погранцам то, что они хотели. В результате белорусская армия стала активно пересаживать на МЗКТ-500200 и другие рода войск.

А вот две другие машины семейства – 3-осный МЗКТ-600100 и 4-осный МЗКТ-600200 – известны всем только по парадам и армейским выставкам. Обладающий оригинальной независимой подвеской и надежными моторами Caterpillar грузовик похоже просто опередил свое время. При наличии аналогичных по грузоподъемности КАМАЗов и МАЗов он оказался слишком дорог. И возможность гнать по «пересеченке» со скоростью 90 км/ч, уходя от ответного ракетного удара, пока не может превзойти негативную реакцию на ценник.