Не секрет, что когда вы выполняете какую-то творческую работу (стихи, сценарии, статьи и пр.) за деньги и регулярно - то часто начинаете относиться к этому… именно как к работе. Т.е., как к чему-то тяжёлому и неотвратимому. Возможно ли изменить ситуацию - чтобы совместить и заработок, и радость, и творчество?
Однажды я получил заказ на сценарий для школьной агитбригады. И понял, что на этот раз мне нужно подойти к делу именно творчески, нетривиально, нестандартно. Я понял, что на основе этого заказа мне нужно разработать своего рода методичку, технологию. Зачем? Затем, чтобы в дальнейшем это помогало и мне, и другим моим коллегам делать заказные работы так, чтобы это было легко и радостно, без лишних нервных затрат (а такое бывает и частенько, увы). А уж при работе на Дзене сам Бог велел взять себе в помощь эту схему.
И в этот раз, при выполнении заказа я как раз и применил новый подход – и, скажу честно, это мне существенно облегчило и работу, и жизнь вообще. Что же я использовал в данном случае?
1. Задачи и сроки. Когда я завожу на компьютере файл для заказа – начинаю с того, что прописываю задачу и сроки. Причём в задаче я указываю, что хочу не просто выполнить заказ, но и сделать это легко, радостно, как бы играючи. Это уже внутренне программирует, даёт сигнал подсознанию. Работа уже пошла)))
2. Освобождение. Перед тем, как садиться работать, лучше сбросить с себя лишнее напряжение и зажимы. Можно сделать дыхательную гимнастику, можно попрыгать, помахать руками, подвигаться – либо сделать 5-10 минутный сеанс релаксации. Или даже просто принять душ. Кому что подойдёт – самое главное, чтобы приступать к работе не зажатым и перегруженным, а максимально внутренне освобождённым.
3. Поток идей. Обычно в первое время при подготовке заказа возникает ступор. А также внутреннее нежелание заниматься тем, что «надо». Как я из этого выхожу? В этот раз я садился, открывал файл и просто набрасывал туда всё, что мне приходило в голову. Без всякой цензуры, даже самое, казалось бы, абсурдное, - всё. Таким образом, и работа шла, и внутреннее раскрепощение происходило, снятие лишних блокировок и зажимов.
4. Сделал - отметил. Чтобы не было ощущений «вот, ничего не получается», «как это всё тяжело» и пр., я делаю так.
Во-первых, всегда составляю общий список дел – на утро, на вечер; да и днём, на работе, у меня тоже есть свободное время, которое я тоже планирую. Потому что заказ заказом, а другие дела тоже никто не отменял.
Во-вторых, лимитирую время. Допустим, 15 минут работаю с заказом, потом на 15 минут переключаюсь на другие дела, потом снова к заказу и т.д. Это и отдых, и переключение, и другие дела делаются.
В-третьих, после каждого этапа я в своём плане в пункте «Заказ» ставлю галочку или плюсик. Таким образом, в подсознании откладывается: «работа идёт, результаты есть». И на душе становится хорошо.
5. Систематизация. Когда уже много идей набросано, но сам заказ ещё не «родился» и не зажил своей самостоятельной жизнью, - самое время набросанный материал систематизировать, разложить по полочкам. Выделить несколько групп и объединить в каждой группе идеи, которые чем-то схожи.
Например, при написании этого сценария у меня получилось три группы идей: «сказка». «фантастика», «современная реальность». Когда я так всё систематизировал, у меня в подсознании отложилось то, что «теперь порядок», стало спокойнее – я стал работать и дальше накидывать идеи, но уже под ту или иную линию. И, в конце концов, у меня «выстрелила» «сказочная» линия - пошла живая мысль, стало писаться легко, как бы само собой; я стал ощущать кайф от работы – «обязаловка» ушла, началось творчество.
6. Банк Идей. Важная вещь, которую я понял на этом заказе – нельзя ни в коем случае уничтожать свои черновики. Надо их копить в специальном «Банке Идей». Для чего? Чтобы не мучиться в дальнейшем, когда будут следующие творческие заказы. То, что в этот раз не пригодилось – пригодится потом. Да, и периодически в «Банке Идей» тоже нужно наводить порядок и систематизировать материал. Эта работа, кстати, может натолкнуть и на какие-то новые творческие решения.
7. Рассказать друзьям. Ещё я понял, что моя страничка в соцсетях тоже может хорошо послужить делу. Как? Очень просто – можно выложить пост и рассказать друзьям о своей творческой задаче. Можно это преподнести как Событие, как Историю. Таким образом и внутренняя разгрузка происходит, когда с друзьями открыто делишься своими мыслями и вопросами, - и поддержка друзей сразу же начинает ощущаться, даже если они просто «лайкнули» твой пост. А ещё от друзей можно получить немало ценных идей и советов. И получится так, что это уже будет коллективная работа, а это всегда мощнее. И друзьям будет очень приятно прочитать свои имена в благодарственном посте по завершении работы. Со временем же, по мере накопления крутых заказов и крутой выручки за них, можно будет и материально вознаграждать тех, кто помогал в сотворении сих шедевров))))
Да, кстати, - во время написания этой статьи ко мне пришло понимание, что данную технологию можно применять шире. Не только в сфере творчества, но и для решения других жизненных задач.
Друзья, очень буду ждать обратной связи: сталкивались ли вы с подобными трудностями в творчестве; помогла ли вам данная статья; есть ли у вас свои «фишки», эффективно помогающие творить?
Всем – творческой жизни)))
___________________________
Автор – Тимофей Михайлов (г. Самара): писатель, поэт, композитор, сценарист.