В авиационной технике часто стоит вопрос достижения минимальной массы летательного аппарата. Так как при большом весе летательного аппарата он будет плохо летать. Авиамодель, как летательный аппарат тоже не является исключением из этого правила. За частую многие авиамоделисты стараются при проектировании собственного летательного аппарата тоже мониторить вопрос массы летательного аппарата. Где-то массу на авиамодели можно снизить, а где-то нет. Есть ещё одна такая проблема, которая задела меня. При проектировании авиамодели в САПР, где заложены плотности используемых материалов, получается один вес, а когда реализовываю свой аппарат в жизни, то он уже обладает другой массой. Как же так? Ну собственно ответ очевиден. При проектировании авиамодели мною не учитываются ряд параметров и вещей, например, масса клеевых соединений, масса скотча, масса проводов, масса различного рода тяг, липучек, саморезов, неточные значения массы на используемых электронных компонентах и так далее. В данной статье я хочу примерно представить на примере ранее мной собранной модели АСК-10, насколько серьезно я просчитываюсь.
Модель АСК-10 – это обычная авиамодель, которая сделана по реечно-потолочной технологии с обычным набором комплектующих и ФПВ-оборудованием.
Я начал с того, что просто в лоб в программе Solidworks измерил получившуюся массу и сравнил что у меня получилось на весах:
Масса в solidworks составила 366 грамм.
Масса на живой авиамодели составила 502 грамма.
Разница получилась в 136 грамм. Для такой авиамодели это достаточно приличное отклонение. Разница в 1,37 раз. То есть 37 %. Это очень приличное отклонение. Ну откуда же оно взялось? В первую очередь хочу ответить, что на 3D модели не прорисован GPS модуль, видеопередатчик с антеной, OSD устройство. Но неужели оно дает что-то близкое к 136 грамм? Я думаю нет, но влияние определенно оказывает.
Для дальнейшего анализа я решил полностью снять с авиамодели всю авионику и начать взвешивать что получается.
Результаты всех взвешиваний я свел в таблицу
Из таблицы можно сделать вывод, что при проектировании фюзеляжа, чтобы узнать сколько набежит на клее и скотче, нужно умножить примерно в 1,7 раз, и получится что-то более менее близкое к реальности. Отличие теоретической массы фюзеляжа от фактической дает существенный вклад в разницу в весе. Что касается всех проводов, то они дают вес в 20 грамм, что ощутимо.
Крепежные винтики, особого прироста к весу не дает при своих 4 граммах на весь самолет. Основная авионика дает прирост в весе 182 грамма, что существенно оказывает влияние на массу авиамодели в целом это порядка 40% веса всей авиамодели.
64 грамма на видеооборудование тоже не мало, это с учетом того, что в конструкции летательного аппарата заложены элементы крепления этого самого ФПВ оборудования.
Вся авионика с учетом ФПВ составило массу 257, что составляет половину массы всего летательного аппарата, и её пренебрегать никак нельзя.
Но для меня так на это всё можно ориентироваться при проектировании авиамодели.
Из этого всего могу сделать вывод, что всё не прорисуешь, но на основе опыта предыдущих моделей, например этой можно в дальнейшем прикидывать массу авиамодели в первом приближении. Можно предположить массу проводов, массу, планера с учетом клея и скотча.