Кольцевой коридор станции Сатурн 2, как обычно во вторник, заполнила детвора. И хотя они столпились возле панорамных окон, пройти мимо всё равно было трудно. Взрослые сотрудники станции пробирались по стеночке, краем уха слушая слова экскурсовода. Тот рассказывал историю великого переселения каждый "открытый" вторник, и по своему обыкновению уже шевелил пятернёй в наноперчатке, поигрывал в воздухе роем голографических файлов, не позволяя им разлететься по коридору.
— Кто из вас знает, почему человечество переселилось в космос и начало осваивать его бесконечные просторы? – громко спросил экскурсовод.
Ребята загалдели, но поднял руку только один мальчик.
— Это великая мечта всех людей? – робко спросил он, — бабушка говорила, что наши предки всегда смотрели в небо.
— Ты прав, люди всегда мечтали о звёздах, — покивал экскурсовод и поправил бейдж с надписью «Монти, главный специалист», — но как ни странно, поводом для глобального переселения стала не мечта, а вполне себе обыденная вещь. Давайте по порядку. Мы живём на двенадцати освоенных планетах, семнадцати спутниках и трёх межзвёздных станциях, на одной из которых мы находимся. Станция «Сатурн 2» самая ближняя к Земле и если вы посмотрите вот сюда, то увидите нашу родную планету такой, как она выглядит сейчас.
Он ловким щелчком закинул файл на панорамное окно и тот растянулся в большое изображение земли, окружённой неровным широким поясом астероидов и пыли, сверкающими лохмотьями разметавшимися во все стороны.
— Это наш старый дом, который мы покинули… из-за чего?
— Очень много мусора на орбите, мистер Монти, — выкрикнула белобрысая девочка в нарядном оранжевом скафандре.
— Совершенно верно, Анжелика, мусор! Иначе говоря, спам.
Неконтролируемый объём отходов, старых спунтиков, ступеней ракет-носителей, а потом и контейнеров эпохи освоения лунных ресурсов. В определенный момент критическая масса обломков стала мешать сначала работе спутников связи, а потом и запуску новых ракет. Скопления мусора попытались рассеять установками антиматерии с орбитальных станций, но это привело к измельчению частиц и ускорению их оборота вокруг земли. Немного позже облака частиц разрушили и сами орбитальные станции. Происходило это не быстро, но в итоге вот этот бесформенный шарф, которым окутана старушка Земля – это и мусор, и станции, и ракеты и многокилометровые пылевые облака. Нарушился климат, дефицит солнечного света, голод и вот уже человечество перед глобальным выбором. Мы улетели от собственного мусора, не сумев с ним справиться.
Вздох пронесся по детской группе, когда экскурсовод прокрутил картинку на экране и все увидели размеры пылевого пояса.
— Впрочем, это только часть истории. Обломки и частицы, заспамившие околоземное пространство, но почему их так называют? Спам, некотролируемый поток, откуда пришло это слово?
— Может оно означает «спасите меня»? – деловито спросил мальчик, стоявший ближе всех к экрану. Дети засмеялись.
— Зерно истины здесь есть, — покивал Монти, — но небольшое. Спасаться действительно пришлось. Но кому? Нашим предкам, которые в эпоху развития электронных носителей информации таким недобросовестным образом рассылали рекламу.
— А что это? – спросила самая маленькая экскурсантка.
— Это, Лори, предложение что-то купить, которое приходит тебе в профайл не зависимо от того, хочешь ты этого или нет.
— Ужас какой, - сморщилась девочка, — а если я не хочу ничего покупать?
— Рассылающих такую рекламу это не волновало, Лори. Десятки тысяч электронных писем, файлов, иногда с вирусами, попадали в почтовые ящики людям. Забивали информационные каналы. Спам. Неконтролируемый поток ненужного информационного мусора. Спамерами называли и тех, кто говорил много и не по делу. Примерно как Джордж и Сэнди, которые думают, что их никто не слышит, но при этом мешают всем остальным.
Два мальчика, затеявшие было ссору за спинами других ребят, растерянно замолкли.
— Спасибо, спамеры, — бодро поблагодарил экскурсовод и все засмеялись, — однако это не конец истории. Слово спам родилось гораздо раньше, чем появились электронные письма. Но когда именно?
И он закинул на экран ещё один голографический файл из стайки, роящейся над его наноперчаткой.
— Перед вами первый видеоролик, в котором слово СПАМ произносится 108 раз. Он вышел в эфир в составе некогда популярного шоу «Летающий цирк Монти Пайтона» в 20 веке, а если точнее, то в 1969 году. Естественно, никто там не летал, да и цирка как такового не было, это была комедийная группа людей. Они много шутили и ролик про СПАМ тоже был не очень серьёзный. Там спам упоминается как составляющая каждого блюда в меню. Вы видите – в кафе приходит человек вместе с супругой и просит принести ему что-то без спама, но официант предлагает ему блюдо с малым содержанием спама. Мужчина недоволен, а все вокруг поют – СПАМ! СПАМ! СПАМ! Замечательный спам! Мужчина не хочет есть спам, жена не хочет, но все поют про спам и без конца повторяют это слово.
— Но что это за слово? Почему спам в еде? – подняла снова руку Анжелика, — это же не мусор?
— Совершенно верно, юная мисс, но мы видим, что у героев нет выбора, официант и другие посетители буквально не дают сказать героя ни слова, заваливают их неконтролируемым спамом, иначе говоря спамят. Но ты права, почему спам в еде? Разве он съедобный?
Теперь наступила тишина и даже Джордж и Сэнди замолчали, вытянув шею и глядя на экскурсовода Монти. Замерли и два техника, которые в это время шли по коридору, но тоже заинтересовались и остановились за спинами детей.
— А теперь внимание – ответ. Что это такое перед вами?
И жестом фокусника Монти вбросил на экран ещё одну картинку. Во всё панорамное окно растопырилась огромная консервная банка с надписью «СПАМ».
— Все мы привыкли к сублимированной пище, но перед вами продукция компании Hormel Foods. Называется она «острая ветчина». По английски это «SРiced hAM». Люди прошлого любили сокращать слова. Так и получилось «SPAM».
— Ничего не понял, — воскликнул один из техников, самый молодой и самый рыжий, — ну допустим это острая ветчина, но как она в ролик-то попала? Как прославилась на весь мир? Самая вкусная была?
Экскурсовод улыбнулся и оглядел озадаченно уставившихся на него ребят и взрослых.
— Острой ветчины было очень очень очень много. Компания Hormel Foods поставляла продукты для солдат во время второй мировой войны. Америка воевала не очень долго, а запасы были столь огромны, что после окончания военных действий банки с острой ветчиной заполнили буквально все магазины. На каждой полке, на каждом прилавке. Слово «SPAM» бросалось в глаза на каждом углу, с витрин всех дешёвых магазинов, его писали на бортах автобусов и трамваев, на фасадах домов и в газетах. Реклама консервов «SPAM» беспрерывно транслировалась по радио. Наверное никто в истории человечества так не доставал своих сограждан острой ветчиной, как это сделали рекламщики компании Hormel Foods.
Он сделал неуловимое движение пальцами и надпись «SPAM» стала размножаться по экрану, пока не заполнила его полностью. «SPAM» «SPAM» «SPAM» «SPAM» «SPAM» «SPAM».
— Вот видите как всё просто? – экскурсовод щёлкнул пальцами и на экране снова повис обмотанный косматым поясом пыли земной шар. Был он уже не зеленым, а пепельно-серым. – вот так острая свинина со специями привела к тому, что человечество шагнуло к звёздам, а после и вовсе покинуло землю.
Тишина была ответом на его слова. Все смотрели на экран. Драматическую паузу нарушил веселый голос Монти:
— А кому сувениры на память?
все истории автора смотритель маяка