Найти в Дзене
Боровский Виталий

ФАТАЛИСТ Часть 1

– Добрый вечер! Я мотоциклист из Москвы, возвращаюсь домой из Азербайджана. Подскажите, пожалуйста, а где здесь можно безопасно заночевать? – наконец задал я вопрос омоновцу, с трудом оторвав взгляд от пулемётной ленты. Эта жутковатая гирлянда, свисавшая из большого чёрного пулемёта, почему-то завораживала своим матовым блеском. С невысоких, морщинистых, словно разбухших от сырости гор спускались густые сумерки, вдалеке разгоралась ночными огнями Махачкала. На душе было неспокойно.

– А нигде! – здоровый усатый сибиряк в тяжёлом бронежилете и стальной армейской каске повесил автомат на плечо и прищурился в сторону гор, – Как солнце зайдёт, так здесь джунгли. Стреляют. Взрывают. Плохо. Оружия с собой нет? Хотя бы травмата?

– Да какое оружие, я же через границу! Ножик есть... Может, я у вас тут, в углу, коврик постелю?

– Гражданским запрещено находиться. И вообще, по нам в первую очередь хреначат. Ты вот, что... Оставляй мотоцикл здесь, сам иди в мотель, вон туда, сто пятьдесят метров. У нас приказ – дальше ста метров от блокпоста не отходить. Если что, твоя задача: быстро пробежать пятьдесят, а дальше мы прикроем.

-2

В «бодром» настроении, с рюкзаком на плече и шлемом в руке я отправился за свои сто пятьдесят метров, размышляя о превратностях судьбы и цепочке предопределивших друг друга событий, в результате которых я оказался в полном одиночестве, в сумерках, посреди неспокойного Дагестана, на камуфляжном «Урале» с коляской, да ещё в дурацкой портупее. Ведь ничего подобного не входило в мои планы! С какого момента всё пошло не так? Вольны ли мы распоряжаться собой, или мы лишь беспомощные былинки на ладони всемогущего фатума?

-3

За спиной скрипнул тормозами грузовик, затопали тяжёлые армейские ботинки, раздался крик: «Смена!»

***

Все планы перемешала азербайджанская граница. Вообще, когда утром я выехал из Баку на север, то собирался проскочить Дагестан и Чечню за день и к вечеру добраться до гостеприимного Владикавказа, встретиться с оппозитчиком Артуром Руматой и местными мотоциклистами Валерой и Володей, с которыми познакомился неделю назад по дороге в Закавказье. Мой новый друг, бакинский байкер Влад пообещал отвезти Анечку из гостиницы в аэропорт на автомобиле. Хороший парень: за жену я был спокоен и с лёгким сердцем с утра пораньше в полном одиночестве отправился в путь. Мой «Урал Гирап» по имени Гантеля бодро наматывал на карданы километры раскалённого асфальта, и две сотни до границы пролетели на одном дыхании. В зону пограничного контроля, как обычно лихо обогнув очередь, я въехал в компании одиннадцати автомобилей. Всё складывалось наилучшим образом. Шлагбаум закрылся, все ушли: пересменка. Ждали час… Ждали два, ждали три часа…

-4

Наконец пришли пограничники, взглянули в мой паспорт и очень расстроились, увидев штампы армянских коллег. Стали спрашивать, зачем я ездил в Армению, какие у меня там дела, есть ли друзья, родственники. Начали заполнять какую-то анкету. Я даже не знаю, сколько ещё я проторчал бы на проклятом пропускном пункте, но тут появился офицер с идеальной выправкой и в безупречном мундире, – сразу видно, кадровый военный, белая кость, – задал несколько вопросов про мотоцикл и маршрут и велел немедленно выпустить.

Посреди моста над пограничной рекой Самур меня остановил уже наш, российский пограничник. Тут же подъехали две «ГАЗели» с дагестанскими номерами, из которых во все двери и щели высыпалось человек шестьдесят местных. Какие колоритные рожи! Аборигены немедленно облепили мой мотоцикл, стали всё трогать, дёргать и раскачивать, залезать в коляску и на заднее сиденье и смеяться, узнав, что я приобрёл «Урал» по цене «Лады Приоры» (я благоразумно утаил, сколько на тот момент стоил новый мотоцикл). В общем, мои эмоции от получасового общения с пассажирами двух микроавтобусов, если высказать их публично, подпадут под действие Ст. 282 УК РФ, поэтому воздержусь... Ещё час оформлялся на нашей границе, итого – пять часов! Все планы к чёрту!

Наконец последний шлагбаум остался позади. Я проехал самый старый в России «живущий» город Дербент с его потрясающей древней крепостью на горе. Шоссе повело нас с Гантелей через равнину, слева сопровождала гряда невысоких гор, вдалеке справа между холмами поблёскивало Каспийское море, а сверху иногда поливал мелкий дождик. Зачастили истыканные стрелами минаретов посёлки, дорогу переходили черноглазые бородачи в тюбетейках, а на пристройках к заправкам, вдобавок к обычным дверям «кафе», «туалет» и «магазин», появились отдельные двери «намаз».

Начались блокпосты, колючая проволока, мешки с песком, пулемёты, омоновцы в полной броне и стальных армейских касках, иногда спецназовцы в сферических кевларовых шлемах. Впервые за все мои поездки милиционеры на постах не реагировали на «Урал» с коляской, не интересовались, сколько жрёт и прёт, и не рассказывали про папину «Яву» в деревне. В атмосфере чувствовалось напряжение, воздух был пропитан страхом. Только сухой разговор строго по делу: откуда, куда, счастливого пути. Людям не до любопытства, люди заняты делом, людям страшно – и это чувствуется!

-5

Вот так, уже основательно подготовленный, в сумерках я оказался под Махачкалой, в полном одиночестве, на камуфляжном мотоцикле и, как дурак, в портупее. Впрочем, это было уже неизбежно, всё было предопределено гораздо раньше…

***

Выпив кофе, мы с Анечкой попрощались с очаровательным Кобой: я пообещал вернуться на четвёртый день. И мы покинули гостеприимный дом, направляясь в центр Тбилиси. На прогулку по столице у нас было целое утро! Стояла солнечная жаркая погода, и впечатления остались совсем другие, чем накануне, под дождиком. Казалось, что этот зелёный и светлый город искренне радовался нам, как дорогим гостям, и приглашал зайти к себе на проспекты, на площади и в закоулки.

Космическая кабинка фуникулёра молниеносно и бесшумно вознесла нас на вершину холма к древней крепости и статуе царицы Тамары. Насладившись видами Тбилиси с высоты птичьего полёта, мы спустились обратно и побродили по туристическим улицам и площадям, по мостам и по набережной вдоль зелёной Куры. Царь Вахтанг, основатель города, поднятой рукой приветствовал нас из седла.

-6
-7
-8
-9

Мы перешли реку по футуристическому пешеходному мосту и углубились в кварталы старого города, любуясь резными балконами, витражами и старинными церквями.

-10
-11
-12
-13

Конечно, нас очень огорчало аварийное состояние большинства зданий, в основном не подлежащих восстановлению. Из окон в растрескавшихся стенах доносились громкие разговоры, на отваливающихся балконах сохло бельё, во дворах буйно разрастался бурьян, но посреди всей этой разрухи обязательно сверкал лаковым боком белоснежный «Мерседес» или дорогой вседорожник.

-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20

Эпоха уходила, и только последние слои осыпающейся штукатурки ещё хранили дух старого Тбилиси, как послевкусие уже допитой бутылки доброго вина.

-21
-22

Впрочем, тбилисцы молодцы хотя бы в том, что новые кварталы в историческом центре застраиваются только в том самом, старом тбилисском стиле.

-23
-24
-25
-26

***

После обеда мы выехали на юго-восток, вскоре быстро прошли грузинскую границу и попали в цепкие лапы азербайджанских пограничников, которые сразу же пришли в ярость, увидев армянские штампы в наших паспортах. Анечка изо всех сил очаровательно улыбалась и хлопала ресницами, а я долго оправдывался и лепетал, что мы просто туристы из Москвы, впервые в Закавказье, что были в Тбилиси, что всего-то на один денёк заехали в Армению, ну просто увидели на карте рядом ещё одну страну, вот и решили заскочить, мы же не знали, мы не нарочно и вообще, мы сразу же уехали, всего-то один денёк пробыли, всю жизнь мечтали попасть в Баку, у нас там друзья, а в Армении у нас никого нет, мы только на один денёк…

Уф, отстали… Правда, сказали, что нужно оформить таможенный депозит на мотоцикл:

– Восемьсот долларов.

– Да вы что, у меня столько нет!

– А хотя бы пятьсот?

– И пятьсот тоже нет, я банковскую карточку потерял, вот только рубли наличные, в Баку поменяю. А ещё другу денег оставил, мы ведь сначала были на двух «Уралах», но друг сломался, нужен ремонт. Так что денег впритык, только чтоб в Баку пару дней и домой хватило добраться.

– Тогда оформим транзитный проезд на три дня, выезжать будете в Дагестан. Если опоздаете – штраф пятьсот долларов.

– Но я не хочу в Дагестан, я хотел в Грузию обратно вернуться!

Выбора у нас не было: на третий день Анечке лететь из Баку домой, билет уже давно куплен. И мы покатились на восток, в сторону Каспийского моря. Обратный путь был отрезан, Рубикон перейдён, мосты сожжены, а дамоклов меч упал.

Гантеля мчался по прекрасному автобану, нас сжигало беспощадное солнце и обдувал раскалённый ветер, я боялся обгореть сам и перегреть мотор мотоцикла. Останавливаться, однако, не имело смысла: что в тени, что на скорости было одинаково жарко, поэтому мы просто летели дальше через это пекло.

-27

Так интересно, насколько по-разному люди иногда воспринимают окружающую действительность! Когда позже мы с Анечкой обсудили впечатления от этой поездки через Азербайджан, у обоих возникло ощущение, что мы ехали совершенно разными дорогами. Я видел прямую, как стрела, трассу через безжизненную, выжженную пустыню, где вдалеке слева тянулась невысокая гряда мёртвых, лунных гор. Я видел чёрный смог над шоссе от чадящих «КАМАЗов», видел гружёные капустой до самого неба допотопные «Волги» и «Москвичи», я видел стада чёртовых баранов, коров и буйволов, неожиданно и неспешно переходивших дорогу.

-28
-29
-30

Анечка видела зелёные возделанные поля, современную сельхозтехнику и счастливых крестьян периода сбора очередного урожая, и восхищалась, как упорным трудом им удаётся превращать эту пустыню в цветущий сад.

-31

На всех трёх постах азербайджанского ГАИ меня останавливали менты и говорили, что я должен заплатить штраф. Мой вопрос «за что?» повергал их в недоумение: такой наглости они не ожидали. В первый раз, в свою очередь, я тоже несколько опешил, но потом разобрался и стал смелее: «Нет денег, совсем нет, могу дать сто русских рублей». Меня возвращали жене со словами: «Твой муж бедный совсем, я его отпускаю, да?» Видимо, это должно было меня страшно унизить. Столкновение менталитетов, однако!

Вместе с темнотой пришла долгожданная ночная прохлада, началось двустороннее движение с постоянными ремонтами и ямами, ничего толком не видно. Мы пристроились в хвост порожнего грузовика, который держал комфортные 90 км/ч и очень заботливо вёл нас километров двести подряд, предупредительно моргая поворотниками и стоп-сигналами, пока у нас не кончился бензин и мы не отстали. Потом был поворот на Баку, наконец снова отличный автобан, сильный боковой ветер с неуловимым запахом моря. Добрых полчаса ехали вдоль горящего огнями НПЗ, похожего на марсианскую колонию землян. Вдали, в кромешной темноте, – там, где по моим представлениям должно было быть море, – полыхал циклопический факел, озаряя половину неба: как мы узнали позже, это в Каспии горела нефтяная платформа, которую уже несколько недель не могли потушить.

Наконец мы въехали в город: добро пожаловать в Баку! Справа на искусственном полуострове нас встречала высоченная мачта с флагом Азербайджана какого-то невероятного (даже сравнить не с чем) размера, лазерные установки чертили узоры на облаках, а слева на холме полыхали виртуальным факелом три близнеца-небоскрёба.

-32
-33
-34

Потрясённые увиденным, мы с трудом прорвались в центр: почти московские пробки, дорогие автомобили, зелёные парки, шикарные отели, пёстрые толпы гуляющих. Главное отличие от привычного столичного трафика заключалось в том, что никто не пользовался поворотниками. Никогда и нигде! Каждый раз, по привычке включая указатель поворота, я чувствовал, как сильно мы выделяемся из толпы. К тому же, других «Уралов» с коляской тоже не наблюдалось.

-35
-36

Стало очевидно, что в центре не найти недорогой гостиницы. Проконсультировавшись с таксистом, мы покинули набережную и по широкому проспекту доехали до рекомендованного отеля, где я направился на переговоры с администрацией. Как выяснилось, торговаться в Баку можно везде, даже в отелях, супермаркетах и аптеках.

-37
-38

В это время снаружи раздался вой спортивного мотоцикла, а через несколько секунд тот же мотор на холостых пробубнил обратно и затих у входа. Я решил немедленно узнать, в чём дело, и очень кстати направился к выходу: администратор понял меня по-своему и сразу же сбросил ещё процентов десять цены. Крикнув через плечо, что согласен, я вышел на улицу.

-39

Аня уже беседовала с двумя крупными мотоциклистами в трениках и кедах, а рядом остывал быстрый пластмассовый байк. Ребята просто увидели девушку на «Урале» с московским номером, ну и не смогли проехать мимо, вернулись спросить, не нужна ли помощь. Познакомились с Владом и Русланом: оказывается, парни уже много лет живут в Москве и отлично знают наш город, а домой приезжают на несколько месяцев летом. Договорились встретиться утром, нам обещали показать город.

Спали тяжело: кровати неудобны, кондиционер не работал, в открытые окна всю ночь ревел проспект, и даже завтрака нет. Утром решили переезжать и подыскали в интернете другую гостиницу. В назначенное время наши спортбайкеры не явились, и мы покинули отель, на всякий случай оставив администратору номер телефона для связи.

-40
-41

Новая гостиница находилась в Старом городе, внутри древних крепостных стен: тихо, уютно, практически за ту же цену нам достался большой двухкомнатный номер. Видимо, вчера я далеко не полностью исчерпал возможности торга! Разместились и пошли гулять по центру.

-42
-43
-44
-45
-46

Праздник, настоящий праздник! Роскошная, зелёная, широченная набережная, которую называют Бульваром, повсюду туристы и праздные пешеходы, шикарные гостиницы вдоль берега и, конечно, море! Море – это ведь всегда праздник.

-47
-48
-49
-50
-51

Каждая улица буквально кричала о том, что здесь есть нефть, очень много нефти, и главное – нефть есть уже очень давно! В центре много застройки 19 века, когда местные магнаты мерились кошельками, приглашая лучших архитекторов со всей Европы.

-52
-53
-54
-55

Архитектурное наследие советского периода, к счастью, почти полностью ликвидировано, а современные небоскрёбы в ново-азиатском стиле яркими жирными мазками дополнили классический фон дореволюционного Баку, придав городу необыкновенный колорит: этакий сплав Востока и Запада, смесь Парижа и Абу-Даби.

-56
-57
-58
-59
-60

Ближе к вечеру позвонил вчерашний знакомый, и через четверть часа мы уже залезали в автомобиль к Владу и его подруге Оксане. Вскоре к нам присоединился Руслан, и мы покинули центральную часть города, углубившись в спальные районы.

-61

Друзья привезли нас в «правильную» чайхану вдали от туристических кварталов, чтобы накормить настоящим азербайджанским хинкалом или, как шутили сами ребята, «антихинкали»: вкуснейший мясной фарш не завернут в большой пельмень, как полагается в грузинской кухне, а перемешан на тарелке с мелко нарезанным слоёным тестом на манер макарон по-флотски. Вкусно невероятно! Только порция очень уж нескромная, не все смогли справиться.

-62
-63
-64

Потяжелевшие, мы выбрались на свежий воздух и сразу же помчались куда-то дальше по пустому ночному шоссе через темноту и пустыри, протряслись между какими-то ангарами и гаражами и наконец оказались в одинокой чайхане на пустынном пляже. Здесь, на деревянной терраске над водой, нам накрыли стол, подали чай, какие-то сладости. И мы предались чуду человеческого общения: бесконечно разговаривали, смеялись, рассказывали друг другу случаи из жизни, вспоминали путешествия, обсуждали мотоциклы. Всё было ужасно интересно, душевно и весело, словно мы – старые друзья и вот, наконец, встретились после долгой разлуки. Под дощатым полом уютно плескалось невидимое в темноте море.

Я обратил внимание, что наши друзья использовали в разговоре слово «азер» в таком же несколько пренебрежительном тоне, как зачастую можно услышать в наших широтах.

– А вы, простите, тогда кто? – попытался я уточнить, озадаченный.

– Как, кто? Мы – бакинцы!

Да, бакинцы – совершенно особенный культурно-этнический феномен, «азерами» они называют всех остальных жителей своей страны. У всех наших приятелей русский язык – родной, азербайджанский учили уже во взрослом возрасте. Оксана родилась в Вологодской области, Руслан – вообще в Норильске. Тут же, к слову, затронули вопрос возраста: я сообщил свой год рождения. Ребята ответили, что в Азербайджане почти нет мужчин 74-го и моего, 75-го годов – как раз на их призыв пришлась война, и практически все погибли. Вот оно, как… Да, не заживёт эта рана ещё очень долго.

-65
-66

Уже почти под утро нас повезли смотреть салон официального дилера «Харлей-Дэвидсон» на другой конец города, по дороге Руслан, сверившись со смартфоном, сообщил размеры того самого гигантского флага: несложный расчёт площади дал цифру 30 соток, как раз можно накрыть весь наш дачный участок. В квартале мотосалона велись масштабные строительные работы: какие-то ямы, кучи гравия и посреди этого постапокалипсического пейзажа гордо светился логотип «американской легенды». Уже под утро Оксана с Владом подвезли нас с Анечкой до гостиницы, взяв обещание продолжить развлекательную программу на следующий день.

***

Поздним утром мы снова отправились на прогулку: Старый город, опять набережная, центральные пешеходные и торговые улицы, фонтаны, кафе.

-67
-68
-69
-70
-71

Мы снова и снова восхищались красотой этого города, его богатством, безупречной чистотой и порядком.

-72
-73
-74
-75
-76

Купили магнитики и сувениры, выпили по ледяному пиву на скамейке в тени, потом по чаю со сладостями.

-77
-78
-79
-80

Последний вечер в Баку мы провели в обществе наших новых друзей в чайхане под Девичьей башней. Пили душистый чай и лакомились экзотическими варениями из тута, орехов и чего-то ещё необычного.

-81
-82
-83

Вернувшись к гостинице, мы застали какого-то алкаша верхом на моём «Урале». Пьянчуга наотрез отказывался слезать с мотоцикла, что-то ему ласково бормотал и поглаживал по баку. Пришлось позвать на помощь полицейского.

-84

Было весело, интересно и легко, а Влад обещал утром забрать Анечку из гостиницы и на автомобиле отвезти в аэропорт. «Как хорошо, что мы встретили этих замечательных ребят!» – размышлял я, – «Остановись мы у той гостиницы буквально на несколько минут позже, ведь и не было бы этой встречи, и наши дни в Баку прошли бы совершенно по-другому, а завтра я бы повёз Аню в аэропорт, рискуя потерять драгоценное время и не успеть проскочить Дагестан посветлу. Всё не случайно!»

-85
-86
-87

Так думал я, счастливо улыбаясь, ещё не зная, что спустя сутки буду разглядывать пулемётную ленту на блокпосту под Махачкалой, совсем один, на камуфляжном мотоцикле и в портупее… Вообще-то, мы планировали проехать Дагестан и Чечню вдвоём с моим товарищем Васей ПЗ, но судьба распорядилась иначе. Эх, Вася, Вася…

-88

Продолжение здесь

Моя книга и другие работы здесь

***