Вчера я приехала в родной посёлок на встречу одноклассников. Встречаемся мы обычно летом, когда удобно большинству. К определенной дате не привязываемся.
Смотрю, вроде собрались все, кого ждали, только Юрки нет. Какая же встреча без Юрки? Он у нас главный заводила и весельчак.
Звоню Юрке. Берет трубку его сын:
-Никола, а где папа?
-Запил...
-Как это?- я опешила, но в глубине души уже понимала о чем речь.
-Теперь это на неделю-говорит грустно Никола.
-Понимаю я...
Так жалко стало этого мальчишку. Ему лет 12, наверное. Как я его понимаю! Только мать его не понимаю.
Не понимаю и свою маму. Ведь жила всю жизнь вот так вот. Тряслась, что папа выпьет где-то и погрузится в долгий запой, из которого его может вывести только тяжёлое состояние, при котором он уже не может продолжать пить. Тогда мама сама спасала его.
Со временем они перестали ходить на дружеские вечеринки с алкоголем. Они перестали отмечать праздники и у нас дома. Потом и их перестали приглашать в гости.
Мама даже старалась, чтобы он не вспомнил про ее день рождения. Чтобы не нашел повод налить рюмочку и с неё уйти в запой. Но папе повод был не нужен.
Все детство я помню, как мама искала отца по кочегаркам, под заборами и в канавах. Помню, как ругала его и плакала. Как спала около входной двери на раскладушке, чтобы он ночью не ушел за очередной порцией.
Искала и находила заначки в жидком и бумажном виде.
Сейчас мама жалуется, что он испортил ей жизнь. Что у нее нервы расшатаны, а здоровье подорвано.
-Зачем это всё? - спрашиваю я у неё. - Почему ты не ушла от него?
-Мне некуда было идти.
-Некуда? Мы всегда жили в твоей квартире, которую ты получила. А у него всегда неподалёку жила мама, пусть бы он к ней и шёл.
-Я хотела, чтобы у вас был отец.
-Да, мы очень были "счастливы", когда ты плакала, когда он спал в кустах, когда болел после запоя.
Я думала это пережиток прошлого, и нормальные женщины уже не живут с такими... Живут оказывается.
Сочувствую, переживаю и не понимаю.
Моя приятельница Оксана по-другому решила этот вопрос с матерью и отцом алкоголиком. Правда уже во взрослом возрасте, когда переехала от родителей к мужу.
Она сказала своей маме:
- Я больше не могу сочувствовать человеку, который добровольно сидит на раскаленной печи. Или уходи от него, или больше не жалуйся мне, как тебе с ним плохо. Я не хочу это слушать.
Мама больше не жаловалась. Но от отца не ушла. Так и прожила с ним. Оксана не приходила к ним домой, не знакомила с дедом своих детей. Не спрашивала про отца. С мамой общалась, встречалась, приглашала в гости.