Где пройдут главные соревнования, что посмотреть, что надеть и куда сходить в туалет
Содержание:
- Новая архитектура для Токио-2020:
Национальный стадион
Гимнастический центр Ариаке
Аквацентр Ариаке
Арена Ариаке и теннисный комплекс
Мусасино Форест Спорт Плаза - Фокус на реиспользование и «устойчивое развитие»
Национальный стадион Ёёги. Классика модернизма
Ниппон Будокан: Зал боевых искусств (или сновидений) - Временные павильоны
Общественные туалеты
Олимпийская деревня
Предметный и промышленный дизайн - И всё-таки: экология или лицемерие? Про выбросы углеводородов и про деньги
Новая архитектура для Токио-2020
Номер один: Национальный стадион
Зрелищная церемония открытия XXXII летних Олимпийских игр позади. Как и другие торжественные мероприятия, а также соревнования по легкой атлетике и футболу принимает новый национальный стадион вместимостью 60 057 зрителей, построенный по проекту Кенго Кумы. С 1958 по 2014 на этом же месте находился другой (тоже национальный) стадион, спроектированный японским архитектором Мицуо Катаямой к XVIII летним Олимпийским играм (тоже в Токио).
В 2014, когда зашел разговор о сносе старого стадиона, было немало протестов. Люди не хотели, чтобы стадион 1958 года сменила престранная конструкция от бюро Захи Хадид. Проект от Zaha Hadid Architects победил в международном конкурсе, но вместе с горожанами и активистами против строительства выступили и профессиональные архитекторы – например, лауреаты Притцкеровской премии Тойо Ито и Фумихико Маки.
Онлайн-петицию против мегаломанской арены, предусматривавшей, в частности, уничтожение садов синтоистского храма Мэйдзи, подписали несколько десятков тысяч человек. Причин много: раздутый бюджет, эстетические претензии и, главное, историческое значение, потому что стадион Катаямы в свое время был символом возрождения страны после Второй мировой войны, воплощением японского экономического чуда. Но власти решили иначе, стадион всё равно снесли, а вместо бюро Захи Хадид новый стадион проектировал уже японец.
Гимнастический центр Ариаке
Здесь пройдут соревнования по спортивной и художественной гимнастике и по прыжкам на батуте. Общая вместимость 12 000 зрителей. Снова акцент на экологичности и «устойчивом развитии» (это словосочетание уже давно стало общим местом, и нынешние игры – лишнее тому подтверждение). Каркас из стали, но основной материал конструкции – дерево, японский кедр, из которого выполнены перекрытия, фасады, трибуны и крыша. Традиционно, безопасно, красиво и, что важно, легко: вес дерева значительно меньше, чем у бетона или кирпича.
Сначала сооружение планировали сделать временным, а после игр разобрать трибуны и переоборудовать спортивный центр в выставочный павильон. Но в итоге решили оставить всё как есть еще на 10 лет.
Гимнастический центр Ариаке сочетает в себе видимую оригинальность и некоторую универсальность, даже типичность. Вроде бы авторы отдают дань японским традициям: здание окружено открытой галереей по аналогии с верандами энгава, которые огибают традиционный японский дом. Высоту попытались максимально сократить, а линии сгладить, чтобы центр не выбивался из городской ткани жилого района.
Архитекторы называют свой проект «деревянным судном, которое парит по поверхности залива» – отсюда и естественность конструкции, ее легкость и решительное несоответствие всем тем представлениям о закрытых и непроницаемых спортивных объектах-монолитах, примеров которых очень много в истории культуры.
Но с другой стороны гимнастический центр Ариаке похож на дюжины, если не сотни «парящих» временных павильонов по всему миру и напоминает не что иное, как крытый бассейн. И не надо забывать, что построили его представители больших архитектурных фирм – это Nikken Sekkei, второе по величине архитектурное бюро в мире, фактически международная корпорация, и Shimizu Corporation, один из пяти крупнейших подрядчиков в Японии.
Молодые и независимые архитекторы справедливо возмущены, потому что их даже близко не подпускают к такого рода проектам, ведь всегда есть кому осваивать гигантские бюджеты – это, как правило, такие крупные международные фирмы, концерны, архитектурные корпорации.
Аквацентр Ариаке
Еще один олимпийский объект – центр для водных видов спорта с вместимостью 15 000 человек. Расположен тоже в районе Ариаке, примыкающем к искусственному острову Одайба в Токийском заливе.
Проектом занимались инженеры из старейшей японской архитектурной фирмы Yamashita Sekkei вместе с сыном Кензо Танге Полом Норитака Танге. По справедливому замечанию архитектурного критика The Guardian Роуэна Мура, здание аквацентра в виде перевернутой пирамиды напоминает то ли посольство 1960-х в какой-нибудь тропической стране, то ли университетскую библиотеку на Среднем Западе.
Арена Ариаке и уникальный теннисный комплекс
В Ариаке построили еще и Арену Ариаке для соревнований по волейболу. Чтобы увидеть нечто подобное, не нужно летать ни на Средний Запад, ни в Токио – достаточно прокатиться на трамвае до ближайшего торгово-развлекательного комплекса на Ленинском проспекте – настолько это знакомо.
Обилие олимпийских объектов именно в Ариаке на побережье Токийского залива объясняется тем, что ранее, когда город Токио подавал заявку на проведение Летней олимпиады 2016 года, здесь уже находился один из главных и самых достойных спортивных объектов – знаменитый теннисный парк Ариаке 1987 года постройки, с несколькими оборудованными крытыми и закрытыми кортами и центральным кортом Ariake Coliseum – одним из немногих в мире профессиональных кортов с раздвижной крышей.
Мусасино Форест Спорт Плаза
Один из наиболее странных и нелепых объектов нынешней Олимпиады был построен раньше остальных и стоил $300 млн. Гигантская арка, покрытая стилизованной чешуей, в определенный момент переходит в карниз, превращаясь в нечто среднее между ледовым дворцом и певческим полем. Вместимость 7 200 человек, которых, впрочем, всё равно не пустят: бадминтон и пятиборье придется смотреть онлайн.
Фокус на реиспользование и «устойчивое развитие»
Из 42 олимпийских объектов в Токио 34 представляют собой уже существующие старые здания, приспособленные под повторное использование. Таковы некоторые объекты Олимпиады-1964, отреставрированные и переформатированные под новые виды спорта.
Национальный стадион Ёёги. Классика модернизма
Например, знаменитый Национальный стадион Ёёги, построенный великим Кензо Танге и являющийся одним из его лучших произведений, изначально проектировался для водных видов спорта, но в этом году здесь пройдут гандбольные матчи, параолимпийский бадминтон и регби.
(Кстати, Кума решил стать архитектором в тот момент, когда в детстве увидел стадион Танге – такая вот преемственность поколений.)
Ниппон Будокан: Зал боевых искусств (или сновидений)
Еще одна необыкновенная арена – это Ниппон Будокан, построенный к Олимпиаде 1964 года для проведения соревнований по боевым искусствам. Архитектора Мамору Ямаду тогда критиковали за чрезмерную традиционность (!) конструкции. Он и правда вдохновлялся японской традицией, а именно – павильоном Юмедоно (зал сновидений) в Хорю-дзи, древнем буддийском храме старой японской столицы Нары (это VII-VIII век, внесен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО).
Здесь тоже восемиугольная крыша, те же характерные изгибы, аналогичный пьедестал со ступеньками и даже выразительные перекрытия, которые напоминают о традиционном деревянном орнаменте на фасаде Юмедоно.
После 1964 арена часто использовалась как концертный зал, здесь выступали «Битлз», «Deep Purple» и все-все-все, а на этих играх Будокан снова примет боевые искусства дзюдо и карате.
Напомню, что некоторые объекты, построенные специально к Олимпийским играм 1964 года и ставшие токийскими достопримечательностями (в частности, стадионы Танге и Катаямы и интерьер Будокана), можно увидеть в великом документальном фильме Кона Итикавы «Токийская олимпиада» (1965) – эталоне как кино о спорте, так и операторского искусства.
Читайте также:
И всё-таки: экология или лицемерие?
На эту тему вчера вышла полемическая статья на популярном сайте про дизайн и архитектуру dezeen. В ней автор ссылается на исследование, проведенное специалистами из Лозаннского университета, которые оспаривают декларации японской стороны о якобы «самых экологичных играх в истории». Несмотря на всё это зеленое строительство, медали из старых смартфонов, униформу из переработанных бутылок колы и крайне симпатичный эко-дизайн всего вокруг, выбросы углеводородов никак не сократятся и даже не выйдут в ноль, а – наоборот – увеличатся. И виной тому (в том числе) раздувание масштаба (и, соответственно, бюджета) самого этого мероприятия. Если в 1964, говорит эксперт, на Олимпиаду приехало 5 500 спортсменов, в этом году их будет около 12 000. Нельзя увеличивать вместимость и при этом экономить ресурсы. Нельзя строить из дерева и сокращать выбросы: «строить из дерева» значит «активно вырубать деревья», а это так себе вклад в сохранение планеты (и к тому же очевидная логическая ошибка).
Напоследок – про деньги. Перед прошлым Чемпионатом мира по футболу было много разговоров по поводу безумных трат на строительство стадиона Крестовский в Петербурге. По официальным данным, стадион обошелся в 43 млрд рублей, что составляет примерно полмиллиарда долларов США. На этом фоне токийский стадион обошелся почти в $1,8 млрд, то есть в три раза дороже. По общим затратам Токийская олимпиада уже попала в печальный список самых провальных в финансовом плане олимпийских игр в истории. А на фоне пандемии и с учетом заранее ясной по понятным причинам неокупаемости все попытки японской стороны проявить т. н. экологичность, устойчивость, разговоры о локальных материалах и их дальнейшей переработке, временность и дешевизна сооружений, вся эта напускная экономия на гелях для душа – всё это производит совсем уж мрачное, депрессивное и гнетущее впечатление. Примерно как виды этой идеально новой, но такой унылой архитектуры Олимпийской деревни и новых спортивных объектов нынешней Олимпиады.
Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями👨👩Подписывайтесь на канал 💡