Найти тему
Киноа: кино + архитектура

Путеводитель по новым спортивным объектам Олимпиады в Токио-2020: архитектура, дизайн, экология

Оглавление

Где пройдут главные соревнования, что посмотреть, что надеть и куда сходить в туалет

Содержание:

  • Новая архитектура для Токио-2020:
    Национальный стадион
    Гимнастический центр Ариаке
    Аквацентр Ариаке
    Арена Ариаке и теннисный комплекс
    Мусасино Форест Спорт Плаза
  • Фокус на реиспользование и «устойчивое развитие»
    Национальный стадион Ёёги. Классика модернизма
    Ниппон Будокан: Зал боевых искусств (или сновидений)
  • Временные павильоны
    Общественные туалеты
    Олимпийская деревня
    Предметный и промышленный дизайн
  • И всё-таки: экология или лицемерие? Про выбросы углеводородов и про деньги
-2

Новая архитектура для Токио-2020

Номер один: Национальный стадион

Зрелищная церемония открытия XXXII летних Олимпийских игр позади. Как и другие торжественные мероприятия, а также соревнования по легкой атлетике и футболу принимает новый национальный стадион вместимостью 60 057 зрителей, построенный по проекту Кенго Кумы. С 1958 по 2014 на этом же месте находился другой (тоже национальный) стадион, спроектированный японским архитектором Мицуо Катаямой к XVIII летним Олимпийским играм (тоже в Токио).

Проект лондонского бюро Zaha Hadid Architects, в итоге отклоненный
Проект лондонского бюро Zaha Hadid Architects, в итоге отклоненный

В 2014, когда зашел разговор о сносе старого стадиона, было немало протестов. Люди не хотели, чтобы стадион 1958 года сменила престранная конструкция от бюро Захи Хадид. Проект от Zaha Hadid Architects победил в международном конкурсе, но вместе с горожанами и активистами против строительства выступили и профессиональные архитекторы – например, лауреаты Притцкеровской премии Тойо Ито и Фумихико Маки.

Онлайн-петицию против мегаломанской арены, предусматривавшей, в частности, уничтожение садов синтоистского храма Мэйдзи, подписали несколько десятков тысяч человек. Причин много: раздутый бюджет, эстетические претензии и, главное, историческое значение, потому что стадион Катаямы в свое время был символом возрождения страны после Второй мировой войны, воплощением японского экономического чуда. Но власти решили иначе, стадион всё равно снесли, а вместо бюро Захи Хадид новый стадион проектировал уже японец.

Гимнастический центр Ариаке

Здесь пройдут соревнования по спортивной и художественной гимнастике и по прыжкам на батуте. Общая вместимость 12 000 зрителей. Снова акцент на экологичности и «устойчивом развитии» (это словосочетание уже давно стало общим местом, и нынешние игры – лишнее тому подтверждение). Каркас из стали, но основной материал конструкции – дерево, японский кедр, из которого выполнены перекрытия, фасады, трибуны и крыша. Традиционно, безопасно, красиво и, что важно, легко: вес дерева значительно меньше, чем у бетона или кирпича.

Сначала сооружение планировали сделать временным, а после игр разобрать трибуны и переоборудовать спортивный центр в выставочный павильон. Но в итоге решили оставить всё как есть еще на 10 лет.

Гимнастический центр Ариаке сочетает в себе видимую оригинальность и некоторую универсальность, даже типичность. Вроде бы авторы отдают дань японским традициям: здание окружено открытой галереей по аналогии с верандами энгава, которые огибают традиционный японский дом. Высоту попытались максимально сократить, а линии сгладить, чтобы центр не выбивался из городской ткани жилого района.

Архитекторы называют свой проект «деревянным судном, которое парит по поверхности залива» – отсюда и естественность конструкции, ее легкость и решительное несоответствие всем тем представлениям о закрытых и непроницаемых спортивных объектах-монолитах, примеров которых очень много в истории культуры.

Но с другой стороны гимнастический центр Ариаке похож на дюжины, если не сотни «парящих» временных павильонов по всему миру и напоминает не что иное, как крытый бассейн. И не надо забывать, что построили его представители больших архитектурных фирм – это Nikken Sekkei, второе по величине архитектурное бюро в мире, фактически международная корпорация, и Shimizu Corporation, один из пяти крупнейших подрядчиков в Японии.

Молодые и независимые архитекторы справедливо возмущены, потому что их даже близко не подпускают к такого рода проектам, ведь всегда есть кому осваивать гигантские бюджеты – это, как правило, такие крупные международные фирмы, концерны, архитектурные корпорации.

Аквацентр Ариаке

Еще один олимпийский объект – центр для водных видов спорта с вместимостью 15 000 человек. Расположен тоже в районе Ариаке, примыкающем к искусственному острову Одайба в Токийском заливе.

Не посольство и не библиотека, а арена для водных видов спорта
Не посольство и не библиотека, а арена для водных видов спорта

Проектом занимались инженеры из старейшей японской архитектурной фирмы Yamashita Sekkei вместе с сыном Кензо Танге Полом Норитака Танге. По справедливому замечанию архитектурного критика The Guardian Роуэна Мура, здание аквацентра в виде перевернутой пирамиды напоминает то ли посольство 1960-х в какой-нибудь тропической стране, то ли университетскую библиотеку на Среднем Западе.

Арена Ариаке и уникальный теннисный комплекс

В Ариаке построили еще и Арену Ариаке для соревнований по волейболу. Чтобы увидеть нечто подобное, не нужно летать ни на Средний Запад, ни в Токио – достаточно прокатиться на трамвае до ближайшего торгово-развлекательного комплекса на Ленинском проспекте – настолько это знакомо.

Волейбольная арена Олимпиады в Токио-2020
Волейбольная арена Олимпиады в Токио-2020

Обилие олимпийских объектов именно в Ариаке на побережье Токийского залива объясняется тем, что ранее, когда город Токио подавал заявку на проведение Летней олимпиады 2016 года, здесь уже находился один из главных и самых достойных спортивных объектов – знаменитый теннисный парк Ариаке 1987 года постройки, с несколькими оборудованными крытыми и закрытыми кортами и центральным кортом Ariake Coliseum – одним из немногих в мире профессиональных кортов с раздвижной крышей.

Теннисный парк Ариаке
Теннисный парк Ариаке

Мусасино Форест Спорт Плаза

Один из наиболее странных и нелепых объектов нынешней Олимпиады был построен раньше остальных и стоил $300 млн. Гигантская арка, покрытая стилизованной чешуей, в определенный момент переходит в карниз, превращаясь в нечто среднее между ледовым дворцом и певческим полем. Вместимость 7 200 человек, которых, впрочем, всё равно не пустят: бадминтон и пятиборье придется смотреть онлайн.

Фокус на реиспользование и «устойчивое развитие»

Из 42 олимпийских объектов в Токио 34 представляют собой уже существующие старые здания, приспособленные под повторное использование. Таковы некоторые объекты Олимпиады-1964, отреставрированные и переформатированные под новые виды спорта.

Национальный стадион Ёёги. Классика модернизма

Например, знаменитый Национальный стадион Ёёги, построенный великим Кензо Танге и являющийся одним из его лучших произведений, изначально проектировался для водных видов спорта, но в этом году здесь пройдут гандбольные матчи, параолимпийский бадминтон и регби.

(Кстати, Кума решил стать архитектором в тот момент, когда в детстве увидел стадион Танге – такая вот преемственность поколений.)

Ниппон Будокан: Зал боевых искусств (или сновидений)

Еще одна необыкновенная арена – это Ниппон Будокан, построенный к Олимпиаде 1964 года для проведения соревнований по боевым искусствам. Архитектора Мамору Ямаду тогда критиковали за чрезмерную традиционность (!) конструкции. Он и правда вдохновлялся японской традицией, а именно – павильоном Юмедоно (зал сновидений) в Хорю-дзи, древнем буддийском храме старой японской столицы Нары (это VII-VIII век, внесен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО).

Здесь тоже восемиугольная крыша, те же характерные изгибы, аналогичный пьедестал со ступеньками и даже выразительные перекрытия, которые напоминают о традиционном деревянном орнаменте на фасаде Юмедоно.

Юмедоно. Принт Мори Масамото, 1951 г.
Юмедоно. Принт Мори Масамото, 1951 г.
Арена боевых искусств Ниппон Будокан
Арена боевых искусств Ниппон Будокан

После 1964 арена часто использовалась как концертный зал, здесь выступали «Битлз», «Deep Purple» и все-все-все, а на этих играх Будокан снова примет боевые искусства дзюдо и карате.

Напомню, что некоторые объекты, построенные специально к Олимпийским играм 1964 года и ставшие токийскими достопримечательностями (в частности, стадионы Танге и Катаямы и интерьер Будокана), можно увидеть в великом документальном фильме Кона Итикавы «Токийская олимпиада» (1965) – эталоне как кино о спорте, так и операторского искусства.

Читайте также:

Униформа из переработанных пластиковых бутылок колы
Униформа из переработанных пластиковых бутылок колы

И всё-таки: экология или лицемерие?

На эту тему вчера вышла полемическая статья на популярном сайте про дизайн и архитектуру dezeen. В ней автор ссылается на исследование, проведенное специалистами из Лозаннского университета, которые оспаривают декларации японской стороны о якобы «самых экологичных играх в истории». Несмотря на всё это зеленое строительство, медали из старых смартфонов, униформу из переработанных бутылок колы и крайне симпатичный эко-дизайн всего вокруг, выбросы углеводородов никак не сократятся и даже не выйдут в ноль, а – наоборот – увеличатся. И виной тому (в том числе) раздувание масштаба (и, соответственно, бюджета) самого этого мероприятия. Если в 1964, говорит эксперт, на Олимпиаду приехало 5 500 спортсменов, в этом году их будет около 12 000. Нельзя увеличивать вместимость и при этом экономить ресурсы. Нельзя строить из дерева и сокращать выбросы: «строить из дерева» значит «активно вырубать деревья», а это так себе вклад в сохранение планеты (и к тому же очевидная логическая ошибка).

Напоследок – про деньги. Перед прошлым Чемпионатом мира по футболу было много разговоров по поводу безумных трат на строительство стадиона Крестовский в Петербурге. По официальным данным, стадион обошелся в 43 млрд рублей, что составляет примерно полмиллиарда долларов США. На этом фоне токийский стадион обошелся почти в $1,8 млрд, то есть в три раза дороже. По общим затратам Токийская олимпиада уже попала в печальный список самых провальных в финансовом плане олимпийских игр в истории. А на фоне пандемии и с учетом заранее ясной по понятным причинам неокупаемости все попытки японской стороны проявить т. н. экологичность, устойчивость, разговоры о локальных материалах и их дальнейшей переработке, временность и дешевизна сооружений, вся эта напускная экономия на гелях для душа – всё это производит совсем уж мрачное, депрессивное и гнетущее впечатление. Примерно как виды этой идеально новой, но такой унылой архитектуры Олимпийской деревни и новых спортивных объектов нынешней Олимпиады.

Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями👨‍👩‍Подписывайтесь на канал 💡