Найти тему

Трижды бросала книгу, в итоге прочитала шедевр

Алексей Поляринов «Риф»

Обложка книги с сайта ЛитРес.
Обложка книги с сайта ЛитРес.

О сектах, родителях и влиянии их на нашу жизнь

«Риф» Поляринова - из тех книг, к которым надо «привыкнуть». Я бросала чтение раза три. В последний раз решила пробежать глазами прочитанное, чтобы понять: почему мне не нравится роман, написать об этом и - отложить в сторону. Четвёртый «заход» оказался удачным: я не рассталась с книгой, пока не дочитала.

Сначала зацепилась за точные, но емкие высказывания (во-первых, всегда подобное любила, во-вторых, сейчас цитаты эти помогают построить работу по подготовке к Итоговому сочинению).

«Если начнем вычеркивать из истории сомнительных персонажей, у нас не останется истории».
Или: «...Чтобы перевернуть страницу, ее сначала нужно прочитать».
Или: «Прошлое – это ресурс, который нужно учиться не только добывать, но и хранить».

А потом стала догадываться, как связаны все нити повествования, и оторваться уже не могла.

Идея - 10 баллов

О культах и сектах, может быть, и написано немало. Может, и есть более честные, доведенные до логического конца книги (претензии, высказанные в некоторых отзывах на «Риф»). Культ на самом деле болезненная и тяжёлая тема. И трудно не согласиться с тем, что многим из нас кажется, что все это нас не касается.

«Нам кажется, что в секты попадают только глупые и необразованные люди. В самом деле, кем надо быть, чтобы купиться на то, что пишут в этих тупых брошюрах, правда?»

Сколько бы о сектах ни писали, сколько бы ни предупреждали об их опасности, всегда будет кто-то, у кого случится нечто, подтолкнувшее его к страшной грани. Поэтому никогда не потеряет актуальности и тема.

Сюжет - 10 баллов

Поляринов, создавая разновременные платы, не отказывается от модного ныне параллельного повествования, однако мы до последнего об этом не догадываемся. Мы уверены, что все происходит одновременно. Писатель просто играл с читателем и временем. Это не три параллельные истории, это три судьбы, связанные вместе задолго до рождения одной из героинь.

Поляринов свёл воедино все сюжетные линии, которые, казалось, совсем никак не могут об одном и том же. Героини разные, истории их и вовсе не похожи (но так только на первый взгляд), живут они не просто в разных местах - в разных странах.

Кира. Северный Сулим. Браконьерский промысел и тайна расстрела рабочих в 60 годы (за основу взят исторический факт Новочеркасска). местный колорит, местный фольклор с захватывающими суровыми легендами.

Лили. Выросшая в Америке, но имеющая русский корни со стороны матери. Она приезжает в университет Миссури, чтобы стать «избранной» аспиранткой необычного профессора.

Таня. Москвичка. Настолько сильно эмоционально подавлена матерью, что скрывает от нее все важное в жизни: мечту о будущей специальности, мужчину, с которым делит жизнь.

«Мать всегда находила слова, которые били больнее всего. А клише «ты сама выбрала эту жизнь» было одним из ее любимых; она использовала его как щит, как заклинание, чтобы прикрыться от реальности, или точнее – от тех нюансов реальности, которые ее не устраивали или которых она не понимала и не хотела понять. Иногда Тане казалось, что именно эта реплика, это клише, не дает им помириться и жить как нормальные люди. Потому что сама Таня видела все иначе. Она была уверена, что на самом деле мы почти ничего не выбираем. Не выбираем свое тело. Не выбираем темперамент. Не выбираем химию мозга. Не выбираем, где родиться. И самое главное – не выбираем родителей. Последнее мучило ее сильнее всего». И вдруг... Вдруг мать неожиданно уходит в секту. Пожалуй, формально именно этот поворот сюжета можно называть завязкой действия. Теперь все линии будут сводиться в одну - общую, и в финале нас будет ждать разгадка. Разгадка, но не решение всех проблем. В жизни это невозможно, поэтому и роман отчасти имеет открытый финал.
И все-таки главная тема - проблема отцов и детей. Насколько влияют родители на нашу жизненную стезю? Любим ли мы родителей за что-то или просто за то, что они наши родители? Можем ли мы, отрекшись от корней, изменить свою суть? И это только часть вопросов, которые неизменно встанут после прочтения романа.
Мать Тани (пока мы не узнаем ее настоящего имени - ближе к концу, она так и будет - мать) чуть ли не главный антигерой. Чем больше узнаешь,тем чаще посещает мысль: главное - самой такой не стать, чтобы моего ребенку не нужен был «перевод с материнского на русский», то есть с языка «я, и только я, знаю, как правильно!»

И когда Таня теряет мать, понимаешь ее чувства, хорошо понимаешь!

«Мне до сих пор кажется, что я спасаю ее как бы по инерции. Не потому, что хочу спасти, а потому, что так принято – вытаскивать родственников из сект. Мне кажется, что я на самом деле не особо за нее беспокоюсь, я только изображаю беспокойство, потому что в глубине души я ее, – Таня снова зажмурилась, словно боялась произнести последнее слово, – я ее ненавижу. То есть люблю, наверно, но скорее абстрактно, потому что дочь должна любить свою мать, так принято, а ненавижу – вполне конкретно и за вполне конкретные поступки. В глубине души я думаю, что она портит мне жизнь, что она мелочная, недалекая и совершенно неспособная понять, как сильно могут ранить ее слова. И меня тошнит. Тошнит, понимаешь? С тех пор как мы тут пытаемся придумать, как ее вытащить, у меня ощущение, что я притворяюсь, играю некую социальную роль «дочери», «хорошего человека», исполняю ритуал – не потому, что хочу, а потому, что так принято. Спасать мать. Но правда в том, что мне всегда было с ней невероятно тяжело. Сейчас я вспоминаю свою с ней жизнь – и меня трясет!» История же Киры - своего рода возмездие: рано или поздно мы становимся все больше и больше похожи на собственных родителей, повторяем их судьбу, выстраиваем отношения с детьми по образу и подобию. И убежать ни от корней, ни от себя - невозможно!

Герои - 10 баллов

Все три героини, как уже писала, разные. У каждой свой характер, узнаваемый, угадываемый, но вовсе не шаблонный.

Самый же цельный получился образ профессора Гарина. Каждый раз, когда в книгах сюжет поворачивается неожиданно, ругаю себя: если бы читала (слушала) более внимательно, вдумчиво, смогла бы раньше догадаться обо всех подводных течениях. Я же, как правило, если интересно, поглощаю книгу быстрее-быстрее, а осмысливаю потом, наслаждаясь прочитанным. Так в этот раз было с Гариным. По всему романы раскиданы подсказки: он убежден, что «сон для слабаков»; что питаться много ни к чему, а лучший продукт - бананы, в них есть все, необходимое для работы мозга; что музыка должна быть ритмичной - желательно на барабанах. Герой этот, безусловно, лучший из созданных в романе.

То, как будут в конце сплетены герои, поднимает произведение на высокий уровень.

Язык - 10 баллов

Насыщенный, красивый язык с минимальным количеством нецензурных слов (какой ужас, что теперь это стало мерилом хорошей прозы!).

«Если бы мать была пророком, думала Таня, у нее была бы только одна заповедь: «не забывайте страдать».

Почему Риф? В жизни каждого из нас есть свой риф, который стоит на нашем пути, который мешает нам и пройти через который мы можем только САМИ.

Риф - это еще некая точка, в которой сойдутся все сюжетные линии повествования.

Общий балл - 40

За такие книги не просто не стыдно современной литературе. Понятно: именно такие книги должны получать первые премии различных конкурсов. «Риф» вошел в лонг-лист «Большой книги 2021», надеюсь, пройдет и следующие этапы.

«Прошлое – это сложнее, чем «было»/«не было»; прошлое – это ресурс, который нужно учиться не только добывать, но и хранить».