реж. М. Найт Шьямалан
в ролях: Гаэль Гарсия Берналь, Вики Крипс, Руфус Сьюэлл и др.
Семья из четырёх человек приезжает на отдых в шикарный отель на берегу океана. Услужливый управляющий по секрету рассказывает о красивейшем пляже в дали от суеты отеля. Приехав на место герои понимают, что они там не одни.
Когда в 1999 года в прокат вышло «Шестое чувство», мир кино перевернулся. Никому неизвестный режиссёр смог одним фильмом создать новый поджанр, разойтись на цитаты, обзавестись подражателями и стать объектом копирования.
Эту и последующие его картины отличает некий ореол таинственности происходящих событий. Которые, на первый взгляд, абсолютно необъяснимы, в середине дают почву для версий, а в конце раскрываются так, как не смог бы никто предсказать.
С тех пор негласное правило киноманов - не спойлерить концовки его фильмов (примерно, как с развязкой театральной постановки «Мышеловка» Агаты Кристи, чья концовка была удалена с Википедии) И оно принято не безосновательно. Атмосфера его картин построена так, что догадаться о финале (практически) невозможно.
Что стоит запомнить и знать о фильмах Найта, так это то, что всё, что вы видите, не то, чем кажется. Не потому что это иллюзия, а потому что маэстро выстраивает историю так грамотно и сюжетно качественно, что вы никогда не догадаетесь о реальной истории пока вам её не покажут.
В фильмах Шьямалана есть два типа впечатлений - «всё понятно» и «нифига не понятно». Допустим, если вы через полчаса понимаете какой-то принцип, например, почему именно эти люди оказались на этом пляже, это не значит, что вы поймёте зачем. А варианты, которые возникнут у вас для концовки фильма, будут так или иначе ошибочными. Шьямалан смешивает очевидное с неожиданным и делает это мастерски успешно. Последним ярчайшим и успешным примером чисто шьямалановского приёма можно назвать блестящий «Визит».
Во «Времени» с самого начала присутствует ощущение, что ЗДЕСЬ, ЧЕРТ ВОЗЬМИ, ЧТО-ТО НЕ ТАК! Оно не покидает до самого конца... Хотя, вру, меня оно до сих пор не покидает. И кроме отличного сценария, превосходных актёрских работ, обалденного самого пляжа, в этом сыграла роль операторская работа. Обрезанные планы, камера, движущаяся по кругу, полу-лица, отражения, странные ракурсы, рваные кадры и съёмка под неожиданным углом, всё это не даёт сосредоточиться зрителю и вгоняет в состояние дезориентации. В какой-то момент мне показалось, что пляж бесконечный, а оператор нам что-то либо пытается показать, как постоянно пустой грот за спинами героев, либо наоборот от нас прячет, как сцена, где в рост видно только двоих героев, а остальные видны только ниже колен. Эта четкая геометрия кадра в хаотичной деятельности героев вызывает чувство дискомфорта.
А полностью «добивают» атмосферу сами персонажи, которые слишком мутные ребята. Им всем будто есть, что скрывать. И если в главных героях мы почти сразу разбираемся, то остальные - сплошные загадки. В итоге мы получаем очень тревожную, затягивающую, загадочную картину, от которой буквально не по себе. Во второй части фильма есть череда эпизодов, следующих один за другим, как волны, которыми я был буквально поражен и покрывался мурашками снова и снова. Из-за нереальности происходящего, из-за некоего абсурда, я не просто сопереживал им, а представил как это - стать участником этих событий. Поскольку герои постоянно говорили о времени и выдавали естественные (по их мнению) теории происходящего, я впервые ощутил каково это, быть в центре таких событий. И я бы не сказал, что это приятные ощущения, фильм действительно каким-то образом вытянул меня из реальности.
Событий в фильме происходит много, и, продолжая предыдущую мысль, повествование буквально скачет из угла в угол. Пока герои разбираются с приплывшим трупом, за их спинами женщине становится плохо, они несутся к женщине, тем временем что-то происходит или вот-вот произойдёт там, позади. Они бегают по этому острову, словно играя в «челночок». Эта суета выглядит очень реалистично, а отменный перфоманс всех задействованных актёров добавляет ещё больше реальности.
Оригинальное название прямо ко времени отношения не имеет. Даже если смотреть отдалённые варианты перевода, всё равно получается - давний, старый, опытный или прежний. Однако локализация более, чем удачная, даже если посмотреть на сам пляж, песочный пляж, как в часах, или как во фразеологизме «как песок сквозь пальцы», чаще всего употребляемым в отношении быстро бегущего времени. Плюс, повторюсь, постоянные разговоры героев о времени, которого нет, которое надо подождать, которое слишком торопится, которого так часто расходуется зря.
При том, что фильм отвлекает в основном на себя сюжетом, в нём есть и этический вопрос, который выглядит не как основная проблема, а как вброс буквально в самом конце. И для меня он стал настолько неочевидным, что я сам его и не увидел вообще. Посмотрим, получится ли у вас.
Для тех, кто знает Шьямалана "в лицо" и знаком с его творчеством, так же не секрет, что маэстро всегда появляется в своих фильмах в камео, и этот не исключение. Куда более показательно, в какой роли он здесь. А именно - водитель автобуса, который отвозит героев на пляж. Это иносказание можно понять и буквально, но в любом случае - очень красивый ход.
Приятного просмотра!
JG
И да, если в отпуске вам кто-нибудь предложит пойти на красивый, отдалённый пляж… НЕ ХОДИТЕ!
#время #ужасы #триллер #old #elevenland #кино #фильм #чтотысмотришь #чтопосмотреть #премьера