Найти тему
Норвик Банк

Острова озера Титикака: какой недвижимостью владеют местные?

Одно из ключевых условий для признания сооружения недвижимостью – наличие неразрывной связи с землей, на которой оно размещено. Но как быть, если и сама «земля» упруго проминается под ногами как огромный матрас и величаво колышется на воде?

Озеро Титикака находится в Андах на границе Перу и Боливии, на высокогорной равнине Альтиплано. Местный «ноль» находится на впечатляющей высоте в 3800 метров над уровнем моря, а само озеро размером 176х66 км часто называют «южноамериканским Байкалом». По озеру, на высоте, которая обычно принадлежит самолетам, активно ходят корабли и лодки.

Но самое удивительное на озере Титикака – его острова. Всего на острове 40 настоящих «каменных» островов и около сотни крупных рукотворных. Это дело рук целого народа, индейцев уру, которые уже больше 700 лет живут в прямом смысле слова на озере.

По берегам Титикака растут густые заросли местного тростника, который называется тотора. Каждый год он вымахивает больше трехметровой высоты, а потом вянет и высыхает. Из этого тростника индейцы уру делают буквально всё. В том числе и самую основу своего образа жизни – лодки и плавучие острова, которые называются урос.

Историки утверждают, что жить на воде уру начали «благодаря» инкам, которые огнем и мечом (точнее – палицей и дротиками) строили свою империю, когда-то охватывавшую изрядную часть Южной Америки. Спасаясь от завоевателей и сборщиков дани, уру, когда-то жившие на берегах озера и удившие рыбу с лодок, забирали все ценное и уплывали подальше от берега. А там ищи-свищи и требуй дань с бакланов, рыб и черепах. В итоге инки, поняв, что договориться с уру не получится, пересчитать их толком тоже невозможно и много с них не взять, обложили их формальной данью – по миске маиса с семьи – и оставили в покое.

Лодки связывали вместе, потом уру начали строить громадные плоты из тростника, на которых возводили шалаши, а потом перешли и к более крупным формам, создавая целые плавучие острова. Сегодня на таких островах живет около 270 семей народа уру.

-2

В основе строительства плавучего острова лежит все тот же камыш-тотора. Из него делают плавающую по озеру подушку толщиной от полутора метров и более. По краям камыш искусно переплетается большими жгутами так, чтобы он не расползался от ветра и волн, а внутри остров по структуре похож на увеличенный в несколько сотен раз войлок. Получается нечто вроде большого надувного матраса, только размером порядка 30х20 метров. Есть острова и меньше, и гораздо больше, составные, которые строят, сплетая вместе несколько крупных урос. Так получаются участки размером с футбольное поле.

Благодаря тому, что вода в озере Титикака чистая и холодная, 10-12С, а календарным летом по краям озеро регулярно подмерзает, процессы гниения идут очень медленно. Средний срок эксплуатации одного плавучего острова составляет около 30 лет. Если его регулярно подновлять и добавлять свежего стройматериала, то остров может служить практически неограниченно долго.

Плавучий остров легко выдерживает вес не только взрослого человека. Уру делают на них специальные террасы, промазанные глиной, на которые поднимают со дна озера грунт и плодородный ил. Их смешивают с пеплом из очагов и нарубленным старым тростником, а потом разводят на этом грунте, рассыпанном по террасам, огороды. Из того же самого тростника выплетают хижины, в которых уру живут, строят курятники, из него же делают плетеную мебель и единственный местный транспорт – небольшие лодки и настоящие ладьи около 10 метров длиной. На островах есть даже школы для подрастающего поколения, одна – для «европейских» наук, одна – традиционная, а на специально сплетенном крупном острове работает рынок.

-3

Самая строгая дисциплина касается использования огня. Сухой тростник вспыхивает моментально и хоть «пожар посреди озера» звучит как фантастика, это реальность, которой боятся. Уру делают очаги, собирая их из плоских камней и промазывая глиной, чтобы изолировать основу острова от жара. И на каждой «кухне» всегда стоит ведро с водой, чтобы, если что, моментально все погасить.

Обязательный атрибут каждого крупного острова – сторожевая башенка. Она тоже плетется из тростника и в свое время на ней постоянно дежурили дозорные, присматривавшие за тем, как идут дела у соседей и не плывут ли какие-то неприятности. Если так, то уру снимались с якоря и уводили остров на другое место или прятали его в лабиринтах заросших тростником проток. Сейчас такие башенки служат скорее для украшения и их делают самой причудливой формы, чтобы показать мастерство и потешить самолюбие населения острова.

Тот же тростник является материалом для орудий традиционного промысла уру – рыбной ловли, охоты на озерных птиц и сбора яиц в «тростниковых джунглях». Различные верши и ловушки по сей день обеспечивают их едой и товаром, за который можно покупать у береговых соседей-аймара маис, шерсть, ткани и мясо. А если нужно, то сердцевина и корневища тростника обеспечивают хоть и пресноватую, но сносную диету, на которой можно протянуть до следующей удачной ловли или охоты.

-4

Впрочем, упертыми традиционалистами уру считать не стоит. Не забывая об истории, индейцы отлично освоили все полезные для себя технические новинки. Над тростниковыми крышами на плавучих островах вовсю блестят панели солнечных батарей и торчат антенны сотовой связи, а в плетеных хижинах часто есть мини-холодильники и WiFi.

Сейчас одна из главных статей дохода племени – туризм. Никаких особенных отелей из тростника не строят, просто предлагают гостям отдельную комнату или небольшую хижину с минимумом удобств, чтобы переночевать. Торгуют сувенирами из тростника, угощают рыбой и возят туристов на экскурсии по озеру.

В целом уру продолжают жить своим укладом, как и 700 лет назад, параллельно цивилизации. Их главная проблема, как и у многих других небольших народов – риск поглощения более крупными культурами: уже сейчас на уру не говорит почти никто, большинство пользуется языком аймара, перенимают у аймара одежду и культуру. Часть молодежи навсегда уходит «на берег», но, к счастью, есть и те, кто снова возвращается на родные тростниковые острова.

ПАО «Норвик Банк». Лицензия №ЦБ РФ №902 от 17.07.2015.