Если вы заметили, то я в заголовке написала первым слово «невеста», вторым – «жених». Это не подходит под каноны патриархального общества, которое существовало на Руси. Жених, муж – он всегда был первым и главным. Или не всегда?
Бывали случаи, когда жена занимала ведущую позицию. А мужу оставалось принять роль ведомого. И причин тому было несколько. Постараюсь все их указать в этой статье.
Жизнь заставила
Начнем с самых сложных и серьезных вещей – с тех причин, когда мужчине от безвыходности положения приходилось идти в дом невесты, не становиться главой семьи, а свыкаться со статусом «примака».
Интересно, что это далеко не единственное слово, которым обозначали представителя сильного пола, если мужчина не женился, а его «брали в мужья».
Под Архангельском таких женихов называли самыми разными словами. Их – этих слов – существовало около сорока. Можно вспомнить некоторые:
· налёпыш;
· придатых;
· доможир.
Получается, что «примак» - самое безобидное. Означает, что жениха приняли в семью невесты. Это было позорно, но иногда парням просто некуда было деваться. Они не выбирали свою судьбу, а соглашались с тем, что предлагалось невестой и её родственниками. Жизнь, как говорится, заставляла.
О причинах того, почему некоторые мужчины становились доможирами, рассказывает И. Качинская в статье «Принятые – люди проклятые». Возможные варианты:
1. Жених был сиротой. У него не было никакого имущества. Возможно, что и собственного дома не имелось. И напрашивался вариант: переехать в дом к невесте.
2. Отец по тем или иным причинам не передал парню имущества и денег. Я бы не хотела использовать слово «приданное». Но чтобы объяснить, чего именно парню не хватало, оно подходит лучше всего.
3. В родном селе молодой человек совершил какой-то проступок, его ждало неминуемое наказание. Можно согласиться: лучше уж стать «приживалкой» в семье жены, чем голову с плеч.
Часто бывало так, что более-менее состоятельные родители девушки хотели, чтобы дочь осталась с ними. Тогда парней «брали в мужья».
Жизнь примака
В большинстве случаев она была не очень веселой. Парня рассматривали в качестве бесплатной рабочей силы. Он становился продолжателем рода, но только не своего, а жены. Очень редко, но бывало такое, что молодого человека заставляли взять фамилию супруги.
Впрочем, не всегда примаки и доможиры находились в унизительном положении. Иногда парней, которые оказались в доме жены, уважали и даже назначали главой семьи.
Это бывало в таких случаях:
1. У родителей невесты не было сыновей. И они брали «приемного ребенка», чтобы тот всячески помогал пожилым теще и тестю. За это жениха удостаивали почета, прекрасно к нему относились, считали самым настоящим сыном.
2. У невесты не было отца. И тогда жених занимал его место – становился главой семьи. В ряде случаев это было: «из грязи в князи». Представьте: крестьянская семья, у отца трое сыновей, младшему почти ничего не светит. И тут он находит девушку, у которой есть только мать, женится на «сироте» и становится главой семейства.
Так что, роль примака не всегда на Руси была позорной.
Сватовство наоборот
Бывало, что и свататься ходили невесты, а не женихи.
У Е. Самоделовой есть статья «Оригинальные свадебные обычаи в Рязанской губернии». Там про сватовство наоборот тоже есть.
Когда оно могло происходить:
1. Жениха очень хотели принять в дом невесты, потому что в том доме мужчин не было. То есть искали главу семьи – о чем я писала выше.
2. Невест, засидевшихся в девках, тоже возили на сватовство, которое называлось навязыванием. Причем бывали случаи, когда в один день к дому жениха приходили или приезжали на повозке, телеге, сразу две или даже три невесты.
Иногда практиковали совсем уж позорный ритуал: невесту, которую никто не хотел брать в жены, сажали на салазки. Девушку, женщину возили по селу и выкрикивали: «Поспела, созрела!». Заинтересовать такая невеста могла, например, хорошим приданным. Обычно в подобных случаях свадьбу играли быстро. Могли и на следующий день всё устроить, чтобы жених не успел передумать.
Так что случаи нарушения патриархальных традиций существовали. Часто истории были позорны для женихов. А иногда несмотря на то, что парень шел в дом невесты, он выигрывал.