Найти в Дзене

Почему малый бизнес об аудиторе вспоминает тогда, когда возникла проблема?

Оглавление

Обязательный аудит для малого бизнеса отменили с 2021 года, когда повысили финансовые критерии для обязательного аудита по выручке до 800 млн.руб, по сумме активов до 400 млн.руб. Отмена обязательного аудита для малого бизнеса приводит к тому, что качество учетных процессов в бизнесе резко снижается, а иногда вообще бухгалтерский учет просто отсутствует.

К нам в аудиторскую компанию обратился клиент с просьбой провести аудит компании малого бизнеса. Причина проведения аудита состояла в том, что в этой компании было три участника, один из участников поставил вопрос о выплате дивидендов и проведения аудиторской проверки для того, чтобы аудитор подтвердил сумму полученной чистой прибыли для распределения между участниками.

Для того, чтобы принять решение о выплате дивидендов надо сначала утвердить годовую бухгалтерскую отчетность, в которой отражена сумма чистой прибыли, подлежащей распределению между участниками общества.

Что обнаружил аудитор во время проверки?

Когда аудитор начал аудиторскую проверку, то увидел, что годовая бухгалтерская отчетность содержит информацию только за 2020 год, хотя компания работает с 1997 года.

На вопрос аудитора, в чем причина такой бухгалтерской отчетности, составленной только за 2020 год. Мы получили ответ, что часто менялись бухгалтера, последний бухгалтер, у которого на обслуживании кроме этой компании было еще 20 компаний, не передал бухгалтерскую базу 1С с данными на прошлые годы.

Новый бухгалтер начал вести новую бухгалтерскую базу 1С с нулевыми входящими остатками.

Таким образом, вся информация по бухгалтерскому учету за прошлые годы была потеряна. Соответственно потеряна информация и по прибыли прошлых лет, которая подлежит распределению между участниками общества.

Согласно пункта 3, ст.6, Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете": «бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации».

В данном случае нарушены основные принципы ведения бухгалтерского учета, нарушена непрерывность ведения бухгалтерского учета. Мы пишем об этих нарушениях, потому что это далеко не единичный случай в нашей практике аудита.

Малый бизнес часто сталкивается с подобной проблемой смены бухгалтера и потерей при этом бухгалтерской базы за прошлые годы.

Чем закончилась наша аудиторская проверка?

Аудитор выдал отрицательное аудиторское заключение, в котором написал, что бухгалтерская отчетность является недостоверной, потому что в этой бухгалтерской отчетности отсутствовала информация за предыдущие годы и отсутствовала сумма накопленной чистой прибыли за прошлые годы.

Наши рекомендации были такие, что компании надо восстановить бухгалтерский учет минимум за три последние года на основании имеющихся первичных документов, а также сформировать новую годовую бухгалтерскую отчетность, чтобы иметь информацию о сумме чистой прибыли с учетом прошлых лет.

Кроме этого, мы рекомендуем всем руководителям и собственникам бизнеса иметь свою собственную бухгалтерскую программу 1С, в которой будет вестись бухгалтерский учет компании, которая не будет утеряна в связи с уходом бухгалтера.

Спасибо, что дочитали статью до конца.

Вопросы пишите в комментариях.