Найти тему
Кристина Хачатрян

Советы, главные мысли и идеи из книги Джона Рёскина - «Лекции об искусстве»

Будучи преподавателем Оксфордского университета, Джон Рёскин поставил перед собой цель — создать целостную картину представлений студентов об искусстве. Получились невероятно интересные лекции по искусству, которые можно почитать сегодня, ибо актуальность темы и подхода профессора становятся очевидными. Рёскин задавался важным вопросом: возможно ли, будучи студентом,  получить образование, способное развить самые благородные чувства, ведь, по его мнению, «благородное искусство могут создать только благородные люди». Но не все имели и имеют возможность получать высшее образование. Тогда, по мнению Рёскина, необходимо изучение теории искусства для всех социальных групп вне зависимости от возможности на получение высшего образования. Поэтому, прежде всего, он считал, что необходимо сделать искусство доступным для бедных слоев населения. Спустя более века картина особо не изменилась: люди все также нуждаются в искусстве, при этом относятся к нему, по большей части, как к развлечению. Возможно ли создание системы ценностей в аспекте искусства в стенах альма-матер, насколько это применимо в жизни и действительно ли можно «приучить» себя понимать искусство? На эти вопросы нам поможет ответить книга Джона Рёскина «Лекции об искусстве».

Талант и искусство 

Первый совет, который профессор даёт в начале книги, звучит следующим образом: “Не тратьте свой талант на ложные стремления”. Существует особый спрос на искусство, как на развлечение. Многие ищут исключительно способ получить эстетическое удовольствие, либо вызвать какие-либо сильные чувства в тех произведениях и формах искусства, которые «тешат праздность и возбуждают страсть». Не нужно «распыляться» на всё то, что транслируется как искусство. Это умение, как и любое другое приходит с опытом, путём проб и ошибок. Профессор Рёскин предлагал создать в Англии такую систему образования, чтобы получаемые знания и опыт приобретались уже в процессе обучения, в университете, благодаря систематизации уже имеющегося эмпирического опыта тысячелетней истории искусств (Например, Рёскин предлагал студентам изучать коллекцию шедевров мировой и английской культуры в виде картин) и избавления от предрассудков по отношению к искусству. Это предвзятое отношение выглядит так: часто человек испытывает притворство по отношению к искусству. Или мы во чтобы то ни стало восхищаемся тем, к чему не чувствуем симпатию или скрываем удовольствие, которое испытываем от обыденных вещей, поскольку это «не возвышенно». Избавится от такого стереотипа можно, если выявить для себя априорные ориентиры для искусства, такие как душевный подъём и практическая польза от него. 

«Для того чтобы люди находили счастье в своей работе, необходимы три условия: работа должна быть им по силам, она не должна быть изнуряющей и обязательно должен сопутствовать успех»
“Если у вас есть талант - трудолюбие улучшит его, если у вас нет таланта – трудолюбие всполнит этот недочёт“

Как справится с влиянием маскульта?

По мнению автора лекций, вернуться к первичным функциям искусства и ослабить негативное влияние маскульта можно только с помощью реформ в сфере нравственности, а не увеличением художественной критики. Можно тысячи и один раз ругать «современное» искусство, написать огромное количество критических статей, рецензий, запретить эпотажные выставки, перфомансы, но это бессмысленно, если человеческая натура такова, что она так или иначе будет тянуться к чему-то негативному, создавать новые формы хаоса. В конечном счёте, любые запреты ведут к противодействию и в самом худшем положении - к упадку культуры. В связи с этим, необходимы качественные изменения внутри морали, нравственности и, как следствие, в системе ценностей общества.

«Никогда путь к доброму знанию не пролегает по шелковистой мураве, усеянной лилиями: всегда человеку приходится взбираться по голым скалам» 

Чем человеку поможет искусство?

Говоря о духовном возвышении благодаря искусству, Рёскин выявляет конкретные функции, принадлежащие данной сфере:

1. Воодушевить человека на свершения; 

2. Дать образцы красоты и гармонии;

3. Достоверно отобразить мир;

4. Представить истинный образ благородного человеческого существа.

Безусловно, данные тезисы на современный лад довольно высокопарны. Тем не менее, стоит отметить основную направленность мысли профессора: важно относиться к искусству как к пользе для общества в нравственно-ценностных ориентирах, а не только как к способу развлечения. 

Что нового мы сделали для искусства?

Книга является рефлексивным «путешествием во времени», многие мысли становятся в некотором роде предсказаниями. В современном мире, элитарная культура почти исчезла на всех континентах, проявляясь локально, при помощи народных или национальных видов искусств. Получается мы окончательно утопаем в масскульте? Всё не так плохо. Рёскин акцентирует внимание на том, что древние цивилизации и культуры имели возможность заниматься тем, что приносило им первоочерёдную пользу — декоративное искусство, ремесло и промыслы. Всё в Древности создавалось руками человека для быта. Современный человек всю свою энергию тратит на то, чтобы думать, а не создавать. Тем не менее, по мнению профессора, уже к концу 19-го — началу 20-го века были созданы направления, которые ранее не существовали в искусстве. Так, например, человек научился писать качественно новые портреты, создавать невероятно точные пейзажи, а также анатомически верные описания животных. Это колоссальное достижение для искусства. 

« Гораздо труднее быть простым, чем сложным» 
«Не моря разделяют народы, а невежество, не различие языка, а враждебные отношения»

И напоследок…

Создание системы ценностей в аспекте искусства во время обучения могло бы качественно помочь в воспитании «благородных людей». Вопрос лишь в том, что современная система образования не даёт полного, всестороннего личностного развития. Образование становится всё более профильным. О важности изучения искусства, как необходимого аспекта становления личности, к сожалению, забывается. Возможно, при развитии системы образования, разносторонне рассматривающего, прежде всего, личность человека, можно было бы говорить о социальном прогрессе. Насколько это реализуемо в современном мире, — вопрос более сложный. Тем не менее, на мой взгляд, полагаясь на опыт профессорской «силы» — грамотной педагогики, можно было бы добиться хороших результатов. Помимо Джона Рёскина есть множество преподавателей по всему миру, которые возложили все силы на алтарь науки для воспитания достойного поколения.