Вам приходилось когда-нибудь тереть мыло на терке? А кипятить белье? Я эти светлые времена застала. И написала про них несколько статей - все равно ведь должен кто-нибудь об этом рассказать, а то ведь историк будущего с ума сойдет, когда ему на каких-нибудь раскопках попадутся щипцы для кипячения белья. Помните, деревянные такие? В общем, лучше я уж сама про все это расскажу. Может, все мои мемуарчики когда-нибудь оформятся во что-то более крупное, а может быть, и нет. Статья была опубликована в газете, где я работают, но пусть лежит и тут.
Сейчас стирка – дело не особенно трудоемкое. У многих стоят машины — автоматы. От хозяйки требуется рассортировать и загрузить белье, налить воду , добавить моющее средство и выставить нужный режим — все довольно просто при наличии датчиков. Включил – и хоть в магазин иди, хоть погружайся в глубины Интернета.
ЧТО ТАКОЕ ТИТАН
Шестьдесят лет назад в Сосновом Бору все было совсем не так. Даже самые примитивные машинки были не у всех, да и с горячей водой существовали определенные проблемы. В самых старых домах – на Ленинской и Комсомольской – горячей воды не было. Там в ванных стояли титаны.
Это был огромный цилиндр с топкой – от пола почти до потолка. Топили его дровами. В некоторых домах и на кухнях еще стояли дровяные плитки – газификация, равно как и горячее теплоснабжение, была еще впереди. Откуда брали дрова? Ведь каждый день ходить в лес не будешь.
Дрова заготавливали загодя, с осени. В старых домах жителям полагались сараи – они могли находиться во дворе или в подвале. Подвал закрывался на ключ, который был у старшего по дому. Как правило, это был кто-то из пенсионеров – важно было, чтобы человек большую часть времени находился дома.
Титан топили не каждый день, а только тогда, когда собирались мыться или стирать. В остальное время приходилось довольствоваться холодной водой – непосредственно из-под крана. Особенно нежные граждане могли нагреть для умывания воду в кастрюле или чайнике.
ЗАМАЧИВАЕМ БЕЛЬЕ
Впрочем, горячая вода для стирки требовалась не всегда. Более того, замачивать белье в горячей воде не рекомендовалось – грязь могла «привариться» и не отойти уже никогда. Но мыло плохо растворялось в холодной воде! Поэтому находили средний вариант. Мыло растворяли в горячей воде, потом ее остужали до приемлемой температуры.
Для этого в каждом доме было корыто – чаще цинковое, но встречалмсь и деревянные. Его можно было использовать и для купания детей, и для мытья ног, и вообще для чего угодно. Санитарные нормы и правила тогда были совершенно другими — у современных родителей волосы бы встали дыбом.
Перед тем, как замачивать, надо было сотворить какое-нибудь моющее средство. Стиральные порошки в советских магазинах появились лишь в 60-е. И то это были не порошки, а порошок. «Новость». Постираю с «Новостью», купи в магазине «Новость», запаслись «Новостью» — ходовые выражения тех лет. Ассортимент, прямо скажем, не поражал воображение. А до этого?
А до этого стирали хозяйственным мылом. С ним же и замачивали. В хозяйственном магазине покупался большой коричневый брусок. Его натирали на крупной терке, чтобы лучше растворялся. В каждом доме была такая терка – параллелепипед с ручкой, четыре грани – четыре терки разного размера. Вот на самой крупной мыло и терли. На ней можно было тереть еще морковку для салата, например. Если хорошенько вымыть, чтобы мыло не попало.
Туалетное мыло для стирки не использовалось. Оно было дороже, но грязь отмывало хуже. А вот хозяйственное и по сей день эффективно, и справляется даже там, где ничего не могут сделать современные моющие средства. Мыло растворяли в горячей воде, потом выливали в корыто и разбавляли холодной. «Новость» тоже растворяли в горячей воде, потом давали ей немного остыть.
Дальше белье сортировали. Белое и цветное замачивали отдельно. Отдельно следовало стирать шелк и шерсть – для них вообще своя технология была. Проще всего дело обстояло с только что появившимися искусственными тканями. Грязь от них отходила моментально, даже без замачивания. Но была своя проблема, о которой мы поговорим позже.
Дальше все просто. Засыпаем мыло в корыто, наливаем воду, помещаем белье, чтобы все было покрыто водой. И так все оставляем на несколько часов, на ночь, а то и на сутки. Больше – нельзя, от слишком длительного замачивания белье начинало подгнивать и приобретало неприятный запах. И если эту процедуру повторять часто, срок службы простыней да наволочек резко сокращался.
ЧТОБЫ БЕЛЬЕ БЫЛО БЕЛЫМ
Сейчас в моде цветное постельное белье. Так что можно особенно не заботиться о том, чтобы оно имело снежную белизну. Главное, чтобы белье было чистым. Но полвека назад все было иначе. Цветные простыни да наволочки мало кто использовал – их и в магазине-то было не купить. Все белое. А подушви, между прочим, выставляли напоказ, да еще и прикрывали сверху красивой накидушкой. И серая или желтоватая наволочка совершенно не радовала глаз. Если учесть, что женское и детское нижнее белье тоже было преимущественно белым, становится понятно, что сохранить белизну было делом чести любой хозяйки.
Отбеливатель – самая нужная вещь в хозяйстве! Белье укладывалось в большой чан, именовавшийся вываркой. Туда же добавлялся отбеливатель. И все это ставилось на плиту кипятиться. И не дай Бог, если попадется что-нибудь цветное! Даже скромная полосочка на носке могла окрасить в самые причудливые тона все остальное.
ЗАЧЕМ НУЖНА ДОСКА
Был еще один предмет, который в начале 60-х можно было встретить в любой сосновоборской квартире. Это – стиральная доска. В те годы их делали в основном из нержавеющей стали, но до этого были и деревянные. Доска была ребристой, белье расстилали и прокатывали специальной скалкой.
Доской пользовались даже тогда, когда была уже горячая вода (или титан, чтобы ее подогреть). Моющих средств с биодобавками тогда не было, так что многое приходилось отстирывать вручную, а дело это было трудоемким. С доской – гораздо проще, меньше требовалось усилий.
Рубель, которым прокатывали белье, был тогда уже не у всех. Существовала и другая технология – просто тереть белье о доску. Это было труднее, но не менее эффективно.
Затем белье нужно было выполоскать. Делалось это обычно в холодной воде. В 60-н годы на речку полоскать белье ходили, пожалуй, только жители Временного поселка – с ваннами дело там обстояло плохо, зато Глуховка была рядом, и были даже специальные мостки для полоскания. Они существуют и по сей день, только используют их с другой целью.
СУШИМ НА УЛИЦЕ
И по сей день в старых микрорайонах Соснового Бора можно найти места, где когда-то сушили белье. Общественная сушилка… Такое место было в каждом дворе – огороженная территория с натянутыми веревками. Веревки были общими, кто первый занял – тот и сушит. А вот прищепки — у каждого свои. Красть белье редко кому приходило в голову, хотя вывешивали порой вещи довольно дорогие.
За бельем всегда было кому присмотреть. Сидящие у подъездов бабушки и играющая тут же детвора видели, кто выходил с тазиком, чье там синее покрывало или зеленая юбка. Поскольку все это было на виду у соседей, стирать надо было очень тщательно. А то неудобно как-то.
В Сосновом Бору чаще всего были круглые сушилки. В центре – столб, металлический, иногда с солнышком наверху. По окружности – деревянные столбы. Но в старых микрорайонах делали и прямоугольные сушилки.
Белье на улице сушили не только летом, но и зимой. Особенно крупные вещи. Зимой они замерзали, и занести их домой было не так-то просто. В морозы высушить вещи досуха не удавалось. Полежав некоторое время дома, они становились слегка влажными. Но это было даже и хорошо – легче гладить.
Иногда белье подкрахмаливали, иногда – подсинивали. Придать другой оттенок было сложно, вещества типа «Фантазии», позволявшие окрасить белое белье в кремовый, розовый или голубой цвет, были еще редкостью.
А ЕСЛИ ВАННЫ НЕТ?
Для домашней стирки требовалось какое-никакое пространство и самое несложное оборудование. Но с самого начала в Сосновом Бору довольно много людей жило в общежитиях, где особо не развернешься. В том числе и люди семейные. Правда, во всех общежитиях и ДГТ были специальные помещения для стирки и сушки белья, но именно там вещи впервые в истории города стали красть прямо с веревок. Да и желающих постирать было чересчур много.
Очень модным делом было сдавать белье в прачечную. Сначала туда надо было прийти и купить номерки – то есть один номер, распечатанный на тканевой ленточке много-много раз. Придя домой, хозяйка на все свои простыни-наволочки эти номерки пришивала. Затем собирала сумку, несла ее в прачечную (в разные годы приемный пункт находился в разных местах, дольше всего – в здании комбината бытового обслуживания возле магазина «Таллин»). Ей выдавали квитанцию, в которой была указана дата выдачи. В назначенный день приходишь, оплачиваешь, забираешь – все белье рассортировано, выстирано, отглажено и даже, если надо, накрахмалено. И очень недорого – позволить себе такую роскошь мог любой человек.
Словом, стирка была делом весьма разнообразным, и каждый мог заботиться о чистоте так, как подходит лично ему. Есть силы и время – стираешь сам, нет – сдаешь в прачечную. О том, какие были стиральные машины, а также что происходило с бельем после стирки, мы поговорим в следующий раз.