Найти в Дзене
с высоты полёта

В защиту кошек. Европейский закон.

Любите кошек? Эта любовь в эпоху Средневековья могла стоить вам жизни. «Добрые» соседи, церковные преследователи могли донести на вас, заметив, что вы приласкали этих милых пушистых охотников на грызунов. Святая Инквизиция помогла возвести домашних любимцев в ранг слуг Сатаны. Так, Иннокентий VIII, занявший папский престол через два с половиной столетия после Григория, писал, что кошка — любимое животное дьявола и идол для всех ведьм. В трактате по демонологии Malleus Malificarum — печально известном «Молоте ведьм», впервые опубликованном в 1487 году, — кошки названы сосудами для нечистых духов, искушающих людей. Кошек сжигали вместе с  владельцами,приравненными к ведьмам, — и нередко в одном мешке. Более остальных именно чёрные представители кошачьих причислялись к сатанинским силам. Впрочем, животных убивали не только вместе с хозяевами-колдунами, но и просто так. Великое истребление кошек, как назвал это явление историк Роберт Дарнтон, продолжалось с XIII по XVII век. Животных ун

Любите кошек?

Эта любовь в эпоху Средневековья могла стоить вам жизни.

«Добрые» соседи, церковные преследователи могли донести на вас, заметив, что вы приласкали этих милых пушистых охотников на грызунов. Святая Инквизиция помогла возвести домашних любимцев в ранг слуг Сатаны.

Средневековая миниатюра.
Средневековая миниатюра.

Так, Иннокентий VIII, занявший папский престол через два с половиной столетия после Григория, писал, что кошка — любимое животное дьявола и идол для всех ведьм. В трактате по демонологии Malleus Malificarum — печально известном «Молоте ведьм», впервые опубликованном в 1487 году, — кошки названы сосудами для нечистых духов, искушающих людей.

Кошек сжигали вместе с  владельцами,приравненными к ведьмам, — и нередко в одном мешке. Более остальных именно чёрные представители кошачьих причислялись к сатанинским силам.

Кастинг чёрных кошек на роль в фильме Роджера Кормана «Истории ужаса». Лос-Анджелес, 1961 год. Фото: Los Angeles Times photographic archive, UCLA Library / Wikimedia Commons
Кастинг чёрных кошек на роль в фильме Роджера Кормана «Истории ужаса». Лос-Анджелес, 1961 год. Фото: Los Angeles Times photographic archive, UCLA Library / Wikimedia Commons

Впрочем, животных убивали не только вместе с хозяевами-колдунами, но и просто так. Великое истребление кошек, как назвал это явление историк Роберт Дарнтон, продолжалось с XIII по XVII век. Животных уничтожали разными жестокими способами, например ошпаривали кипятком или сбрасывали с колоколен. Позднее это даже стало частью некоторых народных праздников.

Казнь кошек на Гревской площади Париже в ночь летнего солнцестояния, пример из Le Bon Roi Анри
Казнь кошек на Гревской площади Париже в ночь летнего солнцестояния, пример из Le Bon Roi Анри

Существовали торговцы кошачьим мехом.

Исследователи называют несколько причин ненависти. Поведение кошек и сейчас нам не понятно, а средневековые люди подозревали все непонятное в происхождении от дьявола. Коты гуляют ночью, а их глаза блестят в темноте, когда господствуют злые силы. В конце концов, кошек любили мусульмане, а христиане не хотели иметь с ними ничего общего.

Три кота и крыса. Миниатюра из бестиария XIII в.
Три кота и крыса. Миниатюра из бестиария XIII в.

И только правитель Южного Уэльса Хайуэл Дда (Хауэл Добрый) в Х в.запретил законом издевательство над кошками. Это описано в книге «100 легендарных кошек» Стефано Сальвиати.  Но если считать, что , по другим источникам, истребление кошек продолжалось и с XIII по XVII век, то под защитой закона кошки были в Европе только три века. При Хауэле Добром был выпущен Свод законов , исторический документ , содержащий положения , ставящие под защиту одомашненных представителей семейства кошачьих. Это было осуществлено впервые. Была объявлена ценность животного. Устанавливалось и наказание тому, кто похищал, убивал кошку.

Король Хайвел Дда (Hywel the Good) взошел на трон. Из латинского экземпляра Законов Хайвела Двд, который принадлежит к одной из коллекций рукописей фонда Национальной библиотеки Уэльса, Манускриптам
Король Хайвел Дда (Hywel the Good) взошел на трон. Из латинского экземпляра Законов Хайвела Двд, который принадлежит к одной из коллекций рукописей фонда Национальной библиотеки Уэльса, Манускриптам

Тем не менее некоторые исследователи считают, что масштаб этого истребления был очень даже велик, а последствия оказались катастрофическими. В частности, расправу с кошками называют в качестве одной из причин европейских эпидемий чумы, несколько раз прокатившихся по региону вплоть до XVII века. Так, в 1346 году началась страшная эпидемия, прозванная чёрной смертью. Чума бушевала до 1351 года и унесла жизни от 15 до 35 миллионов человек — более 30% населения Европы.

Средневековая миниатюра.
Средневековая миниатюра.

Хайуэл Дда , иногда англизированный как Хауэлл Добрый , или Хайуэл ап Каделл (ок. 880–948), был королем Дехейбарта, который в конечном итоге стал править большей частью Уэльса . Он стал единственным королем Зейзиллуга в 920 году и вскоре после этого основал Дехейбарт и получил контроль над всей страной от Престатина до Пембрука . Будучи потомком Родри Мора по линии своего отца Каделла , Хивел был членом ветви династии Динефвр . Он был записан как король бриттов в Annales Cambriæ и Анналах Ольстера . Хайуэл высоко ценится среди других средневековых правителей Уэльса. Его имя особенно связано с кодификацией традиционных валлийских законов , которые с тех пор были известны как Законы Хайуэла Дда . Последняя часть его имени ( Dda , букв. «Хороший») указывает на то, что его законы были справедливыми и хорошими. Историк Дэфидд Дженкинс видит в них скорее сострадание, чем наказание, много здравого смысла и признание прав женщин. Хайуэл Дда был хорошо образованным человеком даже по современным меркам и хорошо знал валлийский, латинский и английский языки.