Ярослав Мудрый (Владимирович). Великий киевский князь, создатель первого русского законодательства.
Происхождение
Ярослав Мудрый - третий сын Владимира Святого и княжны Рогнеды Рогволдовны.
Своим отцом Ярослав был посажен на правление в Новгород, откуда обязан был платить дань Киеву. Однако в 1014 году, Ярослав, по согласованию с новгородцами, прекращает платить дань отцу, на что тот, готовит военный поход против непокорного сына. Однако во время подготовки к походу, Владимир умирает.
Междоусобная война после смерти Владимира Святославича
Война между Ярославом и Святополком 1015 -1019
Причина междоусобной войны в том, что после смерти Владимира у него осталось множество сыновей от разных жен, а также два сына от христианской жены Анны: Борис Глеб. После смерти Владимира, киевским князем становится его старший сын Святополк, и , по сведениям летописи, именно по его приказу, убивают Бориса и Глеба, как возможных конкурентов на Киевский стол.
Ярослав, узнав о смерти братьев, набрал варяг и двинулся на Святополка. После долгой борьбы, Святополк погиб, а Ярослав стал Киевским князем.
Война между Ярославом и Мстиславом
Причиной столкновения стало недовольства Мстислава Владимировича, князя Тмутараканского, тем, что Ярослав стал править единолично, без друга братьев. Мстислав был храбрым и уважаемым воином и пошел войной на брата. Состоялась решающая битва при Листвене в 1024 году. Варяги, которые воевали на стороне Ярослава, сражались сплошной линией, в то время как Мстислав впервые в истории Киевской Руси применил боевой порядок, расчленённый по фронту. Дружина Мстислава ударила по врагу с флангов и разгромила его. Ярослав с остатками воинов бежал в Новгород. Мстислав не стал продвигаться дальше на Киев, а отправил к Ярославу послов с предложением мира.
Результатом стало заключение договора между братьями, и они поделили сферы влияния Руси по Днепру. Ярославу остался Киев, а Мстиславу Чернигов. Но после смерти бездетного Мстислава, с 1036 года, Ярослав стал править единолично.
Внутренняя политика:
Создание первого письменного законодательства - Русской Правды
Причиной создания Русской Правды стало усложнение системы социальных отношений и появление социального расслоения в городах. Князь, в то время выполнял функции судопроизводства и руководствовался существующими нормами обычного (устного) права. Новгородцы, которые не раз оказывали военную и денежную помощь князю, во время междоусобных войн, были заинтересованы в том, чтобы их права были зафиксированы письменно и не нарушались. Поэтому Ярослав даровал им письменное право, которое, в отличие, от устного, сложнее исказить.
После того, как Ярослав стал Киевским князем и стал править единолично, нормы Русской правды, стали использоваться по всей Руси.
Появление единого законодательства способствовало централизации государства. А также повышало авторитет страны в мире.
Изменение порядка наследования. Лестница Ярослава.
Причиной изменения Ярославом системы наследования стала тяжелая междоусобная война, в которой Ярослав принимал участие в борьбе за Киевский стол. В этой войне погибли два его брата, ставшие первыми русскими святыми Борис и Глеб. Поэтому Ярослав хотел предотвратить усобицы, полагая, что если Киевский стол будет находиться у старшего в роду, то остальные будут уважать его право старшинства. Что снизит вероятность междоусобиц и братоубийственных войн.
Ярослав завещал своим сыновьям новый порядок наследования – согласно которому Киевский стол должен был переходить не от отца к сыну, а оставаться у старшего в роду Рюриковичей. Но занимать его в дальнейшем мог только тот князь, чей отец когда-то правил в Киеве. Остальные города распределялись между сыновьями по старшинству
Результатом данной системы – лестницы стало то, что после смерти Ярослава власть перешла к его сыновьям во главе с Изяславом, однако это не избавило их в дальнейшем от междоусобицы, а напротив, подталкивало, так как младшие Рюриковичи хотели, чтобы они или их дети могли в дальнейшем занять Киев, поэтому старались вступить в борьбу со старшими.
Развитие культуры:
Градостроительство и образование
Монастыри стали центрами грамотности на Руси , при них строились школы, монахи учили грамоте горожан.
Сам Ярослав очень любил книги и грамотность:
ПВЛ: "В год 6545 [1037]. Заложил Ярослав город большой, у которого сейчас Золотые ворота, заложил и церковь Святой Софии……Любил Ярослав церковные уставы, попов очень жаловал, особенно же черноризцев, и к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг, по которым верующие люди учатся… …Ярослав же этот, как мы сказали, любил книги и, много их переписав, положил в церкви Святой Софии, которую создал сам"
Библиотека Ярослава Мудрого, содержала множество книг ученые оценивают ее до 900 наименований книг, что является огромной цифрой для того времени. В 11 веке книга - это семейное достояние, которое передавалось по наследству, из-за большой материальной и духовной ценности. Книги украшали драгоценными камнями, страницы книг делали из пергамента - тонкой телячьей кожи.
В 1051 году был основан Киево-Печерский монастырь. Изначально это было место для уединенных молитв будущего митрополита Илариона. Но после того, как он стал митрополитом и переехал в Киев, его место - пещеру , стал использовать для молитв монах Антоний. Он стал жить в этой пещере, позже к нему присоединились последователи . Монастырь стал разрастаться.
Во времена Ярослава Мудрого в Киеве проживало 50-65 тыс человек - это огромная цифра для средневекового города.
В XI—XII столетиях город делился на две части: обнесенный стенами Старый Киев (Верхний город), центром которого был Софийский собор и постройки Киево-Печерского монастыря, и Подол (Нижний город), где жили ремесленники, мелкие торговцы ит.д. На Подоле располагался торговый центр — Торжище, городская вечевая площадь, каменные соборы, торговые лавки. Кварталы и улицы Подола получали свое название в зависимости от того, какие именно ремесленники на них жили: Гончары, Дегтярники, Кожемяки.
Киев был укрепленным городом. Киев был защищен мощными стенами, в которых находилось несколько входов на разных концах города. От множественных укреплений до наших дней дошли остатки Золотых ворот Киева. Это оборонительное сооружение, которые служило парадным входов в город. Ворота состояли из трех ярусов. Первый, самый нижний ярус служил непосредственно въездом и был оборудован подъемным мостом, с опускавшейся кованной решеткой, в случае необходимости быстро преграждавший непрошеным гостям путь в город. Второй и третий ярусы выходили как в поле окружавшее город, так и во внутрь самого Киева. Ворота задумывались и создавались так, чтобы на верхних ярусах располагались удобные обзорные площадки, пригодные для стрельбы из лука или самострелов, позволяющие осуществлять контроль над всей близлежащей местностью.
Слово о законе и благодати митрополита Илариона
Избрание мирополита Илариона
После принятия Владимиром христианства от Византии, главой русской церкви был митрополит, который находился в прямом подчинении и Константинопольского патриарха. Митрополит также был греком и его присылали из Византии. Это было необходимо для соблюдения всех основ православия, с которым русские были еще слабо знакомы. Ярослав Мудрый Инициировал сбор епископов для выборов русского митрополита.
Причиной избрания русского митрополита, вместо присылаемого из Византии грека, стал рост богатства Руси, и ее противопоставление Византии. Ярослав тем самым хотел показать независимость и силу молодого Киевского государства.
Митрополит Иларион составил литературный памятник «Слово о законе и благодати», которое , по одной из версий, зачитал перед прихожанами в день открытия Софии. В данном литературном произведении проводится параллель между Старым Заветом (византийской империей) и Новым Заветом (молодыми христианскими государствами, в том числе Русью). Риторика слова проникнута идеями о силе, могуществе и независимости новых молодых государств.
Результатом стало дальнейшее развитие древнерусской литературы, ее обогащение. Рост авторитета князя Ярослава у населения.
Однако после смерти Ярослава, прежний порядок восстановился, был прислан митрополит из Византии.
Внешняя политика:
Ярослав Ходил походами на прибалтийские и финно-угорские племена. После женитьбы на дочери шведского короля - Ингигерд ( в крещении - Ирина), Ярослав активно участвовал в скандинавской политике. Со скандинавской политикой князя Ярослава связывают и его поход в чудские (эстонские) земли, откуда князь намеревался возобновить выход дани, собиравшейся еще князем Владимиром. В прибалтийских землях, дружина князя Ярослава разбила чудское войско. На месте битвы князь Ярослав велел заложить город - крепость Юрьев (так как крестильное имя Ярослава - Юрий или Георгий, сегодня это город Тарту в Эстонии). Рубленые стены и башни были поставлены на холме, склоны которого служили естественными препятствиями для осаждающих. Восстановление выплаты дани со всей Чудской земли было достигнутой целью этого похода князя Ярослава.
Походы против кочевников
После ликвидации Хазарского каганата, племена степных печенгов стали чаще нападать на города Руси. После заключения мира между Ярославом и Мстиславом, они организовывали совместные походы против печенегов. В 1036 году печенеги осадили Киев, воспользовавшись смертью Мстислава Тмутараканского. Ярослав, будучи талантливым полководцем, разработал план сражения с печенегами, сосредоточив ночью войско в городе и напав в поле на печенегов утром. Используя в качестве основной ударной силы варяг и словен.
Результатом данного сражения стал разгром печенегов, которые на протяжении нескольких последующих десятилетий не нападали на Киев. Что благотворно влияло на экономику города и Руси, а также на авторитет самого князя. Также в честь этого события Ярослав заложил церковь Святой Софии в Киеве.
Походы на Византию
После женитьбы Владимира на Анне между Русью и Византией сложились союзные отношения, но с воцарением нового императора, он начал притеснять войнов, которые находились на византийской службе - русско-варяжский корпус. Поэтому на Руси стали готовить под порте Византии. Поводом к войне послужило убийство русского купца в Константинополе. Однако к этому времени на Византийском троне снова сменился император- новым императором стал Константин Мономах. Но русский поход все же состоялся, так как к нему уже давно готовились. Ярослав был уже не молод и хромал , поэтому поход возглавил его сын Владимир. Поход закончился неудачно, русские корабли попалив шторм, а также сильно пострадали от греческого огня. В 1046 году был заключен мир Руси и Византии, так как Византийская империя испытывала трудности от набегов печенеги на Болгарские владения и не хотела войны на два фронта. В 1047 году союз был подкреплен династическим браком: между сыном Ярослава - Всеволодом и дочерь императора Константина , чье имя не сохранилось.
Династические браки, как важный элемент внешней политики
Древнерусское государство было крупнейшей державой мира и находилось в тесных политических, экономических и культурных отношениях со многими странами и народами Европы и Азии.
С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы.
Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля Олафа Индигерде. Дочь Ярослава Анна была замужем за французским королем Генрихом I, а другая дочь, Елизавета, стала женой норвежского короля Гаральда. Внучка Ярослава Евпраксия (Адельгейда) стала супругой германского императора Генриха IV. Один из сыновей Ярослава, Всеволод, женат на византийской принцессе, другой, Изяслав, — на польской.
Итоги правления и значение для дальнейшего развития Руси:
Время правления Ярослава Мудрого - период расцвета Киевской Руси, Киевская Русь достигла своего могущества и шла впереди многих европейских государств своего времени.
Законотворческая деятельность Ярослава Мудрого будет продолжена его потомками: в Русскую Правду будут внесены новые статьи - Правда Ярославлей, Устав Владимира Мономаха. Русская Правда будет иметь действия на территории Руси даже в период феодальной раздробленности, являясь одним из объединяющих факторов для последней.
Система наследия, введенная Ярославом, по мнению ряда историков, возымеет обратный эффект, нежели ожидалось. Лествичное право стала одной из причин политической раздробленности на Руси. Она подтолкнула потомков Ярослава на борьбу за Киев и другие крупные города, а также был сформированы «выбывшие» из борьбы за Киевский стол местные династии Рюриковичей, которые стремились к обособлению от Киева. Междоусобные войны между князьями, после смерти Ярослава, за выявление старшинства, вспыхнут с новой силой, и уже к 1132 году, единая Киевская Русь, окончательно будет разделена на феодальные княжества, начнется период феодальной раздробленности.
Слово о законе и благодати Илариона станет первым памятником древнерусской литературы, который будет служить примером для потомков, и уже в 12 веке, будут появляться номе памятники культуры, такие как «Поучение Владимира Мономаха», «Письмо Владимира Мономаха к Олегу».
Покровительство Ярослава грамоте и монастырям, способствовало дальнейшему развитию литературы и культуры на Руси.