Бразилия славится множеством замечательных вещей: город Рио-де-Жанейро, карнавал, самба, футбол, белые штаны, бразильянки и кайпиринья. Как, вы не знаете, что такое кайпиринья? О! Поверьте, вы многое упускаете.
Бразилия славится множеством замечательных вещей: город Рио-де-Жанейро, карнавал, самба, футбол, белые штаны, бразильянки и кайпиринья. Как, вы не знаете, что такое кайпиринья? О! Поверьте, вы многое упускаете.
Накидаться, чтобы не сдохнуть!..
Большинство историков или тех, кто считает себя таковыми, сходятся во мнении, что кайпиринья (кашаса + сок лайма + тростниковый сахар + лёд + хайбол) весьма молода. Теорий о происхождении сего традиционного бразильского коктейля существует несколько. Самая старшая из них, подтверждённая документом от 1856 года, отсылает нас к… эпидемии холеры, разразившейся в провинции Рио-де-Жанейро. Антисанитария, плохая вода, стройка, скученность рабочих — и готовый очаг заражения перед вашими глазами.
Чтобы отвадить неграмотных людей пить грязную воду, инженер-строитель Жуан Пинту Гомеш Ламего вынужден был взять на себя роль врача. О лекарстве, коим он потчевал строителей, указано в его отчете следующее: “…por isso, tenho provido que a necessidade obrigou a dar essa ração de aguardente temperada com água, açúcar e limão, a fim de proibir que bebessem água simples.” (Registro de Oficios da Câmera Municipal, pag. 139 , 1856).
В вольном переводе это звучит примерно так: “... поэтому я указал, что необходимость вынудила [меня] дать им [рабочим] эту порцию агуардиенте [крепкий самогон], разбавленную водой, сахаром и лаймом, чтобы запретить им пить простую воду”.
Вроде всё понятно, но есть пара но.
Во-первых, сей текст упоминает только историк штата Парати Дюнер Мелло, что порождает некоторые сомнения в подлинности документа.
Во-вторых, бразильские историки справедливо замечают, что рецепт не совсем аутентичен (агуардиенте крепче кашасы), хотя и очень похож.
При этом нельзя не отметить, что сама гипотеза причины появления будущего алкобестселлера достаточно стандартна: “У нас не было нормальной воды и, чтобы не сдохнуть, нам ПРИШЛОСЬ накидаться чем-нибудь покрепче! И вообще, это не бормотуха, а лекарство. Противное. Чтобы втолкнуть это адское пойло в себя, мы были вынуждены его подсластить!” Тем, кто знаком с легендой о появлении мохито, понимают, о чём я… Тем удивительнее, что героическую версию про “нам ПРИШЛОСЬ накидаться” изо всех сил поддерживает ни много ни мало целый Бразильский институт кашасы (Instituto Brasileiro da Cachaça — IBRAC), прямо утверждающий, что первоначально кайпиринья являлась лекарством. Только уже не от холеры, а от испанского гриппа.
Версия № 2 появления кайпириньи за авторством IBRAC выглядит следующим образом.
1918 год, провинция Сан-Паулу, город Пирасикаба. Новая эпидемия косит ряды подсобных рабочих — тружеников сельского хозяйства, беззаветно возглавляемых владельцем фермы Пауло Вийерой. Паника? Нет. Будем лечиться подсобными деревенскими методами! Что в детстве нам давали от простуды? Правильно — чеснок, лимон, мёд и молоко. С последним почему-то не задалось, так что взяли крепкий напиток из сахарного тростника — кашасу — и оставшиеся ингредиенты, после чего смешали их и приняли на грудь. Разумеется, в качестве лекарства.
Вкус из-за чеснока, вероятно, был весьма специфический, но людям очень уж хотелось жить. В итоге сначала по провинции, а затем и по всей стране распространилась “лекарственная” версия коктейля. Затем кто-то умный догадался удалить из “зелья” чеснок и мёд. Получилось очень даже недурно, но по жаре пить тяжелый и сладкий алкоголь оказалось решительно невозможно, так что в коктейль добавили лёд. Много льда.
“В самый раз!” — подумало население и принялось “лечиться” новым средством по поводу и без. Вскоре коктейль настолько набрал популярность в Бразилии, что стал официальным напитком на Неделе современного искусства, проходившей в Сан-Паулу в 1922 году. Искусствоведы на этом мероприятии были людьми творческими, а значит — жаждавшими приложиться к алкоголю. Так что представленный на Неделе современного искусства напиток с названием “кайпиринья” оказался нарасхват.
Третья версия появления истинно бразильского коктейля проста, незамысловата и принадлежит перу историка Луиса Камара Каскудо. По мнению последнего, кайпиринью придумали богатые землевладельцы в начале XX века, чтобы угощать своих друзей на изысканных вечеринках. Рецепт нового коктейля оказался похож на множество аналогичных, гулявших в то время по обоим американским континентам: крепкий алкоголь, лёд, сок фруктов или растений. Бренди или бурбон в Бразилии достать проблематично, а вот кашасы очень много. Да и с лаймами проблем нет. Так что освежающий коктейль сначала покорил местный высший свет, а затем перекочевал на кухни к простым людям.
“Селянка”, которая подаётся на каждом углу
В какую из вышеприведённых версий верить — личное дело каждого. Ясно одно: родиной кайпириньи являются сельские районы Бразилии. В пользу этого говорит само название коктейля, ведь caipira в просторечии обозначает жителей сельских районов нескольких штатов Бразилии. Если ранее это слово использовалось как оскорбление (“быдло”, “деревенщина”), то впоследствии оно стало даже своеобразной формой самоидентификации для простых людей. Так что сегодня с небольшой натяжкой слово “кайпиринья” можно перевести как “селянка”.
Приготовить caipirinha не удастся без кашасы — “бразильского рома”, изготавливаемого из сахарного тростника. Если до первой трети XX века он чаще всего изготавливался по старинным рецептам на небольших винокурнях, то с появлением промышленных технологий прогресс, а самое главное — количество кашасы резко скакнули вверх. Это позволило бразильцам вывести кашасу на внешний рынок, начав её поставки в Северную Америку и Европу.
Дальнейшее оказалось делом техники. Лёд и лайм можно было организовать в любой точке мира, и буквально через пять-шесть лет кайпиринья прочно завоевала сердца любителей освежающих коктейлей за пределами Бразилии. Среди “подсевших” на “селянку” можно упомянуть Пабло Пикассо, Тома Круза, Памелу Андерсон и многих других знаменитостей. Если этот их пример вас не убедил, то просто прилетайте в Рио. Побывать в городе хрустальной мечты детства Остапа Бендера и не попробовать кайпиринью у вас не получится чисто физически — “селянка” в Рио подаётся буквально на каждом углу. Да что там на углу — на легендарном пляже Копакабана и то не протолкнуться от нелицензированных (т. е. готовящих коктейли чёрт знает где) разносчиков кайпириньи!..
В 1997 году кайпиринья была добавлена в официальный список коктейлей IBA. И тут на “селянку” обратили внимание бразильские правительственные мужи. Зачем? О! Им понадобилось разобраться, что можно считать истинной кайпириньей, а что нет.
Нет, ну от страны, придумавшей целый Институт, посвящённый местному аналогу русской водки, ждать иного было бы бессмысленно!
После долгих разбирательств ученые наконец пришли к консенсусу, и 3 января 2002 года вышел целый президентский указ с подписью Фернандо Энрике Кардозу за номером 4072, который постановил, что “Кайпиринья может состоять из кашасы, лайма и других ингредиентов”.
На следующий год новым главой Бразилии стал Луис Инасиу Лула да Силва, который поторопился 2 октября 2003 года выкатить указ № 4851, заменивший словосочетание “другие ингредиенты” на “сахар”. Это определение вызвало множество споров, породило несколько десятков газетных публикаций, пару-тройку выступлений профессоров, заняло прайм-тайм в эфирах телеканалов — в общем, все были при деле. Конечно, ведь не было более важного занятия в Бразилии, чем выяснять, из каких ингредиентов состоит национальный коктейль!
Спустя шесть лет, уже во время своего второго президентского срока, Лула да Силва взял и, издав 4 июня 2009 года указ № 6781, один из разделов которого гласил следующее:
“Seção VI Art.68 § 5º A bebida prevista no caput, com graduação alcoólica de quinze a trinta e seis por cento em volume, a vinte graus Celsius, elaborada com cachaça, limão e açúcar, poderá ser denominada de caipirinha (bebida típica do Brasil), facultada a adição de água para a padronização da graduação alcoólica e de aditivos”.
Тем самым состав коктейля был в Бразилии окончательно утверждён. Настоящей кайпириньей отныне считалась только смесь кашасы, лайма, тростникового сахара и льда с добавлением в редких случаях небольшого количества воды. Любые попытки приготовить “селянку” как-то иначе, с точки зрения бразильского законодательства, теперь могли считаться ересью!..
…Поэтому если вы вдруг решите приготовить “селянку” с водкой (кайпироска), саке (сакеринья) или кампари (кампаринья), то постарайтесь сделать это втайне от бразильских ревнителей указа № 6781. Ну просто на всякий случай.
В жару кайпиринья — это самое то
Оригинальная кайпиринья готовится достаточно просто. В хайбол (всё приготовление кайпириньи осуществляется в нём) положите две четвертинки лайма с удаленной кожурой. Разомните, засыпьте 20 граммами тростникового сахара. Влейте 60 грамм кашасы и неторопливо размешайте чайной ложечкой. После чего наполните стакан мелко накрошенным льдом и снова перемешайте. Вставьте коктейльную трубочку. Кайпиринья относится к лонг-дринкам, её пьют по мере того, как тает лёд.
В летнюю жару бразильская “селянка” — это самое то, так что наслаждайтесь!..
P. S. На всякий случай Right Place напоминает, что чрезмерное употребление алкогольных напитков вредит вашему здоровью.