Представьте себе такую ситуацию: вам подарили, вы купили, или выиграли на аукционе, или планируете взять что-то от Marklin, или с надписью AC, или символом ~ (тильда) на упаковке. Что с этим делать, если пути развития или переделки?
Подарили/купили набор
Тут можно разбить на два основных случая - новый или старый набор.
Если новый (только с магазина) или БУ (не более 10-15 лет выпуска назад) то Вам крупно повезло. Современный Marklin - это цифра, и у Вас цифровой набор с фирменным локомотивом с декодером, возможно за весьма хорошую стоимость. В добавок у вас есть цифровой блок управления и набор современных рельс типа С. Если Вас это не устраивает - то конечно можно перепродать. Но можно и пойти по пути изучения и расширения.
А вот старый набор - нужно смотреть конкретно. Наборы, выпущенные до 1990-х годов скорее всего аналоговые. Они имеют рельсы типа М (металл) или К (пластиковая решетка). Тут важно проверить - есть ли блок питания. Если он есть (путь даже и отдельно), то в принципе есть даже путь к развитию. Ну и как в прошлом случае - не нравится - перепродайте или отдайте.
Подарили/купили вагон или локомотив
С вагонами все крайне просто. Вагоны для систем постоянного тока без проблем катаются на трехрельсовой системе. А вот вагоны для трехрельсовой системы часто требуют замены колесных пар. Для этого рекомендую обратится в местный модельный магазин.
С вагонами пр-ва Marklin тоже имеются артикулы системы HAMO (83хх) (двухрельсовой). Это касается как колесных пар, так и самих вагонов, а также целых локомотивов.
А вот локомотивы требуют детальной переделки. Если это локомотивы фирм Piko, Roco, Fleischmann и т.д., то в принципе они сделаны на базе двухрельсовой модели, и легко поддаются переделке. Важно уделить внимание колесам - и проверить не короткозамкнутые ли они. Лыжа тоже весьма просто снимается.
Сложнее с локомотивами самого Marklin'а. Их крайне сложно переделать по причине общей конструкции и у единичных локомотивов есть вариант HAMO. Также на аналоговых локомотивах установлен универсальный двигатель, имеющий реле смены направления. Его можно заменить, установив фирменный или аналогичный магнит вместо катушки статора.
Подарили/купили рельсы
У Marklin встречается три типа рельс:
М-трек (арт. 36хх, 51хх, 52хх). Самые старые, металлические. Выпускались до войны с центральным рельсом, потом с 1950-х он был заменен на точечный контакт, а третий рельс спрятан под балластом. И последние такие рельсы продавались в конце 1990-х годов. Не поддаются переделке. Ржавеют с годами при неправильном хранении. С другой стороны - самый дешевый и доступный тип рельс.
К-трек (арт. 21хх, 22хх). Изначально планировались как универсальные модельные рельсы. Боковые рельсы не связаны, что дает использовать их как рельсы двухрельсовой системы. Исключение составляет рельс запитки, стрелки и пересечения. Последние тоже можно переделать, но это потребует усилий. Выпускаются с 1970-х гг. по сей день. Среди них встречается даже рельс-флекс.
С-трек (арт. 22ххх, 23ххх, 24ххх). Самый первый вариант этих рельс возник ещё в 80-х годах под брендом ALPHA, но в нашей стране этот вариант не встретишь. Основная серия этих рельс начала выпускаться с 1996 года. Все современные наборы комплектуются R1 или R2 этих рельс. Эти рельсы созданы как крайне надежные для езды по полу и макетах. Название происходит от слова "клик" ("Click" - "С" ). На всех этих рельсах есть клеймо о годе выпуска. Из недостатков, замеченных мной - рельсы ранних годов (до 2001) имеют хрупкий пластик, особенно если они долгое время не эксплуатировались. Их реально переделать под два рельса простой обрезкой контактов снизу. Существует и аналог под два рельса - Trix C-track. Оттуда можно взять стрелки.
Итог
Не стоит ужасаться и расстраиваться. Эти трудности - начало большого пути. У Marklin есть много всего интересного. Стоит это понять - и вы обретете радость от владения тем, чем владеют очень немногие. Три рельса снова набирают силу и мощь.