Новая книга Трилогия Тимура Ильясова «Знамение». Свежая. На фоне всех пугающей сегодня болезни автор воображает, как вызывающий ее вирус сочетается с какой-то иной заразой и трансформируется в супервирус. Люди заболевают, умирают, но не умирают совсем, а изменяются. Они перевоплощаются в каких-то чудовищ, которые пожирают и заражают оставшихся еще живыми. Армия чудищ множится, и только Герой, за год до начала катастрофы получивший видение во сне, оказывается более менее подготовленным и начинает свою эпопею выживания.
Герой – обычный представитель офисного планктона, что роднит его с широкой читательской аудиторией. Без особых суперспособностей, за исключением способности предвидеть наступление «конца света» и общаться с возникающим на планете новым разумом посредством телекинеза. Но эти таланты обнаруживаются у Героя случайно без усилий, что позволяет каждому читателю допустить наличие таких же свойств в латентном состоянии и у себя.
Вообще, наступившая эпоха новой формы социальной сегрегации породила многоликий отклик массового сознания. Объявленный в 2020 году карантин с локдауном привел к появлению значительной социальной общности людей, принудительно привязанных к местам своей регистрации и ищущих ответов на вечно животрепещущие вопросы:
- Что происходит (кто виноват)? и – Что делать (мне, моему окружению, правительствам и человечеству)?
Ответы каждый ищет сообразно своим уровню и особенностям развития. И ответы надо давать. И ответы предлагаются. Также исходя из уровня и особенностей развития отвечающих.
Что-то подобное я уже читал в начале локдауна. Та же мутация вируса (только произведенная лабораторно), а дальше «Обитель зла», только адаптированная к постсоветской реальности.
В прошлый раз события начинались в Москве. Теперь в Алматы (Алма-Ате). А дальше - последовательные зарисовки впечатлений участников событий (как правило последние из сгенерированных ими перед страшной мучительной смертью впечатлений). И только Герой в окружении избранных пробивается к своей заветной цели – выживанию.
Чтиво – на любителя. Публично давать ему свою оценку не хочу, чтобы зря не обижать автора и чтобы самому не выглядеть смешным. Хуже нет, когда критик, у которого два читателя: мама и кот, претенциозно рассуждает о ничтожестве Бузовой, какого-нибудь тикток-блогера или, вот например, творчества Тимура Ильясова. Какая тут критика?
Он пишет. Его читают. Не Достоевский.
Но он, безусловно, чувствует конъюнктуру – социальную конъюнктуру. Не только исходя из выбора целевой аудитории, но и с учетом ее «морально-нравственных» характеристик.
За год до эпидемиологической катастрофы герой оказывается предупрежден о том, что случится. И целый год он тратит на укрепление своей квартиры на двенадцатом этаже и закупку продуктов с расчетом на длительную осаду.
Квартира в многоэтажке!
Он ставит железные двери и решетки, хотя в типовую квартиру можно проникнуть еще как минимум тремя способами: через потолок, через пол и через стены, а еще через вентиляцию, канализацию и по электропроводке.
Но выбранный им путь решения только роднит его с читающей аудиторией. Всё предельно просто. И они поступили бы также – заказали бы машину бутылей воды и побольше фастфуда из любой доставки. Автор отчасти понимает, что его Герой идиот: часть замороженных продуктов он оставляет храниться в холодильнике, хотя знает, что электричество и другие коммунальные блага отключатся в первую очередь. А запас воды из ванны уходит на слив унитаза за первую неделю осады.
Герой не жизнеспособен, и оттого автор посылает ему в помощь «чудесные случайности». Когда на него набрасываются мутанты, ему подворачивается под руку бита, которой он инстинктивно работает как профессиональный бейсболист. Он весь залит кровью уничтожаемой заразы, но сам не заражается: оботрётся влажной салфеткой или обрызгает себя антисептиком и продолжает двигаться к выживанию. При этом первые жертвы заражались от того, что подышали с мутантом одним воздухом. Но: или изменился воздух, или Герой обладает еще какой-то суперспособностью. Впрочем как и его домочадцы, которые повсюду следуют за ним.
Но подобные нестыковки нам тоже знакомы. Помните, кадры, как жертвы новой болезни падают замертво, как врачи в космических скафандрах приезжают брать мазки у недомогающих, как сжигают вереницы гробов в развитых странах Европы, а умерших запаивают в свинцовые капсулы? Уровень опасности красный! Все силы приведены в состояние боевой готовности!
Я всё сразу проверил на себе: в первую неделю, почувствовав недомогание, кинулся в поликлинику, посидел в очереди в тесной комнате с такими же «везунчиками», после чего врачиха в несменяемом одноразовом халатике меня стандартно осмотрела и дала больничный. Тесты брать им было запрещено, а диагноз ставить и подавно. Выписывали меня также на основании описываемых мною симптомов и показателей собственного здоровья:
-Доктор, я здоров?
– А вы как думаете?
- Я думаю, здоров.
- Значит, здоровы.
Видимо я попал не в волну.
Человек познаёт мир, опираясь на собственный опыт. Наверное, попади я с первого захода в «Коммунарку», мои впечатления были бы иными, но я туда не попадал, не стремился и никогда не просился, даже когда мне предлагали с этим помочь.
Для любого обитателя нашей страны нестыковки и противоречия в действительности и ее описаниях обычная рутина.
Поэтому у читателя не возникает никакого когнитивного диссонанса оттого, что Герою книги также приходится существовать в двух реальностях: в одной зараза страшно заразная, а в другой – побрызгал дезодорантом и всё прошло.
Но автор книги, равно как и авторы нынешней мировой постановки, понимает, что человечество ждёт трагедии, жертвы и подвига вселенского масштаба.
Раньше у нас была Великая страна. У нее были Великие цели. С ней вели Великие войны. Против неё строили Великую игру. Она переживала Великие потрясения.
На смену пришла бутафория.
На смену Великим деятелям пришли подражатели.
Они круглосуточно оптимизируют нашу жизнь и своё управление. Они придумывают всё новые методики оценки эффективности несуществующей деятельности. Но жизнь становится всё хуже, всё беднее и всё примитивнее.
Борьба с любым Злом приводит к укреплению этого Зла.
Но подражателям неважно. У них нет никакой особенной цели, кроме как оставаться у кормила власти. Не у руля, не у рычагов, не у педалей. Нет! Именно у кормила, которое их и кормит и поит.
Это тоже своего рода философия «выживальщиков».
Они знают, что за стенами их мирка жизни нет. Там бродят мутанты, чудовища и абсолютная волатильность. Оттого-то и держаться они за свои кресла с первобытной цепкостью обезьян.
И если человечество ощущает потребность в подвиге, ему надо дать такую возможность. Любой подвиг – это всегда чьё-то разгильдяйство или глупость.
Поступай прагматично и последовательно, воздерживайся от безумств и сумасбродств, избегай тех, кто поступает безумно, и для подвига в твоей жизни не найдётся причины.
Но если сократить вдвое систему здравоохранения, провести приватизацию фармацевтики, сократить умных врачей, а для оставшихся создать условия, исключающие возможность качественного лечения, то почва для подвига почти готова.
Если же к этому добавить, что аналогичные процессы проистекают не только в здравоохранении, но повсеместно, то картина надвигающейся катастрофы становится видна в мельчайших подробностях.
Дальше, в какой-то момент, станет достаточно простого насморка, чтобы все механизмы громоздкой системы начали тормозить, скрежетать, буксовать и соскакивать со своих мест, мультиплицируя бедствия и разрушения.
Не нужно никаких космических мутаций. Не надо зомби-апокалипсиса. Достаточно насморка и потери обоняния.
Насморк был всегда. И человечество как-то с ним уживалось. Были лаборатории, в которых научились заглядывать в тайны микромира.
Но потом на смену микробиологам и другим «больно умным» пришли эффективные менеджеры. Пришли во всех сферах науки и управления.
Вначале они тупо пилили, присваивали и распродавали доставшиеся им ненароком материальные и нематериальные ценности. Распродавали, как водится, за гроши, не понимаю реальной стоимости разбазариваемого богатства. А после того, как они извели вокруг себя и всех специалистов, которые что-то понимали в изучаемых явлениях, они сами стали заглядывать в окуляры микроскопов и телескопов. А там – О, ужас – микробы, бактерии, вирусы, звёзды, кометы, галактики. И все такие страшные!!!
Вот вам один из сценариев вселенской катастрофы. Родовитый и полномочный недоросль обнаруживает в крови большинства землян монстрообразные микроорганизмы, объявляет их причиной всех бед, смертей и недомоганий, потому что они – эти микроорганизмы присутствуют абсолютно во всех анализах бедствующих, недомогающих и безвременно почивших, и призывает к всеобщему карантину.
Его безграмотные сородичи, воцарившиеся также во всех областях знаний, не очень в них разбираясь, но чётко зная как извлекать прибыль из всего, обладают безукоризненной предпринимательской хваткой.
Упустить открывающуюся возможность они просто не в состоянии. Если есть «страшный микроорганизм», то можно организовать планетарный процесс противодействия этому микроорганизму. И чем неопределеннее сам микроорганизм, тем безграничнее могут быть принимаемые для борьбы ним меры.
А человечество, напомню, жаждет подвига.
И вот вбрасываются в масс медиа холодящие до ужаса кадры мгновенных смертей от неизвестной болезни. Вот человек идёт-идёт, упал и умер. Жуть. Вскрыли его, а в нём упомянутые микроорганизмы. Или спал – и не проснулся. Вскрыли – микроорганизмы. Страсть господня!
Потом эти кадры забудутся. У человечества короткая память. Но сейчас они работают. И вот уже раскручивается спираль всеобщей паники.
Вначале она еще встречает определенное противодействие. Кто-то призывает опомниться, не сходить с ума.
Но врачи уже начинают улавливать невообразимые открывающиеся перед ними возможности. Даже простой участковый терапевт, которая и раньше-то ценилась исключительно за чуткое внимательное обхождение и за то, что не споря с пациентом, соглашалась на его диагноз или давала необходимое направление, теперь оказывается боевым вирусологом на переднем крае мирового фронта борьбы с заразой. А если она отказывается от этой благородной роли, то становится ретроградкой и бесполезной дурой.
Врачи, которые что-то соображали, вначале пытаются оспорить всеобщую вакханалию страха, но им за каждый выявленный микроорганизм устанавливают доплаты, льготы, поощрения. Вопреки их желанию, превращают в героев. И вот уже ряды сомневающихся редеют.
Фармацевтическую промышленность и вовсе не надо сильно агитировать. Десятилетиями она существует, продавая втридорога, разного рода биодобавки, витаминки, стимулирующие препараты, в эффективность которых сама не очень верит. Но если это приносит доход, то кто скажет, что это «пустое дело»?
Ведь и в искусстве действует этот же принцип: если на сценическую порнографию идёт зритель и несёт прибыль, то кто будет спорить, что это не искусство. Нет. Найдутся, конечно, злопыхатели. Но время и деньги быстро сделают свою работу.
- Ты сидишь в нищете, оберегая дух классических произведений, а я призову известную шлюху на роль Наташи Ростовой, и будет её первый бал садомазохистской оргией извращенцев.
- К кому пойдет зритель? О ком будут писать все СМИ? Чьё имя останется в истории?
Безусловно. Образованный зритель почувствует разницу между классикой и пошлостью. Но на этот случай есть деградирующая система образования с опорой на ЕГЭ, ОГА и прочие непотребства из трех букв.
Есть массовая культура, которая десятилетиями приучает массы к пошлости.
А для контраста есть официальные передачи ток-шоу, ведущие которых занимаются той же проституцией, но на морально-нравственном уровне. Эти продают плоть, а те – душу.
Так что все условия катастрофы уже созданы, роли прописаны, стимулы обозначены. Социальный процесс переходит в автономное состояние. Шестеренки начинают крутиться сами по себе, наслаждаясь самим своим вращением.
В борьбу с заразой устремляются добровольцы/волонтёры, средства на неё сцеживают спонсоры и меценаты. У нее появляются свои приверженцы, адепты и фанатики, защищающие не здоровье человечества, а саму его борьбу.
Борьба до победного конца. Победа любой ценой. Но ввиду неопределенности заразы, не очень ясны очертания победы, а соответственно и цены, которую заплатит всё человечество за этот социальный эксперимент.
На самом деле, я всегда был убежден, что не существует плохих книг.
Еще в студенческую пору берешь первую попавшуюся книжонку на интересующую тему, и чем более она глуповатая, тем больше порождает она желание спорить, тем масштабнее и интереснее становится твоя собственная работа или исследование.
И прочитанная мной трилогия ничуть не хуже любых других трилогий. В особенности, если за физическим зомбированием высматривать зомбирование интеллектуальное, эмоциональное. Если за физическими мутациями угадывать мутации социально-психологические.
Короче рекомендую. Мне хватило на всё про всё трёх-четырёх часов. Только сразу предупреждаю, что автор еще не завершил свое произведение. Хотя. Возможны, вы найдете и продолжение.