Все родители мечтают об ответственных, самостоятельных детях. Однако, многие взрослые, сами того не подозревая, становятся преградой для формирования такого важного навыка у ребёнка как ответственность и умение отвечать за свои поступки. Так какие всё-таки ошибки в общении с детьми, мешающие им развиваться «по-взрослому», мы совершаем? Давайте разберемся!
В целом, степень осознанности, как и чувства ответственности, у детей до двух лет низкая. Первые зачатки способности оценивать свои поступки и видеть взаимосвязь между ними и наступившими последствиями у детей появляются в возрасте от 2,5 до 5 лет. Это тот возраст, когда родителям необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы привить все основные правила и нормы поведения, в число которых входит и чувство обязательности.
Наиболее распространённой ошибкой многих родителей является вполне понятное и объяснимое желание оградить ребёнка от естественных последствий его действий и непослушания. К примеру, когда малыш отказывается от обеда, многие родители прибегают к долгим и продолжительным уговорам. Вместо этого, психологи рекомендуют дать понять ребенку какие последствия его ждут в случае, если он не будет есть, объясните ему, что из-за ЕГО решения отказаться от обеда он проголодается и будет вскоре чувствовать себя нехорошо. Такие логические цепочки и причинно-следственные связи необходимо помогать прокладывать ребёнку во всех жизненных ситуациях.
Ответственность и самостоятельность две неотделимых важнейших вещи. Развивая самостоятельность, абсолютно точно мы сеем зернышки ответственности в наших детях. Потому так важно помогать малышу самому научиться поддерживать порядок вокруг себя, следить за собственной гигиеной и чистотой. Вечный беспорядок, который устраивает ребёнок во время игр, взрослому подчас проще убрать самому. Однако, такой подход может лишь усугубить ситуацию с будущей самостоятельностью ребёнка, ведь не всегда уборка в доме будет похожа на волшебное преображение по щелчку пальцев.
Еще одной, достаточно неожиданной на первый взгляд, ошибкой родителей при общении с детьми становится сокрытие от детей истинных эмоций и переживаний. Существует такая позиция, что ребёнок должен видеть родителей только в хорошем настроении, всегда позитивными и радостными. Не показывая малышу собственных слёз, грусти, волнения можно обезопасить его от переживаний на данном этапе его развития, но невозможно огородить его этих чувств навсегда невозможно. Важно научить малыша относиться к чувствам и эмоциям также ответственно, так как это большая часть жизни. Этот опыт поможет ему в будущем в трудные минуты взять ситуацию под свой контроль без стеснения за свои эмоции.