Найти тему

«Демон» Лермонтова как выражение мироощущения его автора

Источник Яндекс. Картинки
Источник Яндекс. Картинки

Михаил Лермонтов самый метафизический из всех русских поэтов XIX в. Он словно признавал наличие в себе темного начала, которое сам исследовал и анализировал. С другой стороны, беспощадный и абсолютно бесстрастный самоанализ свидетельствует о тяге к светлому началу, к божественному провидению. Он пытался отчаянно разобраться в собственном мироощущении, применяя к себе почти научные методы современной психологии, которые словно предвидел или предчувствовал, занимаясь тем, что сегодня называют «психоанализом».

Образ Демона в поэтическом мире Лермонтова можно считать «олицетворением его творческого самосознания». Понятие демон пришло из античности, оно было собирательным обозначением бесплотных полубожеств, находящихся в промежуточном состоянии между богами и людьми. В христианском представлении – это падшие ангелы, растлившие в себе божественное начало. Одержимый демонами человек подвержен мрачным мыслям, тревогам, страстям. Невидимые демоны проявляют себя в сознании человека, воздействуют силой соблазнов, отвлекают от праведных поступков, толкают на ошибки. Демоны – это силы подавления божественного начала в душе. Их называют еще искусителями или соблазнителями.

Ранние стихи поэта стали своеобразным лирическим автобиографическим дневником. О борьбе с демоническими силами в душе написано четырнадцатилетним Лермонтовым стихотворение «Мой демон». Мотив демонизма звучит в стихотворении «Молитва» 1829 г., поэт признается: «Звуком грешных песен я, Боже, не тебе молюсь». Он откровенно говорил в стихотворении 1831 г.: «Тайный яд течет в моей крови». Лермонтов не просто сравнивал себя с демоном, он себя с ним отождествлял. Демонические черты одинокого индивидуалиста, не понятого миром людей, страдающего и бунтующего, нашли отражение во многих созданных Лермонтовым образах, в том числе и в образе главного героя психологического романа «Герой нашего времени».

Источник Яндекс. Картинки
Источник Яндекс. Картинки

Тревожно к демоническим темам в поэзии Мишеля относилась его бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, которая неустанно молилась за исцеление его души. Она считала причиной обращения внука к инфернальным образам проклятое наследие предка по отцовской линии – средневекового шотландского менестреля и чернокнижника Томаса Лермонта по прозвищу Рифмач. Один из его потомков в XVII веке, будучи военным наемником, оказался в России, служил при царе Михаиле Романове, принял православие, сменив имя Георга Лермонта на Юрия Лермонтова.

Поэма «Демон» стала самым выстраданным сочинением Лермонтова. С 1829 г. поэма переосмысливалась и переписывалась на протяжении всей его творческой биографии, в течение десяти лет поэтом было сделано 8 редакций. Последняя редакция относится к 1839 г. После гибели Лермонтова запрещенный цензурой «Демон» в обществе переписывался и распространялся в списках, поэма была опубликована только в 1856 г. в Германии, в 1860 г. в России.

Первый вариант был Лермонтовым написан в четырнадцать лет. Это было романтическое произведение о герое-бунтаре в неидеальном мире. Поэма была подражанием западноевропейским романтическим произведениям. Но поэт ориентировался не только на литературные реминисценции. Годы духовных поисков перевоплотили произведение в романтическом духе в поэму с глубоким философским содержанием. Впервые местом обитания духа зла стал космос, а не преисподняя, демон с небесного пространства спускается на «грешную землю», где находит воплощение ангела в лице земной женщины.

Демон – это олицетворение мятежной души, разрывающейся между небом и землей, добром и злом, любовью и ненавистью, страстью и безразличием. Бесцельный полет «духа изгнанья» слит воедино с движением вселенной: в бескрайнем пространстве ему встречаются величественно проплывающие планеты, бегущие кометы. Его скитание вечно и во временном измерении: для него бесконечные века полетают, словно мгновения.

Ему наскучили деяния зла и подстрекательства к греху людей, которые сами занимаются самоуничтожением в войнах и преступлениях. Он хочет осмыслить суть своего предназначения в мироздании. Восстав против Бога, он получил способность «все чувствовать, все видеть», обрел силу познанья. В мировой литературе демонические персонажи, как Люцифер Байрона, Мефистофель Гете или Сатана Мильтона, изначально наделены даром всезнания и всеведения. Демон в постоянных поисках: всякое знание для него относительно, любое достижение недолговечно. Для него иллюзорно все, что существует. Он клянется первым и последним днем божьего творенья, даже оно для него не вечно. Для Демона мироздание – сакральная абстракция. Ко всему сущему он относится с высокомерным презрением. Но презираемая Демоном жизнь беспощадно отомстит ему.

Облик Демона бесплотен, его сущность холодна. Но он не представитель тьмы, его суть дана в полутонах: Лермонтов сравнивает Демона с сумеречным ясным вечером. Он, спустившийся из синего холодного и безмолвного эфира, встречает земную женщину, мир которой наполнен любовью и красотой, полон жизни. Она живет в окружении живописной грузинской природы с горными вершинами, прекрасными долинами и журчащими речками.

Этот мир осязаем, наполнен красками, звуками, запахами. Естественная и непосредственная, как дитя, Тамара для него представляется одухотворенной частицей этого мира. Девушка напомнила Демону чистых душой ангелов и херувимов, среди которых он взрос. В райских чертогах до грехопадения он тоже испытывал единение с окружающим миром, когда ему ласково улыбались кометы. Он тоскует о прежнем времени, хочет примирения с небом, чтобы любить и молиться. Но теперь это ему недоступно.

Тамара собирается под венец, но жених, спеша к невесте, в пути погибает от рук разбойников, потому что искуситель Демон подбил его в спешке пренебречь молитвой. Демон же, страстно желая девушку, соблазняет ее в сновидениях и грезах. Тамара, рассказав отцу, что ее мучает какой-то злой дух, уходит в монастырь, ища защиты в вере. Но и там настигает ее Демон, убеждая своими клятвами в любви, и девушка погибает.

Источник Яндекс. Картинки
Источник Яндекс. Картинки

Ее чистую душу Ангел избавил от Демона. Не найдя спасения в любви монахини и потеряв надежду на возрождение, Демон вновь испытал «старинной ненависти яд» к Всевышнему, лишившему его души Тамары. Он остается носителем зла и осужден на вечные муки одиночества среди безмолвных и бескрайних космических просторов в многовековой тоске.