Найти тему
Zikhia est pars Abazgia

47. Шапсуги в XIX веке

Теофил Лапинский

  • Теофил Лапинский (Теффик-бей) (19 декабря 1827 — 15 мая 1886) — польский офицер, революционер, мемуарист. Происходил из подляшского шляхетского рода герба Любич.
    Теофил Лапинский в 1863 году в Гамбурге издал свои мемуары «Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских», в которых описывается последний период Кавказской войны, а именно 1857, 1858, 1859 годы.
Теофил Лапинский (Теффик-бей) (19 декабря 1827 — 15 мая 1886)
Теофил Лапинский (Теффик-бей) (19 декабря 1827 — 15 мая 1886)

Косвенно о самосознании шапсугов говорят и сведения Теофила Лапинского записанные в его мемуарах, в которых он называл абазами шапсугов, абадзехов, абхазов, убыхов, и некоторые другие народности. И кстати, называл он абазами различные западнокавказские народности, не столько, потому что он распространял этот этноним широко, сколько, потому что он считал, все эти народности родственными абазам. Например, в одном из абзацев предисловия он называет осетин абазским племенем как раз именно в результате его представлений о родстве:

«Auf den Karten vom Kaukasus hat man, wie zum Scherze, einem kleinen abasischen Stamme, den Osseten, einen Ehrenplatz in der indo europäischen Völkerfamilie eingeräumt, ohne zu wissen, daß eben diese Osseten eine und dieselbe Familie mit den zwanzigmal zahlreicheren Abasa bilden.»

(Theophil Lapinski, т 1. стр. VIII - IX)

Перевод:

«На картах Кавказа, как бы в шутку, небольшое абазское племя - осетины, занимает почётное место в индоевропейской семье народов, не зная, что именно эти осетины составляют одну и ту же семью с в двадцать раз более многочисленными Абазами.»

(в переводе Гарданова В. К., г. Нальчик, издательский центр «Эль-фа», 1995 года, было допущено искажение смыла авторского текста ‒ «… с в двадцать раз более многочисленными адыгами», что вводит в заблуждение о причине причисления автором осетин к абазам)

А. Орловский. Черкес на коне. 1816 год.
А. Орловский. Черкес на коне. 1816 год.

В других же местах Лапинский называет абазов и осетин просто родственными народами. Кроме осетин, он также считал родственными убыхов и сванов, при этом он указывал, что они различаются по языку:

Язык — абазский; адыгский, убыхский, сванетский и осетинский — простые диалекты, между которыми адыгский диалект — самый чистый и является разговорным для большинства населения.

Само собой разумеется, что он недостаточно разобрался с содержанием этнонима «абаза» и потому ошибочно присваивал некоторым народностям Западного Кавказа. Но главное тут в том, что сам Лапинский жил среди шапсугов, от которых он и усвоил этот этноним. Лапинский воспринял факт, что среди шапсугов термин «абаза» употреблялся в качестве самоназвания, иначе никак нельзя объяснить, почему он, живший среди них, называл их абазами, а их страну – Абазией.

Man sagt im Lande der Adighe: Das wildeste und ungebändigtste der abasischen Völker seien die Schapsuchen, die wildesten der Schapsuchen seien die am Fluffe Antchir, und die tollste am Fluffe Antchir sei die Juneh-is am Bache, welcher Okezikos heißt. In dieser Juneh-is, wo die Familie Hantochu ein fast unumschränktes Ansehen genießt und über fünfhundert Seelen stark ist, brachte ich den größten Theil des Winters zu.

(Theophil Lapinski, т 2. стр. 196)

Перевод:

В стране Адыге говорят, что самые дикие и необузданные из абазинских народов - шапсуги, самые дикие из шапсугов - с реки Антхыр, а самые могущественные на реке Антхыр - это юнэ-из на речке, которая называется Окецикос. В этом юнэ-из, где фамилия Хантоху пользуется почти неограниченным уважением и достигает 500 душ, я провел большую часть зимы.

Существует ошибочное мнение, будто бы Лапинский всех адыгов, в общепринятом понимании называл абазами. На самом деле нет. Например, он перечислил ряд адыгских племён, которые он назвал черкесами, и отнёс их к народностям, в которых "сделался господствующим абазский элемент". То есть, эти черкесы изначально не были ни абазами, ни родственными абазам, но из-за смешения с ними, абазский элемент стал преобладающим.

«Когда черкесы осели вдоль берегов Кубани и в Кабарде в конце прошлого столетия, число их было еще значительно. Они увеличились, если можно верить преданию их потомков, еще на 20 000 всадников. Пехоты они не имели. В четыре раза большее количество было частью уничтожено русской войной, или покорилось русским, или ушло через Терек на восток. Левый берег Кубани ко времени прихода черкесов был почти необитаем; только большие стада рогатого скота и овец паслись на равнинах, собственники которых, абазы, жили в глубине страны в горах. Между черкесами-разбойниками и наполовину дикими абазами возникла ожесточённая борьба, которая в конце концов закончилась неблагоприятно для первых. За исключением немногих семей, которые искали защиты под стенами турецких фортов Анапы и Суджука, и некоторых других семей, осевших на Кубани между реками Псекупс и Пшада, они должны были очистить страну шапсугов и абадзехов и были оттеснены за Лабу и Малую Кубань до Кабарды. Не более 50 семей смешалось с абазами и поселилось среди последних.
На Малой Кубани образовались маленькие племена черкесов, которые постепенно сильно смешались с абазами и в которых в конце концов сделался господствующим абазский элемент. Эти маленькие племена подчинялись своим черкесским князьям и делились на бзедох, иемиргай, хатокай, иарохей, бёсней, карачай, мокош и т.д.
Но большая часть черкесов направилась в Кабарду, где они вступили в борьбу с прежними жителями, потомками семитско-иудейских лезгин и наполовину христианских абазов, и осталась победителями.

За употреблёнными автором именами следует понимать, бжедуг, темиргой, хатукай, егерукай, бесленей, мохош, то есть, это те адыгские народности, которые по шапсугским преданиям, воспринятым Лапинским, относились к неродственным по происхождению черкесам, среди которых «сделался господствующим абазский элемент». К этим же племенам он отнёс и кабардинцев.

Из этих сведений ясно, что Лапинский в своих мемуарах передал часть шапсугских представлений о этнических связях. Обращает внимание также то, что он, как и многие предшествующие авторы идентифицирует шапсугов, абхазов, убыхов и абадзехов – как абазов (абазинские народы по Люлье), и их вместе отделяет от кабардинцев, темиргоевцев, бесленеевцев, хатукаевцев, которые у Люлье засвидетельствованы как адыге-чиль, то есть, адыгские народы. Информация Лапинского в рамках параллели с данными Люлье, является достаточно корректной, однако выводы обоих авторов были сделаны противоположные.

Лапинский в своей книге высказал свое мнение, оно его личное, субъективное. Но всё дело в том, что он независимо от других авторов, приходит к тем же самым выводам, он также противопоставляет между собой два коллектива, с одной стороны шапсуги, абхазы, убыхи, а с другой стороны темиргоевцы, кабардинцы, бесленеевцы. Первых - он отнёс именно к абазам, а вторых к черкесам. Откуда, живший среди шапсугов военный офицер, мог это взять?

#абаза #черкесы #абхазы #садзы #убыхи #натухайцы #абадзехи #лапинский #шапсуги