Найти в Дзене
Wladimir Barinoff

Судьба адмирала Галлера

Галлер Л.М. Фото из открытых источников.
Галлер Л.М. Фото из открытых источников.

Лев Галлер родился 17 (29) ноября 1883 г. в Выборге, в семье генерал-майора Михаила Фердинандовича фон Галлера. Согласно лютеранской традиции будущий адмирал получил составное имя: Лев Юлий Александр Филипп. У Льва был брат и пятеро сестер. С детства мальчик говорил на русском, немецком и шведском языках, поскольку его мать, Юлия Рихардовна Галлер, урожденная Паукер, происходила из немецко-шведской семьи.

По делам службы семья Галлера часто меняла место жительства, и гимназию, с золотой медалью, Лев оканчивает в Тифлисе. С мечтой о море в 1902 г. он отправляется в Петербург и подает документы в привилегированный Морской кадетский корпус, ведущий свою историю с 1752 г. Однако, юноша опоздал, прием в корпус уже был закончен. Но, по словам профессора Ю.Н. Ерофеева, автора статьи, посвященной 125-летию адмирала, директор корпуса вице-адмирал Г.П. Чухнин, уступая настойчивой просьбе отца-генерала, отправил Льва Галлера и еще одного запоздавшего абитуриента барона Бориса Нольде, в учебное плаванье на броненосном фрегате "Князь Пожарский". После окончания плавания оба юноши блестяще сдали вступительные экзамены, и российский флот приобрел двух отличных моряков. (Б.А. Нольде стал известным полярным исследователем).

Фрегат "Князь Пожарский". Фото из открытых источников.
Фрегат "Князь Пожарский". Фото из открытых источников.

В 1905 г. Лев Михайлович фон Галлер выпущен из Морского корпуса с производством в мичманы, что тогда соответствовало чину армейского поручика и назначен во 2-й флотский экипаж Её Величества Королевы эллинов. Шефом этого экипажа была жена греческого короля Георга I, внучка императора Николая I, Ольга Константиновна. (Её внук герцог Филипп Эдинбургский стал супругом английской королевы Елизаветы II).

Затем мичман фон Галлер служит вахтенным начальником на крейсере 2-го ранга "Азия" и на других кораблях Балтийского флота. Н.В. Скрицкий в своем кратком библиографическом словаре "Русские адмиралы" (М.: 2003), сообщает, что Лев Галлер находился среди личного состава русской эскадры, оказавшей помощь итальянскому народу во время разрушительного землетрясения в Мессине в 1908 г., когда погибло более 70 тысяч человек.

Мессина 1908 г.
Мессина 1908 г.

В 1908 г. Лев фон Галлер произведен в лейтенанты, а в 1909 г. награжден своим первым орденом Св. Станислава 3-й ст., занимающим нижнюю строчку в иерархии российский орденов. В 1912 г., по окончанию Артиллерийского класса, он произведен в старшие лейтенанты, что, после упразднения в 1911 г. чина капитан-лейтенанта, соответствовало армейскому капитану. Галлера назначают сначала младшим, а затем старшим артиллеристом линкора "Андрей Первозванный" и удостаивают ордена Св. Анны 3-ст. Накануне I мировой войны Лев Михайлович занимает должность флагманского артиллериста, а затем старшего офицера эсминца "Автроил". За боевые заслуги награжден орденом Св. Станислава II ст. с мечами и, получив чин капитана 2-го ранга, в январе 1917 г. становится старшим офицером линкора "Слава".

Произошла Февральская революция, император Николай II отрекся от престола, к власти пришло Временное правительство, но Лев Галлер любил флот, больше чем все правительства вместе взятые, поэтому он продолжает морскую службу.

В сентябре 1917 г. германское командование начало операцию "Альбион" с целью уничтожения русских морских сил в Рижском заливе и захвата островов Моондзундского архипелага. В составе русской эскадры находился и линкор "Слава". Во время артиллерийской дуэли 16 октября 1917 г. "Слава" получила три попадания ниже ватерлинии и приняла в себя 1130 тонн забортной воды. Экипаж был снят, а корабль взорван и затоплен в фарватере в качестве заграждения. (В 30-е годы независимая Эстония доберется до затопленной "Славы" и разрежет линкор на металлолом).

Погибающий линкор "Слава". Фото из открытых источников.
Погибающий линкор "Слава". Фото из открытых источников.

Октябрьскую революцию капитан 1-го ранга фон Галлер встретил командиром эсминца "Туркменец Ставропольский", и вместе с командой перешел на сторону Советской власти, которая одним махом отменила все титулы, чины и награды. Лев фон Галлер, лишившись орденов и потомственного дворянства, стал просто Львом Галлером и его служба в Красном Флоте исчисляется с 23 февраля 1918 г.

Командуя эсминцем, военмор Галлер участвует в Ледовом походе кораблей Балтийского флота. Так называлась операция по спасению кораблей от германских и финских войск и переводу их из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт. Командуя линкором "Андрей Первозванный", Лев Михайлович принимает участие в подавлении антисоветского мятежа фортов Кронштадтской обороны, за что Реввоенсоветом Республики награжден именными часами.

В 1926 г., после окончания курсов усовершенствования высшего начальствующего состава при Военно-морской академии, Галлер назначен начальником штаба Балтийского флота. Затем он командует дивизией (с 1930 г. - бригадой) линкоров и руководит переходом линкора "Парижская коммуна" и крейсера "Профинтерн" из Балтийского моря в Черное. Переход проходил в тяжелых условиях. В Бискайском заливе корабли дважды попадали в жестокий шторм и вынуждены были ремонтироваться во французском Бресте. За этот переход Галлер вновь был награжден золотыми часами от РВС СССР. В 1932 г. он назначен командующим Балтийским флотом, а 23 февраля 1935 г. Лев Михайлович будет награжден орденом Красной Звезды, а в декабре этого же года получит второй орден, на этот раз Красного Знамени.

В 1935 г. для высшего состава ВМС были установлены новые звания. Галлеру было присвоено звание флагмана флота 2-го ранга, и в январе 1937 г. он назначается заместителем начальника Морских Сил РККА, а ровно через год - начальником Главного морского штаба РККФ.

Лев Галлер, несмотря на потомственное дворянство и возможное участие в карательной экспедиции против крестьян Эстляндской губернии, под каток репрессий не попал и пережил арест четырех наркомов ВМФ. Сталин с уважением относился к профессиональным качествам Галлера, и умный, трудолюбивый, осторожный Лев Михайлович на флоте играл такую же роль, как и бывший полковник старой армии Б.М. Шапошников в сухопутных войсках. В феврале 1938 г., в связи с 20-летием Красной армии, Галлер получает высшую награду СССР- орден Ленина, а также медаль "XX лет РККА".

Н.Г. Кузнецов. Фото из открытых источников.
Н.Г. Кузнецов. Фото из открытых источников.

В апреле 1939 г. новым наркомом ВМФ стал 34-летний Н.Г. Кузнецов, который нашел в лице Галлера опытного наставника и настоящего единомышленника, всецело преданного флоту. Н.Г. Кузнецов писал о Галлере: "Человек, прошедший такой путь, во многих тяжелых испытаниях доказавший свое глубокое знание морского дела, не мог не вызвать к себе уважения. В наркомате на нем держалось буквально все повседневное руководство флотом". А флот был не маленьким. По данным Военного Энциклопедического Словаря (М.: 1983), перед Великой Отечественной войной в составе ВМФ СССР находилось около 1 тысячи боевых кораблей, в том числе 3 линкора, 7 крейсеров, 54 эсминца и лидера, 212 подводных лодок, свыше 2,5 тысяч самолетов морской авиации, 260 батарей береговой артиллерии.

Предвоенный год был для Галлера богат на события. В апреле 1940 г. Лев Михайлович награждается вторым орденом Красного Знамени, в июне ему присваивают звание адмирала, в октябре назначают заместителем наркома флота по кораблестроению и вооружению. В предчувствии большой войны адмирал дни и ночи проводил на службе, отдыхая лишь в небольшой комнатке рядом с кабинетом. В последний мирный вечер Галлер долго сидел в кабинете Кузнецова. Говорили об напряженной обстановке, ждали указаний сверху. Однако, их не последовало. Тогда 22 июня в 02 часа 40 минут все корабли и части флота, по приказу наркома Кузнецова, были приведены в полную боевую готовность. В 3 часа 7 минут немецкая авиация совершила налет на Севастополь. Но благодаря мерам, принятым наркомом, флот врасплох застать не удалось.

Всю войну Л.М. Галлер прослужил в должности заместителя наркома ВМФ. Он руководил созданием новых типов морской техники, занимался внедрением методов обезвреживания морских мин и боевым обеспечением кораблей. Кузнецов писал: "Порой приходилось удивляться, как ему удавалось обеспечивать необходимыми боеприпасами всю флотскую артиллерию. Ведь снарядов требовалось огромное количество". Лев Михайлович часто замещал наркома, находившегося в командировках, да и сам он неоднократно выезжал на действующий флот и вызывался в Кремль для докладов лично Верховному Главнокомандующему.

Л.М. Галлар. Фото из открытых источников.
Л.М. Галлар. Фото из открытых источников.

В 1943 г. заслуги Л.М. Галлера были отмечены орденом Ленина, а в сентябре 1944 г. он награжден флотоводческим орденом Ушакова I ст. В октябре 1944 г. был принят Указ, согласно которому военнослужащие за выслугу лет награждались боевыми наградами. Так, за 10 лет безупречной службы полагалась медаль "За боевые заслуги", за 15 лет - орден Красной Звезды, за 20 лет - орден Красного Знамени, за четверть века, отданных армии, - орден Ленина, за 30 лет - повторное награждение орденом Ленина. В ноябре 1944 г. , за выслугу лет, Галлер был награжден орденом Красного Знамени, а в феврале 1945 г., также за выслугу лет, орденом Ленина. В июне 1945 г. Лев Михайлович получает второй орден Ушакова I ст. со стандартной формулировкой: "За образцовое выполнение заданий командования". Его последней наградой стал орден Красного Знамени, приуроченный к 30-той годовщине Октября.

Орден Ушакова I ст. Фото из открытых источников.
Орден Ушакова I ст. Фото из открытых источников.

Но после Победы над руководством ВМФ начали сгущаться тучи. В 1945 г. Н.Г. Кузнецовым и Л.М. Галлером была подготовлена десятилетняя программа проектирования и судостроения, в которой определенное внимание уделялось строительству больших и малых авианосцев. Нарком и его соратники также выступали против строительства большого числа старых эсминцев проекта №30, не имевших универсальной артиллерии. Программа не вызвала энтузиазма у судостроителей, предпочитавших строить испытанные, хотя и морально устаревшие корабли. И руководство страны во главе со Сталиным не спешило поддерживать Наркомат ВМФ.

Следующие трения между руководством флота и генералиссимусом возникли при разделении Балтийского флота на два - Юго-Балтийский флот (4-й) и Северо-Балтийский флот (8-й). Аргументы, что акватория Балтийского моря невелика и два командования в одном море внесут лишь неразбериху в общее руководство, Сталиным не принимались. В следующем году та же участь постигла и Тихоокеанский флот.

И еще, Сталин не собирался ни с кем делить лавры победителя Германии и решил поставить на место свой генералитет, почувствовавший силу. Ему были необходимы новые военные кадры, не помнившие ни его растерянность в первые недели войны, ни стратегические просчеты, ни тактические ошибки, а слепо верящие в гений вождя.

В начале 1946 г. работу Главного морского штаба по указанию ЦК партии проверяла комиссия под руководством маршала Л.А. Говорова. Моряки в состав комиссии не входили. По результатам проверки Наркомат ВМФ был упразднен. Адмирала флота Н.Г. Кузнецова отправили в Ленинград на должность начальника Управления военно-морских учебных заведений. М.Л. Галлера назначили начальником Военно-морской академии кораблестроения и вооружения им. А.Н. Крылова.

Однако, неприятности адмиралов этим не закончились. Вскоре возникло так называемое "дело четырех адмиралов". Формальным поводом к нему послужило письмо-донос сотрудника НИИ Минно-торпедного управления ВМФ капитана 1-го ранга В. А. Алферова, будущего контр-адмирала, Героя Социалистического Труда, лауреата Сталинских и Ленинской премий. В этом письме Кузнецов и его сотрудники обвинялись в передаче иностранным гражданам документации по торпедам высотного бомбометания. Тем самым, якобы, был нанесен значительный ущерб делу обороноспособности страны.

В начале 1947 г. Н.Г. Кузнецов, Л.М. Галлер, а также адмирал В.А. Алафузов и вице-адмирал Г.А. Степанов предстали перед "Судом чести", который возглавлял маршал Говоров. В материалы обвинения были добавлены факты передачи союзникам документации по артиллерийскому вооружению, некоторых навигационных карт и даже акустической торпеды, снятой с потопленной немецкой подлодки. Напрасно адмиралы уверяли членов суда, что обмен определенной документацией - это обычная практика между союзниками. Напрасно, приглашенные Галлером, эксперты доказывали, что высотные торпеды не являются секретным оружием, потому что они изготовлены по итальянским технологиям. А также, что в оставленном Севастополе немцам досталось шесть комплектов высотных торпед, вместе с парашютами и зарядными отделениями. Все было напрасно, и 2 февраля 1948 г. "дело четырех адмиралов" передали в Военную коллегию Верховного Суда СССР.

Суд, под председательством печально известного Ульриха, был скорым. В.А. Алафузова и Г.А. Степанова приговорили к десяти годам лишения свободы, Л.М. Галлера - к четырем. К адмиралу Кузнецову, учитывая его большие заслуги перед флотом, уголовное наказание решили не применять, - его понизили в звании до контр-адмирала и отправили служить на Тихоокеанский флот.

Осужденных адмиралов лишили воинских званий и наград. Лев Михайлович Галлер был помещен в тюремную камеру вместе с уголовниками, где быстро подхватил туберкулез. Затем не выдержала психика, и он был переведен в Казанскую психиатрическую больницу МВД СССР, где 12 мая 1950 г. адмирал Галлер скончался.

Профессор Б. Султанбеков, председатель Общества архивистов-историков Республики Татарстан, указывает, что причиной смерти адмирала послужил "туберкулез легких открытой формы, двухсторонний экссудативный плеврит, глубокое органическое слабоумие на почве сосудистого поражения мозга".

Кенотаф на Арском кладбище. Фото автора.
Кенотаф на Арском кладбище. Фото автора.

В 1953 г., стараниями Н.Г. Кузнецова, Галлер будет посмертно реабилитирован и восстановлен в воинском звании. Далеко от моря, на старом Арском кладбище в Казани, стоит памятник адмиралу Галлеру, но место его захоронения неизвестно. Памятник - знак уважения талантливому моряку, отдавшему всю свою жизнь делу служения флоту.