38,9K подписчиков

Якутия отказывается от российских тепловозов и закупает американские локомотивы?

8,2K прочитали

Есть в России необычная железная дорога. Дело в том. что большая часть сети железных дорог, за исключением ведомственных разной протяженности, принадлежит Российским Железным Дорогам (АО РЖД), но однако есть исключения. Одно из исключений это "Крымская железная дорога", созданная на базе Крымской дирекции Приднепровской железной дороги, но тут участок не был включен в состав РЖД по политическим мотивам, чтобы РЖД не попала под санкции. Но имеется еще АО "АК „Железные дороги Якутии“ (ОАО "АК "ЖДЯ") - предприятие, созданное 2 октября 1995 года для управления и завершения строительства Амуро-Якутской железнодорожной магистрали. При создании компании акционерами стали федеральный центр и администрация Якутии (50/50). В 2017 году 46,85 % акций компании принадлежат ОАО "РЖД", 44,3 % - Республике Саха, оставшиеся - миноритарным акционерам. Т.е. несмотря на немалую долю РЖД в уставном капитале, это все-таки отдельное, самостоятельное железнодорожное предприятие, ведущее собственную политику в формировании парка подвижного состава. Подвижной состав "Железных дорог Якутии" имеет свою оригинальную окраску, и только тут в России работают модернизированные тепловозы 2ТЭ10М, где кузов вагонного типа был переоборудован в капотный, причем часть из них переоборудована с использованием американских дизелей Дженерал электрик.

2ТЭ3250-0001, 07.2021 года, Алдан (Якутия), фото с сайта https://trainpix.org/photo/303795/?vid=163851, автор Ligovsky
2ТЭ3250-0001, 07.2021 года, Алдан (Якутия), фото с сайта https://trainpix.org/photo/303795/?vid=163851, автор Ligovsky

И вот из Якутии поступила очередная новость. Впервые с середины 40х- годов прошлого века на отечественные рельсы вступили новые американские локомотивы. В АО „Железные дороги Якутии“ начаты испытания тепловозов серии 2ТЭ3250 производства "Progress Rail" железнодорожного дивизиона компании "Сaterpillar", собранных на заводе в Чикаго. Американское обозначение серии SD42ACe. Оба локомотива были объединены в СМЕ с общим обозначением 2ТЭ3250-0001/0002. Локомотивы были построены для опытной эксплуатации в России с применением самых современных технологий.

2ТЭ3250-0002, 07.2021 года, Алдан (Якутия), фото с сайта ИА SakhaNews
2ТЭ3250-0002, 07.2021 года, Алдан (Якутия), фото с сайта ИА SakhaNews
2ТЭ3250-0001, 07.2021 года, Алдан (Якутия), фото с сайта ИА SakhaNews
2ТЭ3250-0001, 07.2021 года, Алдан (Якутия), фото с сайта ИА SakhaNews
2ТЭ3250-0002, 07.2021 года, Алдан (Якутия), фото с сайта ИА SakhaNews
2ТЭ3250-0002, 07.2021 года, Алдан (Якутия), фото с сайта ИА SakhaNews

Одним из главных преимуществ зарубежного локомотива является способность работать на смеси топлива, состоящей из 20 процентов дизтоплива и 80 процентов газа. За счет этого эксплуатация обходится значительно дешевле и минимизирован вред для экологии. Одной заправки должно хватать на пять-шесть тысяч километров.

По информации любителя транспорта Ивана Конюхова, данной им в группе ВК "Трамвай", материала о тепловозе серии SD42ACe сети практически нет, так на сайте предприятия-изготовителя "Progress Rai"l модель SD42ACe вовсе не значится. На сайте имеется ранний проект SD70ACe/LW, который на рендерах показан с русской серией ТЭ4500. Автор предполагает, что тепловоз серии SD42ACe представляет собой версию локомотивов популярной серии SD70ACe в которой 16-цилиндровый дизель заменен на менее мощный 12-цилиндровый агрегат EMD 12-710. Далее Иван Конюхов продолжает: "электропередача переменного тока отдает мощность асинхронным двигателям на двух трехосных тележках с безбандажными колесами. Для того, чтобы вписаться в осевую нагрузку 25 тонн, базовую конструкцию пришлось капитально облегчить, в том числе и уменьшив емкость топливных баков до 9300 литров на секцию. Кабина машиниста имеет независимую подвеску. Оборудована она не очень привычно, но вполне комфортно. Управление локомотивом изрядно автоматизировано, а информация выводится на два многофункциональных дисплея. Вряд ли в якутских условиях хорошо себя зарекомендует стояночный тормоз на улице. Американцы строили два тепловоза, как независимые единицы, но наши, видимо, не собираются их расцеплять — если по торцам сплотки стоят стандартные устройства СА-3, то сами локомотивы соединены американскими сцепками Джаннея, которые с СА-3 несовместимы". Дополнительно можно сказать, что тепловозы обладают просторной кабиной, есть условия для комфортной работы локомотивной бригады, технические параметры машин, по мнению якутских железнодорожников, значительно превосходят аналогичные характеристики существующих тепловозов. Это и мощность локомотива, сила тяги при трогании с места и длительного режима, максимальная тормозная сила, передовая система управления асинхронным тяговым приводом EMD, которая позволяет осуществлять плавное замедление с высоких скоростей движения, превосходная вписываемость в кривые с обеспечением низкого износа гребней колес. Все управление локомотивом осуществляется через бортовые компьютеры. Машина многие вопросы решает сама. Человек нужен только для контроля и наблюдения, а также для подтверждения некоторых команд.

Из заявления генерального директора АО "Железные дороги Якутии", следует. что АО ЖДЯ планирует провести полномасштабные эксплуатационные испытания американских тепловозов с учетом местных условий работы. В ходе испытаний будет продемонстрирована двухтопливная технология, т.е. работа тепловоза на дизельном топливе и газе. Такая технология позволит сократить выбросы твердых частиц в атмосферу, существенно снизить расход дизельного топлива на тягу поездов. Испытания будут проходить в сопровождении представителей научно-исследовательских институтов, которые совместно с якутскими железнодорожниками подготовят замечания и предложат варианты решения для эксплуатации в суровых северных условиях.

На данном этапе машиной довольны все, особенно локомотивная бригада. По результатам испытаний, на основе замечаний якутских железнодорожников, в конструкцию будут внесены изменения, а уже после наладится совместное производство подобных машин на территории России - непосредственно на площадях локомотивного депо Алдан АО ЖДЯ. Планируется, что на начальном этапе будет обеспечена небольшая локализация производства, в частности рамы будут изготавливаться в России, разрабатывается и отечественная кабина, однако постепенно ее уровень будет возрастать.

Надо заметить, что в случае успешной реализации данного проекта ЖДЯ станут еще более уникальными и не похожими на отечественные железные дороги, ведь в практике отечественных железных дорог применение для ведения тяжелых грузовых составов на магистральных линиях тепловозов вагонной компоновки, а "капотники" распространены как раз в США.

Канал "ПАНТОГРАФ". Использована информации группы ВК "Трамвай", ИА SakhaNews. Фото из открытого доступа сети "Интернет".

Наша группа в ВК:

ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки

Другие материалы канала по теме железных дорог:

Что меня привлекает в железных дорогах Якутии.

Московским Центральным Диаметрам (МЦД) исполнился один год. Плюсы и минусы

Французские электровозы на магистралях Сибири

Есть в России необычная железная дорога. Дело в том.-5