Помню, как в 2012-м уход из жизни Тони Скотта произвел на меня удручающее впечатление. Это был первый крупный режиссер, у которого на момент гибели я видел все фильмы. Практически старший современник, с фильмами которого, начиная с 1998-го я знакомился в режиме реального времени.
Если говорить о карьере Тони Скотта, то в первую очередь обращает на себя внимание синдром "младшего брата". Когда Тони дебютировал в кино, Ридли уже снял 3 фильма, по иронии судьбы они так и останутся его лучшими работами, но это совсем другая история. Режиссерский стиль Тони во многом развивался как антитеза стилю Ридли. Если старший брат тяготел к "Большом стилю", снимая масштабное и часто визуально избыточное кино, то Тони предпочитал менее амбициозные и более локальные, но более быстрые и энергичные истории.
Первые две декады своей режиссерской карьеры Тони Скотт снимал голливудское кино в индивидуальном, но все же голливудском стиле, не отходя от "визуальной нормы" совсем уж далеко. В начале 2000-х он полностью меняет регистр и начинает ставить рекорды по количеству монтажных склеек в минуту. Не могу сказать, что это признак "хорошего вкуса" или что я поклонник подобного подхода, но когда видишь стандартный с точки зрения сценария голливудский триллер или боевик, который выглядит как кислотный рок-клип из 90-х, невольно проникаешься уважением. Работать "на отрицании системы" и получать раз за разом бюджет на свои визуальные эксперименты - надо уметь.
Публикация создана при спонсорской поддержке подписчика канала "Справочник кинопижона" Умара Хапова. За что ему большая благодарность.
Кратко о всех 16 полнометражных фильмах Тони Скотта
Голод (The Hunger), 1983
Если в 2021-м выбирать между перспективой посмотреть новый фильм о вампирах или сходить к стоматологу, я, пожалуй, выберу второе. В 1983-м ситуация была не так запущена. Вообще "Голод" выделяется на фоне всех последующих фильмов Скотта. Это буквально самый рок'н'ролльный его фильм. Одну из главных ролей исполняет Дэвид Боуи, а в начале фильма появляются готрокеры Bauhaus со своей эпохальной вещью Bela Lugoshi Dead. Фильм снят в момент формирования готической субкультуры и оказал на неё немалое влияние.
Собственно начало фильма. Впрочем, если вы не любите оригинал, можете послушать в не менее доставляющем кавере.
Лучший стрелок (Top Gun), 1986
Фильм, огромный кассовый успех которого превратил Тома Круза в A-листера, а Тони Скотта сделал популярным экшн-режиссером. Не первый, но самый известных авиаэкшн в истории. "Лучший стрелок" - это на 100% продукт своего времени, и испытания этим временем не прошел. Единственный плюс "Лучшего стрелка" лично для меня в том, что на его основе сняли действительно крутой фильм "Горячие головы".
Полицейский из Беверли-Хиллз 2 (Beverly Hills Cop II), 1987
Первый 100% экшн в карьере Тони Скотта. Если первый фильм трилогии, снятый Мартином Брестом, хоть и стал одним из главных кинохитов 80-х, выглядел очень скромно, то в сиквеле тони Скотт разошелся не на на шутку: сочные кадры, обильное применение светофильтров, небанальный монтаж. Есть ощущение, что Майкл Бэй в начале своей своей карьере ориентировался именно на Скотта конца 80-х. Но если вынести за скобки изощренный визуальный стиль, то останется стандартный для 80-х полицейский комедийный боевик.
Месть (Revenge), 1990
Вместо того, чтобы закрепить успех в качестве постановщика боевика Тони Скотт отправляется на территорию неонуара. Результат получился неоднозначным. Выглядит фильм прекрасно, но сценарий не идеален, да и Кевин Костнер в главной роли выглядит бледно на фоне могучего Энтони Куинна. Тот случай, когда антагонист полностью затмевает протагониста.
Дни грома (Days of Thunder), 1990
Возвращение на блокбастерную территорию. К концу 80-х кино об автомобильных гонках, пользовавшееся недюжинной популярностью в 60-х - начале 70-х, утратило свои позиции. Однако, в 1990-м в Голливуде правило не франшизное мышление, а звездная система. Соответственно Том Круз мог выбить один из крупнейших для своего времени бюджетов и модного режиссера, с которым он уже успел сработаться. Лучшее, что есть в фильме сцены гонок.
Последний бойскаут (The Last Boy Scout), 1991
Как можно было понять, я не в восторге от фильмов Скотта 86-90 годов. Выглядят они отлично, но со сценариями беда. Но стоило Скотту экранизировать скрипт отличного (в начале 90-х, потом всё стало неоднозначно) сценариста Шейна Блэка, как у него получился шедевр. Неоднократно писал, но сила "Последнего бойскаута" в том, что он берет тропы классического голливудского нуара и боевика 80-х и создает на их основе что-то новое и неповторимое. Джо Халленбек - лучшая роль Брюса Уиллиса (дико вспоминать, что когда-то он был хорошим актером), а погоня ближе к финалу - одна из сильнейших голливудских экшн-сцен 90-х.
Настоящая любовь (True Romance), 1993
После Шейна Блэка Тони Скотт берется за сценарий другого молодого и талантливого сценариста и снова выдает жанровый шедевр. "Настоящая любовь" - отличный пример того, как сторонняя режиссура может обогатить написанный Тарантино материал. Уокен, Хоппер и Олдман выдают смачнейшие перфомансы, и даже молодой Брэд Питт в роли перманентно убитого персонажа на удивление органичен. Cult Classic, с годами ставший просто классикой.
Багровый прилив (Crimson Tide), 1995
Подводнолодочный триллер с Хэкменом и Вашингтоном. Что можно сказать? Единственным шедевром в этом не самом популярном жанре остается фильм Вольфганга Петерсена. Все остальные фильмы можно условно разделить на 2 категории: достойно и уныло. "Багровый прилив" принадлежит скорее к первой категории.
Фанат (The Fan), 1996
Триллер о преследовании фанатом знаменитости. Обычно в таких случаях преследуемой звездой оказывается женщина, но Скотт играет не совсем по правилам и на роль жертвы "фаната-маньяка" приглашает Уэсли Снайпса. В этом месте оригинальность кончается. Нормальный голливудский триллер 90-х без особых изысков, но способный развлечь поклонников жанра.
Враг государства (Enemy of the State), 1998
Попытка возродить семидесятнический жанр конспирологического (параноидального) триллера. С одной стороны, "Враг государства" вышел лучше, чем "Теория заговора" Ричарда Доннера; с другой - до классики 70-х не дотягивает. Слишком развлекательно, нет характерной удушливо-безнадежной атмосферы.
Шпионские игры (Spy Game), 2001
Именно этот фильм стал поворотный для Скотта. Здесь он начинает серьезные эксперименты с количеством монтажных склеек, хотя энергия бури и натиска начнется только в следующем его фильме. Что интересно, Скотт пришел к подобному стилю именно в тот момент, когда Оливер Стоун, практиковавший "пулеметный монтаж" в 90-х стал снимать более традиционное по темпу и ритму кино.
Гнев (Man on Fire), 2004
Концепция авторского кино появилась в середине 50-х на страницах французского киножурнала "Кайе Дю Синема". Молодые кинокритики, которые в будущем станут режиссерами, анализируя голливудские фильмы, "открыли", что фильмы Орсона Уэллса, Альфреда Хичкока, Николаса Рэя и Сэмюэля Фуллера можно узнать по первым кадрам. В строгом смысле "авторское кино" в изначальном смысле - это в первую очередь голливудское кино, определить которое можно по характерному визуальному почерку режиссера, который нельзя спутать ни с чем другим. Начиная с "Гнева", Тони Скотт становится автором в первоначальном смысле этого слова.
Домино (Domino), 2005
Лучший фильм Тони Скотта 2000-х, в котором форма и содержание друг друга отлично взаимодополняют. Нетрадиционный биопик реальной охотницы за головами Домино Харви не только снят с таким количеством склеек, что начинают болеть глаза, но и основан на эксцентрическом сценарии Ричарда Келли, которого еще не успела свести на нет негативная пресса "сказок Юга". Лучшая работа Скотта со времен "Настоящей любви".
Дежавю (Deja Vu), 2006
"Домино" в прокате проваливается, что неудивительно для настолько артового фильма. Поэтому Скотт возвращается к более традиционным сценариям, но не отказывается от "мерцающей" картинки. В этот раз он обращается к теме путешествий во времени. Стоит признать, что если бы не форма, об этом фильме мало кто бы помнил через полгода после выхода.
Опасные пассажиры поезда 123 (The Taking of Pelham 123), 2009
Предпоследний фильм Скотта оказался самым слабым в его фильмографии. Особенно если сравнить его с оригиналом 1974-го, в котором сыграли Уолтер Маттау и Роберт Шоу. Причина, как и во всех остальных неудачных фильмах Скотта, в скучном и лишенном саспенса сценарии, что для триллера о захвате заложников непростительно.
Неуправляемый (Unstoppable), 2010
Последний фильм Тони Скотта пусть и не шедевр, но гораздо лучше предыдущего. На этот раз кино решено в жанре железнодорожного фильма-катастрофы и захватывающих и напряженных эпизодов хватает, хотя с реализмом некоторых поворотов сюжетов откровенная беда. Но какой голливудский фильм-катастрофа этого лишен? Не блестящий, но не стыдный финал карьеры.