Найти тему
minibanda

Как вытащить шило из попы ребенка и помочь ему стать гением

Сегодня все больше взрослых людей приходят к осознанному и ответственному родительству. К пониманию, что обеспечение потребностей в питании, безопасности, красивой одежде и модных игрушках - это базовая, но не основная задача мам и пап. Понимание своего ребенка, его принятие и развитие с учетом, индивидуальных особенностей, вот основные постулаты "продвинутых" родителей.

О проблемах воспитания, готовности и успеваемости в школе, гаджетомании, ранних "развивашках" и возможностях детского мозга мы решили поговорить с со-основателем и руководителем центра "Нейрофитнес" в Москве, Лебедевым Вячеславом Владимировичем.

-2

Вячеслав Владимирович, современные родители уже привыкли к присутствию детских психологов в жизни их наследников, а сейчас еще появились нейропсихологи. Чем они отличаются от просто психологов и зачем нужны нашим детям?

Наследники – хорошо подобранное слово. Оно довольно точно характеризует стремление многих родителей «вложить» в своего ребенка не только свой жизненный опыт, но и те неисполненные мечты и желания в виде знаний, навыков и умений, которые им самим не удалось реализовать в «своё время». Но, к сожалению, не все из них готовы мириться с тем фактом, что их дети – это уже другие люди со своим уникальным жизненным путём в новых уникальных реалиях. На этом пути неизбежны ошибки и переживания неудач, которые им придётся научиться преодолевать в том числе самостоятельно, развиваясь как личность. Детские психологи в этом контексте помогают детям и их родителям пройти этот путь с минимальными эмоциональными потерями и, по возможности, не допустить психологических травм.

Нейропсихологи, в отличие от детских или семейных психологов, работают в нексколько иной, но всё же смежной плоскости. Основная их задача – определить уровень когнитивного (син.- познавательного) развития и сформированности высших психологических функций ребенка (внимание, память, восприятие, мышление и др.). В случае необходимости данные специалисты разрабатывают и реализуют программу коррекционно-развивающих занятий.

А в чем разница между развитием и сформированностью?

Это важный момент, поскольку термины «развитие» и «формирование» часто подменяют даже специалисты, тем самым искажая их истинный смысл. «Развитие» (в психофизиологическом плане) - процесс естественный, основанный на физиологическом созревании определенных структур и областей головного мозга. «Формирование» - это уже внешний социокультурный процесс, определяемый условиями окружающей среды ребенка, а также методами обучения. Например, речь ребенка развивается в определенном периоде только после того, как созревают определенные мозговые зоны, и если ребенок в этом периоде лишен языкового окружения и с ним банально никто не разговаривает, то речь может так никогда у него и не появиться. К сожалению, примеры таких «детей-маугли» до сих пор встречаются в нашем современном мире. Недавнее исследование также показало, что более частое общение с ребенком способствует лучшему развитию областей мозга, ответственных за восприятие и воспроизведение речи, а следовательно – лучшему формированию всей психической сферы.

Часто бывает так, что родители водят своё чадо с самых ранних лет по различным «развивайкам» и «школам гениев», доверяя тезису «после 3-х уже поздно». Они тем самым форсируют события, заложенные в генетическом коде тысячелетиями. Ребенок может выстраивать сложные интеллектуальные конструкции и удивлять окружающих широтой своих познаний, но в последствии это часто приводит к разочарованию. Поскольку эти интеллектуальные конструкции опираются на неокрепший и неразвитый фундамент естественных процессов развития мозговых структур, которым попросту не хватило ресурса во время их «зарезервированной» природой очереди. Наиболее частая проблема первоклашек - психологическая неготовность к школе при адекватной или опережающей интеллектуальной подготовке, что приводит к эмоциональным и поведенческим трудностям.

То есть нейропсихологи помогают такие трудности предотвратить?

В целом да. Нейропсихологи «раскладывают» все эти процессы «по полочкам», определяют зоны актуального (что ребенок может сам), ближайшего (что он может с помощью взрослого) и потенциального (что ему будет доступно в перспективе) развития, а также сильные и слабые стороны познавательной сферы ребенка. Они способны обнаружить основную причину актуальных трудностей при обучении и дать прогноз о будущем их развитии и формировании.

Очень часто к нам в центр обращаются родители, которых беспокоит невнимательность или рассеянность ребенка. Но у данных трудностей могут быть абсолютно разные причины:

  • С одной стороны – нереализованная в полной мере потребность в игре и эмоциональном контакте с близкими взрослыми может приводить к сбоям в мотивационно-потребностной сфере и ребенок попросту оказывается неготовым выполнять скучную для него, но важную по мнению взрослого деятельность.
  • С другой стороны, у ребенка могут быть проблемы с энергетическим обеспечением психических процессов и его фокус внимания будет «тускнеть», как луч фонарика с севшей батарейкой и он просто не будет способен увидеть все детали в окружающей «темноте». С такими сугубо физиологическими трудностями эффективнее всего работают специалисты смежного профиля - психофизиологи.

А в чем специфика этих специалистов?

Работа психофизиологов базируется на применении аппаратных методов диагностики (например, электроэнцефалограмма (ЭЭГ) или электрокардиограмма (ЭКГ)) и коррекции (например, биологическая обратная связь (БОС-терапия)) различных нарушений на физиологическом уровне. Если нейропсихолог, например, обнаруживает у ребенка повышенную истощаемость во время выполнения какой-либо пробы, психофизиолог помогает ему выявить физиологическую причину, связанную с определенными процессами на уровне головного мозга и нервной системы в целом. Часто из-за особенностей развития или образа жизни энергетический тонус ребенка снижается, что не позволяет эффективно расходовать и без того ограниченный ресурс детского организма.

Психофизиолог помогает не только восстановить до оптимального уровня энергетические ресурсы, но и обучает их эффективно распределять с помощью той же БОС-терапии.

Каждый родитель хочет, чтобы у него был «нормальный» ребенок. Что такое «норма» в нейропсихологии и как понять, что с твоим отпрыском что-то не так?

Это объемный вопрос и отдельная методологическая проблема. Понятие «нормы» очень условно не только в нейропсихологии, но и в психологии в целом. Несмотря на это, у специалистов- практиков существуют нормативные показатели того, что у ребенка должно быть развито или сформировано по возрасту.

Например, какой объем восприятия информации на слух он должен удерживать или сколько ошибок он может допустить при выполнении пробы на внимание и т.п. Однако данные пробы проведенные в отдельности или не-специалистом не позволят выявить целостной картины и определить истинную причину трудностей. Только профессионал может адекватно и максимально точно определить «белые пятна» в познавательной, эмоциональной и др. сферах ребенка. Поэтому, если вы замечаете какие-то трудности у ребенка, связанные с поведением, учебой и/или общением, или на них обращают внимание воспитатели, учителя или другие специалисты, то важно вовремя обратиться за компетентным мнением к соответствующему специалисту. В лучшем случае - пройти комплексную нейродиагностику.

Специалисты рекомендуют проводить нейродианостику в профилактических целях не позднее 5- ти лет, а если проблемы наблюдаются в более раннем возрасте, то не дожидаться их обострения.

Куда в первую очередь, обращаться родителям, если они заметили в поведении ребенка «тревожные звоночки»?

Если жалобы связаны в основном с поведением, трудностями в учебе, эмоциональной нестабильностью, конфликтностью в общении, различными задержками и отставаниями в развитии речи и других не связанных с органическими нарушениями (эпилепсия, тики, заикание и пр.), то лучше всего обратиться за консультацией к нейропсихологу и психофизиологу.

В нейродиагностику, как правило, входят: сбор анамнеза и консультация психолога, нейропсихологическое обследование, объективное психофизиологическое тестирование. Немаловажным является обсуждение результатов диагностики со специалистами для интерпретации или проще говоря – перевода на простой язык сложных профессиональных терминов для максимально доступного понимания их родителями и обсуждения дальнейших шагов.

В случае необходимости, они выполнят т.н. «диспетчерскую функцию» - направят к другим специалистам, которые будут более важны в данной ситуации. Например, к неврологам, дефектологам и др. Если таких специалистов по каким-либо причинам в доступе нет, то обратиться стоит к неврологу.

Не стоит забывать и о профилактике. 5 лет – оптимальный возраст для коррекции или доформирования большинства проблем, которые уже в школьном возрасте будет исправить значительно труднее. Как правило, они связаны не с интеллектуальной готовностью к школе (читать, писать, считать), а с психофизиологической.

Сейчас много говорят о СДВГ. И зачастую родители, основываясь исключительно на «шиле в попе» у своего дитя, самостоятельно ставят этот диагноз. Как родителям узнать, подвержен ребенок этому синдрому или это особенности характера?

Во-первых, без должной подготовки (2-х недельные курсы по нейропсихологии или научно- популярные книги о развитии ребенка также не в счет) самостоятельно родителю невозможно определить даже подверженность ребенка данному синдрому. Например, гиперактивность или двигательная расторможенность («моторчик в попе») может быть внешним проявлением нехватки энергетического ресурса мозга, а не его избытка, как может показаться на первый взгляд! Кажется парадоксальным, но таким способом ребенок самостимулирует себя, заставляя сигналы от нервных окончаний непрерывным потоком поступать в кору головного мозга и хоть как-то поддерживать её тонус. Взрослые, например, используют для этих целей кофеин или пищу, содержащую большое количество т.н. «быстрых углеводов» (шоколад, напитки с большим содержанием сахара и пр.). Существует и множество других причин.

Во-вторых, современные исследования, посвященные данному синдрому все больше подкрепляют уверенность ведущих экспертов в том, что такого диагноза, как СДВГ в «чистом» виде не существует. Этому есть ряд причин и основная из них – отсутствие четкой нозологии или комплекса симптомов. Например, высокая температура может быть симптомом многих заболеваний, но это четкий симптом. А при постановке СДВГ используют очень размытые описательные термины, которые невозможно однозначно трактовать. Как уже я говорил выше, причины невнимательности могут быть самые разнообразные. Поэтому доверять однозначно поставленному одним единственным специалистом (неврологом, психоневрологом и др.) диагнозу СДВГ, особенно если при этом не учитывались или даже не проводились вышеперечисленные пробы и тесты, не стоит. Обратитесь к нескольким специалистам, а лучше всего – пройдите комплексную нейродиагностику, если необходимость в таковой у вас возникнет на почве подозрения на СДВГ.

Еще раз хочу подчеркнуть: самостоятельной постановкой диагноза и самолечением вы рискуете усугубить ситуацию и усложнить жизнь не только своему ребенку, но и себе. Если вас или вашего ребенка беспокоит резкая боль в животе или температура, то глупо маскировать её, принимая обезболивающие или жаропонижающие, и гадать о причинах их возникновения. Аналогичная ситуация и с поведенческими, эмоциональными или познавательными трудностями. Это такие же симптомы, как и боль с температурой.

ПРОЙТИ ТЕСТ НА СДВГ

Вячеслав Владимирович, почему на ваш взгляд, сейчас растет количество детей с СДГВ, с эмоциональной нестабильностью? Или это было всегда, просто сейчас на это больше обращают внимание?

С одной стороны, трудности в поведении и развитии у детей были всегда, но современные реалии безусловно привносят свой вклад в специфику актуальных детских проблем. Например, у детей, которые развивались в «до-телефонную» эпоху планирование времени (а соответственно и работа лобных долей мозга, отвечающих за целенаправленное поведение) было лучше банально из-за того, что если ты хочешь встретиться с приятелем или подругой, то тебе нужно было заранее договариваться (а значит – планировать) с ним/ней о многих факторах, которые могли помешать вашей встрече. Сейчас же достаточно просто позвонить ему или ей. То же касается и дворовых игр, где происходила тонкая настройка своего поведения с помощью определенных правил в ролевых играх. Информационный контент также резко изменился. Современная нагрузка на мозг ребенка разительно отличается от той, что была каких-то 5-7 лет назад.

Доступность информации и обилие психологической литературы также способствует тому, что к своим детям мы стали приглядываться пристальнее. Например, термин «мотивация», который мы как специалисты слышим буквально от каждого родителя стал популярным в обиходе совсем недавно. Раньше пользовались более простыми терминами или вовсе не обращали на многие вещи внимания.

Какие методы диагностики вы используете в центре «Нейрофитнес»? С какого возраста лучше приводить детей?

Основная диагностика в нашем центре состоит из 2-х блоков: нейропсихологического и психофизиологического. Нейропсихологический блок, как было сказано уже выше, направлен на выявление актуального уровня познавательной сферы ребенка, а психофизиологический направлен на объективную оценку нервной системы на 2-х уровнях: центральном (головной мозг), например, с помощью метода электроэнцефалографии (ЭЭГ) и периферическом – оценка состояния нервной системы в целом (уровень стресса, ресурсы организма, адаптационный потенциал и др.).

У себя в центре мы разработали систему, благодаря которой все результаты (полученные разными специалистами), интегрируются в единое заключение и основные выводы адаптируются для понимания не-специалистами (родителями, педагогами или специалистами смежных специальностей), например, в виде инфографики. Мы уделяем особе внимание дальнейшей консультации и интерпретации данных, т.к. неправильное понимание выводов из заключения может привести к неправильным действиям родителей. Полное нейродиагностическое обследование доступно с 5 лет. Для детей помладше (от 2,5 до 5 лет) предусмотрена сокращенная диагностика детского нейропсихолога и логопеда.

Какие основные проблемы можно решить с помощью вашей методики "Нейрофитнес" ? Заниматься нужно постоянно?

Полноценный курс «Нейрофитнеса» предусмотрен для детей от 6-ти лет. Для детей 2-5 летнего возраста у нас есть программы по запуску речи, коррекции различных задержек развития в двигательной и познавательной сферах. Полный курс «Нейрофитнеса» включает в себя коррекционно-развивающие занятия совместно с групповыми психологическими тренингами. В него входит разнообразный арсенал методов – от компьютерных тренажеров для домашних тренировок до аппаратной БОС-терапии (БОС - биологическая обратная связь). На групповых занятиях сверстники учатся переносить все полученные на занятиях навыки в жизнь. Поскольку ребенок большую часть времени проводит в своей социальной среде развития (семья, школа), в курс обязательным элементом входит работа семейного психолога. Также мы, при необходимости, проводим консультации с педагогами, учителями, тренерами и другими значимыми в жизни ребенка взрослыми.

Заниматься нужно регулярно. Длительность курса зависит от индивидуальных особенностей и факторов развития конкретного ребенка, но в среднем занимает около полугода вместе с перерывами.

А что за методика БОС-терапии? Это что-то современное?

БОС-терапия или метод биологической обратной связи развивается с середины прошлого столетия. Сейчас он только набирает популярность, поскольку развитие технологий позволяет сделать его более доступным и для специалистов и для клиентов. Чтобы понять его принцип, можно привести «метафору зеркала»: для того, чтобы понять, как мы выглядим внешне, необходимо взглянуть в зеркало. Если что-то не так с внешним видом, то мы точно узнаем что именно. То же и с нашим внутренним состоянием – для того, чтобы понять, в каком состоянии находится наш организм нам также необходимо зеркало, но особенное. Подключив разнообразные датчики (ЭКГ, ЭЭГ, тонуса сосудов, мышечного напряжения и пр.), психофизиологи получают возможность в режиме реального времени отслеживать тончайшие изменения практически всех процессов в нервной системе. Вплоть до таких, которые мы обычно не чувствуем и, соответственно, не осознаем. Осознаем мы, как правило, уже последствия: недомогание от стресса, переутомление, неконтролируемые эмоции, снижение общего тонуса и, как следствие – снижение фокуса внимания, памяти и т.п. Но как исправить, если что-то пошло не так? Точно также – повернуть это «физиологическое зеркало» к клиенту и научить его самостоятельно приводить свою нервную систему в порядок. Для этого достаточно перевести сложный рисунок физиологических графиков в доступный даже для ребенка образ. Самый простой для понимания пример – дыхание. Закрепив датчики дыхания на груди и на животе, можно научить ребенка осознавать особенности своего дыхания и научить его дышать правильно – с большим вкладом диафрагмы и меньшим усилием. Тем самым в короткие сроки достигается умение, которому в практике йоги обучают довольно длительное время. То же можно делать и с любым другим физиологическим параметром, вплоть до ритмов мозга. Кстати, в экспериментах на животных также была показана возможность управления собственной физиологией.

Это что-то похожее на популярный метод БАК (биоакустическая коррекция)?

Я бы сказал наоборот: БАК – что-то похожее на БОС-терапию. Разница простая: эффективность БОС подтверждена серьезными международными исследованиями и признается официальными институтами здравоохранения. Данному методу обучают, например, у нас на кафедре психофизиологии МГУ им. Ломоносова. У БАК ничего подобного нет. Все заверения о её эффективности можно воспринимать только на свой страх и риск.

А если у ребенка нет особых проблем, но амбициозные родители хотят большего интеллектуального и личностного роста ребенка. В этом случае может помочь нейрофитнес?

Да, безусловно. Современный мир предъявляет все бОльшие требования к управлению собой и своим состоянием, иными словами – к саморегуляции. В общем смысле саморегуляция включает эмоциональную регуляцию, контроль внимания и самосознаие. Формированию этих и других полезных навыков обучаются в рамках курса "Нейрофитнеса". Они универсальны и могут применяться осознанно в различных жизненных ситуациях. Как и любой навык, который однажды был освоен, они закрепляются практически навсегда. Если вы научились ездить на 2-х колесном велосипеде или плавать в бассейне, то научиться ездить на мопеде или плавать в открытом море вы научитесь быстрее и легче, если бы никогда подобного не делали бы.

Сейчас много говорят о гаджетомании, о зависимости от компьютерных игр. Вячеслав Владимирович, каково ваше профессиональное мнение о влиянии виртуального мира на мозг и психику ребенка?

Да, некоторые специалисты для обозначения масштаба проблемы используют вполне правомерный термин «цифровая псевдодебильность». Современные дети потребляют информацию не просто в бОльших объемах, чем это делали их родители, они это делают в другой форме. Вспомните к примеру мультфильмы, которые вы смотрели. Это был «длинный кадр», который требовал устойчивого внимания. Одна сцена медленно менялась другой. Сейчас все мультфильмы пестрят кадрами так, что внимание ребенка просто разрывается от постоянной смены визуальных сцен. Такого в природе вы не найдете нигде. Об этом можно много и долго говорить и проблемы испытывают не только дети, но и взрослые.

Так или иначе, но все более глубокое проникновение цифровых технологий в нашу жизнь неизбежно. Даже больше – цифровые устройства начинают проникать прямиком в наш организм. Сейчас уже существуют нейроимплантаты – устройства, которые вживляются в нервную систему и позволяют с ней взаимодействовать напрямую. Например, для восстановления зрения, слуха или утраченных конечностей. Поэтому виртуальный мир даже ближе, чем нам представляется. В связи с этим я бы поставил вопрос не про форму, а про содержание. Т.е. про то, что нам подается под видом современных технологий, а не то с помощью чего: телевизора, смартфона или вживленного датчика виртуальной реальности. Родителям необходимо крайне внимательно относится не столько к тому, сколько времени проводит их ребенок с устройством, сколько к тому, что он там делает и чем увлекается. Информационная гигиена требует такого же пристального внимания, как и бытовая. Умение выключить гаджет перед входом в класс – это такой же важный навык, как помыть руки после туалета.

Вячеслав Владимирович, спасибо за интервью! Дайте, пожалуйста, несколько советов или простых упражнений для тех ребят и их родителей, которые хотят «прокачать» свой мозг.

Головной мозг человека - самый сложный объект в известной нам вселенной. Этот факт не предполагает простых упражнений или советов. Но некоторые несложные действия пойдут только на пользу:

  • Больше общайтесь друг с другом в реальном мире. Больше двигайтесь и ходите пешком.
  • Читайте этикетки на продуктах, которые вы покупаете в магазинах и отдавайте предпочтения тем, где состав для вас понятен. Старайтесь потреблять меньше сахара и простых углеводов. Пейте больше простой воды.
  • Читайте больше книг, чем постов в соцсетях.
  • Изучайте новое и доводите начатое до конца. Этому будут способствовать простые, но регулярные упражнения. Например, заучивание 2-х иностранных слов в день может войти в привычку и в перспективе привести к освоению минимального языкового уровня за год без особых усилий.
  • Не бойтесь задавать вопросы специалистам, которые работают с вашими детьми и обращаться к нескольким. Разговоры в духе «Я назначил то, что считаю необходимым» - пережитки прошлого. Современные высококлассные специалисты просто вынуждены быть в курсе современных тенденций и работать с большим количеством профессиональной информации. Аргументированно доносить до родителя свою точку зрения, основанную, в первую очередь, на современных научных данных, а уже только во вторую – на собственном опыте – обязанность каждого специалиста.