Найти тему
Под парусом жизни

Привязанность или Свобода?

«Ты только никого не подпускай к себе близко, а подпустишь - захочешь удержать. А удержать ничего нельзя...»
Энрих Мария Ремарк, «Три товарища»

Сегодня я хочу поговорить о привязанности и о её роли в отношениях между людьми и в социуме вцелом. Мне показалось очень странным, что это чувство по каким-то причинам теряет свою значимость, и даже более того, в некотором контексте считается вредным. Я наивно полагал, что оно так же значимо для нас, как и другие чувства, свойственные людям. Мне казалось, что уж по крайней мере в парных отношениях оно должно играть существенную роль для сближения партнеров, и привязанность друзей казалась мне естественной.

А что же я вижу? Многие современные люди не представляют себе, как можно иметь длительные отношения с кем бы то ни было. Они легко идут на контакт и так же легко забывают о своём новом друге или подруге, потому что вокруг столько других новых людей... Они не могут быть привязанными к кому бы то ни было, так как это ограничивает их свободу. Привязанность стала антиподом свободы и даже любви. Вот что например говорит об этом Ошо: «Привязанность и любовь никогда не ходят вместе, преданность и привязанность никогда не ходят рядом. Любовь ходит вместе с непривязанностью. Тогда любовь представляет собой чистоту иного мира».

Привязанность всё больше воспринимается как нечто негативное, как, например, страх или агрессия. Умение отпустить человека внутренне считается неотъемлемым качеством любви, тогда как привязанность видится как подавление свободы другой личности, а подавление - суть ничто иное, как агрессия.

Возможно я застрял своим сознанием где-то в 80-х годах прошлого века и мне стоило бы пересмотреть свои взгляды, подстроиться под новые веяния, но мне эти идеи кажутся безобразными, легкомысленными и несостоятельными. Есть, безусловно, в них логика и здравый смысл, однако, следует учитывать и другие обстоятельства.

В первую очередь тот факт, что это чувство, от которого многие стараются избавиться, является довольно мощным социально-биологическим инструментом, обеспечивающим продолжение рода, что в свою очередь является основным инстинктом любого вида на планете. Поскольку, сначала, чувство привязанности и инстинкты заставляют родителей заботиться о потомстве, а также оставаться при этом вместе, так как это дает большую вероятность выживаемости, а уж затем логика и здравый смысл. Поскольку человек, в первую очередь, представитель животного мира, а уж затем существо, наделённое разумом.

Другой фактор, который следует иметь в виду, что привязанность к какому-то конкретному человеку фокусирует всё Ваше внимание на него одного, концентрирует Вашу силу и порождает желание открыться ему до самой глубины души, самозабвенно, вплоть до слияния сущностей. Возможно кто-то сочтёт такое стремление излишним и даже агрессивным, но если с другой стороны есть аналогичный ответ, то нет никакого насилия, это добровольный и взаимный процесс. Однако, это очень сильное чувство, которое, возможно, испугает многих. Оно подобно прыжку с парашютом или с головой в омут. Оно может поглотить вас целиком. Но мне оно кажется одним из немногих, представляющим истинную ценность.

«Мы лежали на траве и целовались. Смейтесь, смейтесь. Да, всего лишь лежали и целовались. Сейчас вы, молодежь, делитесь друг с другом своими телами, забавляетесь ими, отдаётесь целиком, а нам это было недоступно. Но знайте: при этом вы жертвуете тайнами драгоценной робости. Вымирают не только редкие виды животных, но и редкие виды чувств»
Джон Фаулз, «Волхв»

Но боюсь, современное общество утратило ценность многих чувств. И я считаю это большой проблемой современности. Возможно я никогда не смогу подстроиться под новые веяния мира и буду страдать от этого, но мне не хочется потерять память об этих важных чувствах, и это мой сознательный выбор. Может быть мне не суждено испытать их в полной мере, однако я точно знаю, что не смогу быть счастливым, довольствуясь малым. И мне не представляется, как возможно появление глубоких чувств, минуя привязанности...

«Девушка! Слушайте! Семьдесят вторая!
Не могу дождаться, и часы мои стоят.
К дьяволу все линии, я завтра улетаю!
А, вот уже ответили... Ну, здравствуй, - это я!»
В. С. Высоцкий, «Ноль семь»