- Как часто можно причащаться? Как готовиться к Причастию? Сколько дней перед этим надо поститься?
– В первой части литургии, до слов «Оглашенные, изыдите!», в храме присутствуют все, как на большом молебне. Но в момент произнесения диаконом слов «Оглашенные, изыдите!» и «Двери! Двери!», оглашенные выходят, закрываются двери, и из храма никто больше не выходит до конца службы, и никто чужой не заходит. Остаются верные, которые молятся о том, чтобы всем им соединиться со Христом и сделаться достойными Святого Причащения. То есть сама литургия предполагает, что все присутствующие в храме причащаются.
А дальше возникает дискуссия, в которой сломано много копий и щитов, о том, как часто и с какой подготовкой следует причащаться. Святой Василий Великий во второй половине IV века рекомендовал своим общинам верных приступать к таинству Причастия 4 раза в неделю (см. Василий Великий. Послание 93). А через сорок лет святитель Иоанн Златоуст говорит: «Многие причащаются этой жертвы однажды во весь год, другие дважды, а иные несколько раз» (святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Евреям 17: 4). Меньше полувека прошло, и такая колоссальная разница: четыре раза в неделю и раз в год. Следовательно, что-то существенно поменялось в обществе, в жизни Церкви.
На наших глазах сейчас происходит возрождение традиций. Когда до революции вводился пост в одну неделю и были собраны воедино каноны, тогда обязательно было причащение раз в год. И действительно, значительная часть нашего населения, как это показала отмена обязательного причащения в армии, причащалась формально и причащалась раз в год. Конечно, если человек причащается раз в год, тогда хотя бы неделю надо попоститься и серьезно помолиться. Но это не идеал, не то, что соответствует природе Церкви.
В 1990-х, 2000-х годах, как в Русском Зарубежье, стали советовать причащаться четыре раза в году, каждым постом. Потом в некоторых приходах стали говорить, что надо причащаться раз в месяц. Почему чаще? Потому, что народ стал более воцерковленным, стали глубже читать духовную литературу, серьезнее относиться к таинствам. Потом в наших духовных школах стали вводить такое правило, что учащиеся духовных школ сначала раз в две недели, а потом раз в неделю в обязательном порядке должны причащаться. В день воскресный, в день Господень древние христиане всегда служили Литургию, и вся община как раз в этот седьмой день соединялась через соучастие в таинстве Евхаристии. Сейчас частота Причастия во многом определяется традициями того или иного прихода, самой общинной жизнью. Если эта общинная жизнь здоровая, правильная, тогда вне зависимости от частоты причащения человек будет освящаться этим таинством, потому что важно не то, как часто мы причащаемся, а то, с какой целью мы это делаем и каков результат. Ведь апостол Павел грозно предупреждает нас: Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. 11: 27–30). То есть Причастие может быть в суд или в осуждение, мы часто забываем, что мы со страхом Божиим должны приступать к этому таинству. Когда мы приступаем к Причастию, нам нужно помнить, что мы не должны себя оправдывать, лучше сразу держать в уме другой вектор: поскольку я хочу причаститься, надо преодолеть все немощи и подготовиться, как должно. Как писал Тертуллиан во втором веке, христиане должны быть «каждый день готовы дать отчет о своем уповании» (см.: 1 Пет. 3: 15). То есть они должны быть готовы каждый день приступать к Причастию. Мы сейчас живем в довольно счастливое, мирное время, но кто знает, что будет завтра? В любой момент все может измениться.
– Обязательно ли читать все положенные каноны, включая три канона, перед Святым Причастием? Обязательно ли накануне быть на вечернем богослужении?
– Мой ответ будет такой: спросите вашего духовника.
– Как воспринимать ситуацию, если после Причастия ты ничего не чувствуешь, или же если после Причастия нападает уныние? Говорит ли это о том, что человек причастился себе в осуждение (см.: 1 Кор. 11: 27–30)?
– Я, конечно, не сторонник гендерной психологии, но скажу, что этот вопрос женщины задают, а мужчины – почти никогда. Дело в том, что здесь вмешивается чувственная сфера. Нередко женщина хочет что-то чувствовать, какой-то результат: раз в Таинстве поучаствовала, значит, что-то должно произойти. А в мужской психологии по-другому. Ведь Причастие – это, прежде всего, соединение со Христом в вере, это внешнее выражение нашего внутреннего единства, а значит, соучастие в Теле Христовом реализуется еще даже до того, как я переступил порог храма, в самом моем целеустремлении, в желании быть со Христом. И, следовательно, я не должен ожидать какого-то особого эффекта от Причастия, потому что единство мое, прежде всего, умное, разумное и интеллектуальное. А женщина хочет переживать какие-то чувства.
Эти ощущения действительно бывают, как некая награда Божия, даже, скорее, не награда, а знак. И многие люди, уходя из храма, потом некоторое время чувствуют какую-то особую благодать. Но это не то, за чем мы идем к Причастию, это не цель и задача самого Таинства. И радость, и уныние, и иные состояния, которые могут возникать после Причастия, нередко являются результатом того, что наш внутренний мир соприкасается с чем-то еще, и мы на это внешнее начинаем реагировать. Мы ведь, уходя из храма, тут же вступаем во взаимодействие с окружающим миром. Тут же появляется поток мыслей, чувств, ощущений, и все это перемешивается в нашей душе, как, бывает, в одном стакане смешиваются разные жидкости, и видим мы уже конечный результат: цвет. Поэтому состояние уныния, как и другие состояния, бывает результатом того, что мы тут же стали о чем-то думать, с чем-то психологически взаимодействовать. Уныние может возникать из-за того, что я вижу некий диссонанс между тем, как я должен или должна жить, и тем, как я живу, между тем, что мне советуют, например, два часа побыть в тишине после Причастия, и невозможностью отрешиться от всего, потому что через пятнадцать минут надо мчаться куда-то, позаботиться о маме, папе, ребенок голодный и так далее. А иногда я вроде бы исповедалась, покаялась во всех грехах – и согрешила тут же, мгновенно: осудила тех, кто меня толкнул сзади, когда я шла от Чаши. Причин для уныния много, и Христос говорит нам: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16: 33). Сколько бы ни было этих страстей, Христос их все победил. Если мы будем со Христом, то, если не по нашим добродетелям, то по Его милости будем спасены.
На вопросы прихожан ответил иеромонах Ириней (Пиковский)
Читайте на сайте: https://monastery.ru/zhurnal/bog-i-chelovek/pastyrskie-vstrechi-prichastie-i-podgotovka-k-nemu/
Не пропустите новые материалы – подписывайтесь на наш канал.