По графическому роману "Замок из песка" Фредерика Питерса и Пьера Оскара Леви.
Скажем сразу: на этот фильм идти стоит однозначно. Даже если это ваш первый фильм от режиссёра М. Найта Шьямалана. Да даже если это вообще ваш первый фильм на большом экране! Даже если триллер/хоррор - не ваш жанр. Даже если...
Для тех, кто вообще не смотрел трейлер и не собирается: семья - мама, папа, дочь, сын - едут отдохнуть в чудесном отеле и попадают на чудесный пляж, откуда никто не может вырваться обратно и где все начинают стремительно взрослеть/стареть/умирать. На пляже оказывается еще одна семья - папа, мама, дочь, бабушка, плюс средних лет пара, плюс брутальный рэпер с кровотечением из носа. Почему именно эти люди оказались вместе на пляже? Это правильный вопрос, возьмите с полки пирожок. И читайте дальше, и не бойтесь: спойлеров не будет.
Что можно сказать о фильме, который захотелось пересмотреть, едва покинув кинозал? Что можно сказать об истории, которая не обошлась без фирменного "шьямалановского" твиста, но для которой этот твист - не главное? Вот вообще не главное. Что можно сказать об очередном фильме кинорежиссёра, чей фактический режиссерский дебют - "Шестое чувство", 1999 - стал неожиданным триумфом для всех, а вот все последующие фильмы не смогли повторить успеха уже более чем 20-летней давности?
Впрочем, начнём с трейлера. Сказав многое, трейлер не сказал по сути ничего. Такой трейлер - как скелет без плоти. Но именно скелет на пляже и привлекает зрителя.
Продолжим. Жанр фильма? А есть ли определённый жанр у фильмов Шьямалана? Балансировка то ли на стыке жанров, то ли вообще вне жанров - то, что смущает киностудии, но отнюдь не автора.
Отвлечемся на минутку. Я сейчас нахожусь под впечатлением от интервью великого русского артиста Николая Бурляева, которого его интервьюер, Николай Солодников, многократно просил рассказать о не менее великом режиссере Андрее Тарковском. И несколько раз в отношении Тарковского прозвучало слово "гений". И немедленно всплыло в памяти определение гения по Шопенгауэру: Гений попадает в цель, которую никто не видит. Вопрос: а видит ли кто-нибудь вообще, куда хочет попасть Шьямалан? А ведь он попадает, если его фильмы обсуждают, смеются над ними, не понимают...
Подытожим. "Время" - история нашего времени, которую многие могут примерить на себя через героев с их тараканами. А тараканов фтут целый набор : расстройство пищевого поведения, культ красоты и молодости, страх старения, страх смерти, страх осуждения обществом... И, возможно, гений Шьямалана в том, что, показав нам то, как скоротечно и неумолимо время, он открыл в фильме совсем другое измерение; и отвёл он на него совсем ничтожное по сравнению с общим хронометражом время. И это другое измерение - оно вообще вне времени. Оно о выборе, который либо оставляет нас Человеком, либо ставит вне закона и нравственности, какими бы благими целями этот выбор ни прикрывался.