Крутая серия статей об аварии на ЧАЭС: начало цикла и эпилог.
Что узнал / понравилось:
1. Причина аварии.
Все гонят на всех. Разработчики реактора - на рукожопых операторов (нажимали не те кнопки, плохо читали мануалы). Операторы - на конструкторов-умственных инвалидов (сделали дефектный реактор и не написали в инструкции при каких условиях он рванет). Плюс КиевЭнерго которые из соображений экономии заставили проводить эксперимент ночью (чтобы не напрягать дефицитом эл/энергии потребителей) и в ходе эксперимента настояли на удержании мощности чтобы опять же не терять энергию.
В результате, консенсус склоняется скорее к версии о неудачной конструкции реактора. Но широкой публике в МАГАТЭ озвучили версию о вине сотрудников станции, а реактор типа норм. Видимо из-за вопросов политического престижа, да и валютная выручка от постройки станций за рубежом сама себя не заработает.
По факту человек 5 персонала посадили на 3-10 лет. А из конструкторов Александров и Легасов как-то очень странно и вовремя умерли.
2. Экстраординарность ситуации.
Рассказывают об уникальном сочетании факторов приведших к аварии. Что системы защиты настолько надежны и продублированы, что вероятность отказа 10 в минус 8 степени. Есть даже версия о диверсии ЦРУ или влиянии землетрясения в Румынии не без помощи рептилоидов с РЕНТВ.
Забавно, что в ИТ такая ситуация (авария в ходе испытаний готового продукта при передаче в эксплуатацию) совершенно типична. Можно долго писать код, проверить его на баги, но тестер введет буквы в числовое поле или откроет страницу в IE и все сломает. Но, конечно, никому не придет в голову сырой непроверенный код заливать сразу в продакшн и тестировать в бою на реальных данных.
А именно это произошло на ЧАЭС. Какие вообще тесты могут быть на атомной станции? Типа, отключим системы 1, 2 и 3 - бахнет или нет? Ну, ОК, бахнуло, тест проведен успешно. По идее на станции должна быть только одна кнопка ВКЛ/ВЫКЛ. А куча систем защиты автономно глушат реактор если что-то идет не так. Персонал просто для мебели - заменять ТВЭЛы, ремонтировать оборудование при выключенном реакторе, пыль протирать и т.п.
Короче, поразительный пример идиотизма. Но, возможно, без такой аварии все равно бы не обошлось. Это как с Титаником. Если бы его не случилось, так до сих пор и комплектовали корабли шлюпками исходя из тоннажа, а не из числа пассажиров. Издержки прогресса.
Подробнее об авторе: