Найти тему

История подлодки К-141 "Курск"

К-141 «Курск» была одной из лучших подводных лодок своего времени. Её называли «убийцей авианосцев» и считали непотопляемой, но однажды во время учений она утонула вместе со всем экипажем.
К-141 «Курск» была одной из лучших подводных лодок своего времени. Её называли «убийцей авианосцев» и считали непотопляемой, но однажды во время учений она утонула вместе со всем экипажем.

К-141 «Курск» была одной из лучших подводных лодок своего времени. Её называли «убийцей авианосцев» и считали непотопляемой, но однажды во время учений она утонула вместе со всем экипажем. Обстоятельства трагедии вызвали множество споров об истинной причине произошедшего. О том, что же случилось с подлодкой «Курск» расскажем прямо сейчас. В девяностых годах жизнь в России была особенно трудной: частые задержки зарплат, пустые полки магазинов, рост безработицы и преступности не лучшим образом обстояли дела в армии и флоте, которые попросту разваливались десятки вполне пригодных боевых кораблей ржавели у пирса, списывались, продавались по цене металлолома военным морякам платили мизерное жалование. В то нелёгкое время был сделан атомный подводный крейсер к-141 «Курск»

он превосходил предшественников по многим параметрам: увеличенный боезапас, скорость хода, малая шумность предельная глубина погружения 600 метров подлодка была огромной – 154 на 18 метров, это как шестиэтажный дом, длиной в полтора футбольных поля

главное назначение субмарины – уничтожение авианосцев вместе с кораблями сопровождения, для этого на борту были торпеды и 24 крылатые ракеты «гранит» гордость российского флота могла незаметно подойти даже к хорошо охраняемому объекту и уничтожить цель подлодку спустили на воду в 1994 году, однако из-за малого финансирования, в море она выходила редко и проводила там в среднем 12-14 суток в год так продолжалось до 1999 года, когда США совместно с НАТО начали развертывать боевые действия против Югославии в операции принимали участие авиация и морские силы «Курск» направили в атлантический океан и средиземное море для наблюдения за потенциальными противниками с первым боевым походом экипаж «Курска» справился на отлично после возвращения домой подводную лодку признали лучшей на северном флоте, а экипаж представили к наградам но главный итог похода – Россия доказала, что не утратила превосходства на море, может защитить свои границы и противостоять любому противнику в июле 2000 года состоялся военно-морской парад в честь дня ВМФ, в котором приняла участие и подлодка «Курск» тогда никто не предполагал, что эти молодые ребята-подводники, совсем скоро отправятся в свой последний путь… 12 августа 2000 года проводились широкомасштабные учения северного флота в баренцевом море с участием отряда боевых кораблей и подводных лодок в задачи «Курска» входила практическая стрельба ракетой «гранит» и атака условного противника двумя учебными торпедами вместе с тем, на борту подлодки был полный комплект боевого оружия стрельба «гранитом» прошла успешна, настала очередь торпед около половины двенадцатого дня российские военные корабли зафиксировали два акустических сигнала похожих на взрывы, с интервалом 138 секунд причём второй взрыв был гораздо мощнее первого крейсер «Пётр Великий» тряхануло как от землетрясения, но значения этому не придали командующему северным флотом сказали, что содрогание корабля вызвано включением радиолокационной антенны время учений истекало, «Курск» не выполнил стрельбу торпедой, не вышел на связь и не всплыл вне зависимости от исхода учений субмарина должна была дать о себе знать до 14-ти часов 40-ка минут, но этого не произошло в таких случаях по инструкции объявляется аварийная тревога, но и этого не было сделано мысль о том, что непотопляемый корабль утонул казалась нереальной продолжались попытки связаться с «Курском» по радиосвязи, подводникам подавали сигналы на всплытие, наблюдение с воздуха вели самолёты – всё безрезультатно режим тревоги объявили лишь спустя 12 часов после аварии глубоководный аппарат визуально обнаружил «Курск» на дне Баренцева моря спустя 30 часов после аварии только через двое суток по телевидению впервые сообщили, о том, что у подлодки к-141 возникли технические неполадки, она легла на грунт, ведутся работы по устранению неисправности сначала говорили, что с экипажем налажена связь, потом, что общение идёт через перестук профессионалы знают - подводные лодки просто так на грунт не ложатся, поэтому от иностранных государств тут же поступили предложения о помощи, но сразу их не приняли уверенность в своих силах и средствах спасения сыграла злую шутку: вскоре весь мир узнал о печальном состоянии российского ВМФ «Курск» лежал на глубине 108 метров у северного флота не оказалось глубоководных водолазов, а также специального судна для обеспечения их работы были только три старых глубоководных аппарата в течении недели к аварийно-спасательному люку 9-го отсека пытался пристыковаться только один глубоководный аппарат ас-34 его батареи хватало в среднем на 3 часа подводных работ в сутки, после чего следовала длительная зарядка кроме того, он часто выходил из строя по разным причинам второй глубоководный аппарат ас-32 годился лишь для обследования затонувших объектов, но не для спасения третий аппарат ас-36 впервые совершил погружение только через неделю после происшествия, потому что его долго доставляли к месту работ и ремонтировали главной проблемой стало то, что глубоководные аппараты при стыковке к люку 9-го отсека не могли осушить переходную камеру объяснили это тем, что металлическое кольцо вокруг люка в результате взрыва деформировалось и ушло внутрь корпуса, хотя должно немного выпирать также есть мнение, что уплотнительная резина на глубоководных аппаратах от старости не обеспечила герметичность в итоге свою миссию российские спасательные средства провалили ситуация стала критической под давлением прессы и семей моряков, российская власть согласилась принять иностранную помощь на восьмой день с момента аварии норвежские водолазы приступили к работе, а на девятый день открыли люк 9-го отсека сообщалось, что отсек был затоплен, но на видео видно, как оттуда выходит воздух к тому моменту все 118 членов экипажа погибли плохая организованность, медлительность, замалчивание трагедии и нелогичные поступки – все это вызвало недовольство общественности на десятый день с семьями моряков встретился президент России Владимир Путин он признал общее плачевное состояние вооружённых сил, пообещал поднять подлодку на поверхность, чтобы разобраться в причинах её гибели, а также выплатить компенсации семьям погибших подводников, и выделить квартиры операция по подъёму атомной подводной лодки со дна моря, стала первой в мировой практике. В работах были задействованы российские и зарубежные специалисты проблему представляла разрушенная носовая часть, которая могла оторваться в процессе подъёма, а боевые торпеды, находящиеся внутри могли взорваться, нарушив балансировку всей системы – поэтому первый отсек отпилили затем на специальных, прочных тросах подлодку подняли со дна и доставили в док, где полностью осушили в течении многих месяцев следователи круглосуточно осматривали отсеки обсуждалось несколько вероятных причин гибели «Курска», в том числе: столкновение с надводным кораблём или иностранной подлодкой, но прямых доказательств этому не нашли; тоже самое касается версии о торпедировании «Курска» и версии подрыва на мине времён войны - прочный корпус выдержал бы такие удары в целом расследование длилось около двух лет главный вывод следствия - причиной гибели «Курска» стал взрыв учебной торпеды в торпедном аппарате через неплотности сварного шва из торпеды вытекла перекись водорода, жидкость воспламенилась, произошёл взрыв торпедный аппарат разрушился в первый отсек начала поступать забортная вода, и одновременно разгорелся объёмный пожар, который вызвал детонацию нескольких боевых торпед однако важно отметить – следствием не установлен точный механизм возникновения двух взрывов входивший в комиссию по расследованию причин гибели подлодки вице-адмирал Валерий Рязанцев, пришёл к другим выводам, о чём написал книгу «В кильватерном строю за смертью» по его словам, была целая цепочка роковых событий торпедисты «Курска» никогда не стреляли торпедами с перекисью водорода и прошли не полное обучение по обращению с ними также на подлодке с пренебрежением отнеслись к ежегодному обезжириванию систем технического воздуха за день до стрельб в учебную торпеду 65-76 ПВ был закачен воздух, вместе с которым внутрь могли попасть частицы пыли и грязи торпеда имеет несколько степеней защиты, поэтому пока она лежала на стеллаже всё было в порядке когда пришло время стрельб моряки сняли первую степень защиты и погрузили снаряд в торпедный аппарат затем инструкция предписывала обязательно проверить вторую степень защиты – положение воздушного куркового крана по версии Рязанцева этого не было сделано воздушный курковой кран был немного приподнят, воздух с частицами грязи просочился к перекиси водорода, что вызвало бурную реакцию и привело к взрыву ещё один важный момент: конструкция торпедного аппарата должна выдерживать подобные взрывы, но в данном случае что-то пошло не так задняя крышка торпедного аппарата отлетела с такой силой, что пересекла весь отсек и вварилась в переборку остаётся загадкой почему оторвалась крышка, возможно её не до конца закрыли всю ситуацию усугубила техническая особенность подлодки: во время стрельб при закрытых межотсечных переборках, нужно оставлять открытой вентиляцию между первым и вторым отсеками для уравнивания воздушного давления. Эта особенность стала слабым звеном именно во втором отсеке находился главный командный пункт когда произошёл первый взрыв, ударная волна по вентиляции прошла во второй отсек и вывела из строя всех, кто там был в один момент лодка осталась без управления внутрь первого отсека хлынула вода, нос опустился вниз, и на скорости не менее трёх узлов «Курск» врезался в дно от удара носовая часть смялась, а вместе с ней смялись торпедные аппараты, в которых находились боевые торпеды, которые тут же детонировали по некоторым оценкам взорвалось от пяти до десяти боевых торпед второй взрыв был настолько мощным, что как прессом смял внутренности подлодки до переборки третьего отсека ещё тридцать метров подлодка пахала носом дно Баренцева моря аварийный буй не всплыл, потому что изначально не был активирован большинство членов экипажа погибли быстро, но были и выжившие - 23 моряка закрылись в девятом отсеке оглушённые взрывами, в темноте и холоде они ждали помощи чтобы было чем дышать, подводники использовали специальные химические пластины, которые производят кислород эти пластины очень опасны в эксплуатации и при контакте с водой мгновенно воспламеняются как полагают следователи одна из пластин случайно упала в воду и взорвалась, троих членов экипажа нашли с сильными ожогами, на стенах была сажа взрыв сжёг остатки кислорода и наполнил воздух угарным газом – дышать стало нечем у погибших были найдены три записки, в которых содержались послания родным и важные сведения о ситуации в девятом отсеке подводники понимали, что шансов выжить у них очень мало они предполагали, что протянут не больше суток если не придёт помощь, то будут пытаться выйти самостоятельно, а там как повезёт сколько прожили пленники 9-го отсека доподлинно неизвестно, согласно официальной версии не более восьми часов адвокат родственников погибших моряков Борис Кузнецов считает, что подводники были живы более двух суток, ведь в течении этого времени фиксировались подводные стуки SOS согласно одной экспертизе, стучали моряки с «Курска»; согласно другой - сигналы подавал аварийный механизм в автоматическом режиме; согласно третьей экспертизе, стучали неустановленные люди с подводной части надводного корабля следствие пришло к заключению, что в гибели «Курска» виновных нет не было установлено как именно произошла утечка перекиси водорода из торпеды, которая взорвалась к спасателям тоже не было претензий, потому что официально подводники в 9-ом отсеке прожили менее восьми часов, а значит погибли ещё до начала спасательной операции адвокат Борис Кузнецов называет такое решение продиктованным властью с помощью подтасовки фактов, многих причастных к трагедии вывели из-под уголовной ответственности – ведь иначе обвинения могли быть выдвинуты длинной цепочке людей, в том числе высокопоставленным военным и государственным деятелям, считает адвокат при этом расследование выявило серьезные нарушения со стороны командования северного флота и экипажа погибшей субмарины каких-то конкретных обвинений не последовало, но вскоре был подписан указ об увольнении 14-ти старших офицеров северного флота и главного штаба вмф перекисно-водородные торпеды 65–76 сняли с вооружения из соображений безопасности семьям погибших моряков выплатили крупные денежные компенсации и выдали квартиры всё что осталось от подводной лодки «Курск» отправили на металлолом, кроме рубки в 2009-ом году журналисты обнаружили рубку на свалке в Мурманске после телевизионного сюжета и возмущения людей, сразу нашлись деньги на строительство и установку памятника рядом с северодвинском, в котором был построен атомный крейсер, воздвигли большую каменную плиту в память о затонувших моряках различные мемориалы были установлены и в других городах России – Москве, Севастополе, а также на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга, где захоронены 32 члена экипажа «Курска», в том числе командир Геннадий Лячин кстати, уже после смерти командиру было присвоено звание героя России, за тот успешный поход в средиземное море в 1999 году именем Геннадия Лячина названа школа в Волгограде трагедия «Курска» наглядно продемонстрировала критическое состояние вооружённых сил того времени, в том числе нехватку спасательных средств, низкие зарплаты военных моряков и тяжёлые условия их жизни обстоятельства, при которых взорвалась торпеда, это следствие развала флота двухтысячный год можно считать переломным в вопросе внимания государства к ВМФ и армии в целом с тех пор финансирование заметно увеличилось, престиж профессии вырос о трагедии с атомным крейсером «Курск» написано много книг, сняты фильмы, причем версии о причинах катастрофы различаются как бы то ни было, память будет жить в сердцах людей каждый год 12 августа в России проходят траурные митинги и поминальные молебны, а на кораблях чтят погибших минутой молчания.