Найти тему
Свобода во Христе

Читаем Евангелие от Луки 6:37- 49. Основы христианского поведения.

Фото Александра Дроздова
Фото Александра Дроздова

Когда мы даём взаймы, то ожидаем, что деньги нам вернут. Поэтому нам не совсем понятны слова Иисуса: «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего».

Ожидать ли нам после слов Христа возврата долга? Тем более, что Он даёт некоторые пояснения: «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. 33 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. 34 И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же» (Лук.6:32-34).

Не будем забывать, что о займе сказано в контексте любви к врагам. Но эти враги уже не отнимают наше имущество и здесь говорится уже не о требующем и берущем без спроса враге, а о враге просящем. Просящем скорее всего о необходимой помощи.

Господь хочет, чтобы вместо мстительности и неприязни в наших сердцах воцарилось милосердие. «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лук.6:36).

Мы не должны уподобляться тем людям, которые проявляли к нам ненависть, потому что Бог не проявляет ее ни к кому. Это и есть совершенство, о котором написано в Евангелии от Матфея в параллельном тексте: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48).

Итак, любовь к врагам проявляется в нашем смирении и терпении, в том, что мы не отвечаем злом за зло и ругательством на ругательство. В том, что мы прощаем их в надежде, что Дух Святой изменит их характер. И наше кроткое поведение способствует этому. И если случится, что они обратятся к нам за помощью, мы, конечно же, окажем ее и сделаем это бескорыстно, как это делает Господь, когда мы обращаемся к Нему.

И если мы ведем себя подобным образом, к нам обращены важные обетования: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; 38 давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лук.6:37,38). Здесь видна явная зависимость нашего поведения от того, как относятся к нам.

Третий закон Ньютона гласит: сила действия равна силе противодействия.

Этот закон верен не только в материальном, но и в духовном мире. Его апостол Павел выразил так: «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал.6:7).

Иисус подробнее раскрывает этот закон, говоря об осуждении, прощении и благотворительности. Эти действия не остаются незамеченными. Обязательно будут последствия или в положительную, или в отрицательную сторону.

Без воздаяния никто не останется. И если мы думаем, что наше поведение, наши слова и наши желания останутся незамеченными, то мы ошибаемся. Библия говорит о том, что пишется памятная книга на небесах, и наши дела идут вслед за нами. И каждое дело, даже каждое слово влечет за собой определенное воздаяние, «ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.» (Лук.6:38б).

«Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?» (Лук.6:39).

О чем эта притча? О том, что лукавое сердце и ненависть ослепляет человека. И если мы учимся у человека лукавого, берем пример с тех, кто коварен, мстителен и жесток, то однажды мы, как в яму слепой, попадем в проблему: нас также возненавидят, как ненавидели мы. Потому что брали пример не с того эталона и учились не у того учителя. «Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его» (Лук.6:40).

Христос говорит о духовной слепоте, когда имея в себе набор недобрых качеств, мы, пытаясь себя оправдать, выискиваем эти качества в других людях: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Лук.6:41).

И даже более того – пытаемся этих людей учить, как им избавиться от незначительных недостатков. «Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Лук.6:42).

Но как мы можем учить, будучи слепыми? Что выйдет из этого? То что однажды вместе с теми, кого поучаем, окажемся в яме.

И что же ослепляет нас? Нет, не соринка, не соломинка и не сучок. Нас ослепляет бревно – жадность, лицемерие, мстительность, обидчивость, ненависть. То есть всё то, что противоположно бескорыстию, искренности, милосердию и человеколюбию.

Не нужно обманывать себя, когда я, не научившись этим добрым качествам и не изменив своего склочного характера, пытаюсь казаться праведником, говоря правильные слова. «Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, 44 ибо всякое дерево познается по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника. 45 Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лук.6:43-45).

Глубокое внутреннее изменение – вот что нужно мне. Перемена сердца, обращение, покаяние: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс.50:12). Потому что с лукавым сердцем я буду делать лукавые дела. Мне нужно другое сокровище неземного характера. Другие жизненные ценности – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Только тогда я смогу воздерживаться от суровых слов осуждения, к которым меня побуждает мое лукавое сердце. И такое глубокое изменение может произвести во мне только Господь, к Которому я взываю.

Однако здесь может быть ловушка сатаны. «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! - и не делаете того, что Я говорю?» (Лук.6:46).

Бывает такая ситуация: «Встаю на колени, молюсь, молюсь Господу, - никакого результата. Ничего не чувствую, ничего во мне не меняется. Ничего не слышу от Бога и никакого ответа от Него».

Что делать? Наверное, мне нужно глубоко задуматься, зачем я живу. Дать всестороннюю оценку тем духовным ценностям, которые я хочу видеть в других, а затем переложить эти ценности на себя.

Потом задать себе прямые вопросы: а действительно ли я нуждаюсь в Боге? Действительно ли считаю благом Божьи заповеди? Правда ли, что я хочу жить по ним? Действительно ли то, что я нахожу в Боге, соответствует моим стремлениям? Действительно ли хочу я научиться у Христа отношению к людям? Действительно ли хочу быть похожим на Него?

Если я отвечу утвердительно, то ко мне относятся слова Христа : «Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. 48 Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне» (Лук.6:47,48).

С другой стороны, когда меня не привлекают черты характера Иисуса и я ищу только благословений, минуя самоисследование и изменение сердца, то я уподоблюсь другому дому, о котором говорит Господь: «А слушающий и не исполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое» (Лук.6:49).

Фундамент – главная составляющая при строительстве. Он должен выдерживать нагрузку всего здания, поэтому закладывается из материалов, имеющих высокую прочность и влагостойкость. Лучше камня ничего не подобрать.

Иисус сравнивает с таким фундаментным камнем Самого Себя: «Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их» (Лук.6:47).

Фундаментальные основы Его учения звучат в Нагорной проповеди. И тем, кто придерживается этого учения, не страшны ни бури, ни наводнения, никакие стихии человеческих страстей. Не страшна и сама смерть, потому что Христос победил ее. «Даже если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною» (Пс.22:4).

Говоря о фундаменте, на котором мы строим нашу жизнь, Иисус имеет ввиду ту основательность, тот стержень, тот смысл, который приобретает наша жизнь в единстве с Богом. Сатана не имеет власти ее разрушить. Его ярость разбивается, как разбиваются бушующие волны о скалу. «На Бога уповаю, не боюсь», не поколеблюсь более, потому что Основой моей жизни стал Господь и Спаситель Иисус Христос.