На просторах интернета не раз обсуждали Лилю Брик - женщину, по мнению многих, не самой выдающейся внешности, но обладавшей умением притягивать мужское внимание. В свою очередь хочу рассказать об одной интересной женщине, музе многих выдающихся творческих личностей - Альме Малер.
Альма никогда не сомневалась в собственной привлекательности. У нее были тонкие черты лица, чуть длинноватый нос, синие глаза и густые каштановые волосы. Дочь оперной певицы и художника-пейзажиста была натурой творческой и увлекающейся.
Альма Шиндлер подавала большие надежды, училась музыке, собиралась быть пианисткой и сочиняла неплохие пьесы. Совсем юной она вышла замуж за композитора и директора Венской оперы Густава Малера. Малер сочинял музыку, которая пленяла весь мир, а власть над людьми Альма ценила превыше всего. Девушка влюбилась в славу Малера. Густав был старше ее на девятнадцать лет и далеко не красавец - щуплый, невысокий, с несоразмерно большой головой.
Еще накануне свадьбы он предупредил Альму: в семье может быть только один композитор, и им, естественно, будет он.
"Как ты себе представляешь: мы оба сочиняем музыку? Ты - в одной комнате, я - в другой? Поверь, моя музыка станет и твоей тоже. Я обещаю, что свой успех я разделю с тобой..."
Она приняла его условие. Вскоре родилась дочь Мария, а через два года - Анна. Альма погрузилась в быт - воспитание детей, нянюшки, счета, квитанции и сам Малер. Он действительно разделил свой успех с женой, посвятив ей самое триумфальное свое произведение - Восьмую симфонию. Во время брака она начала потихоньку ненавидеть Малера за то, что он подавлял ее творческие способности, интеллектуальное развитие, за отсутствие социальной жизни.
Ей казалось, что забросив музыку, она лишилась чего-то важного. Ведь, сочиняя романсы, она будто заново переживала собственную жизнь: увлечение другом отца - художником Густавом Климтом, влюбленность в композитора Александра фон Цемлинского... Последний долго не мог придти в себя от неожиданного замужества любимой ученицы.
Внезапная смерть старшей дочери - четырехлетней Марии от дифтерии стала для женщины страшным потрясением и окончательно отдалила Альму от супруга.
Спустя десять лет после свадьбы Малер скончался от сердечной болезни. Его смерть стала утратой, но одновременно и освобождением.
Фрау Малер теперь стала уважаемой вдовой, свободной и независимой.
За несколько лет до смерти мужа Альма познакомилась с молодым художником Оскаром Кокошкой. Альма в компании Густава Климта заглянула на выставку молодого дарования. Знакомство состоялось и Оскар, который был на семь лет моложе Альмы, влюбился в первую красавицу Вены.
Впервые увидев Оскара, она подумала, что он похож на большого ребенка: по-детски обижается и тут же отходит, хохочет, а через минуту опять надутый. Он брился наголо, выставляя напоказ свои большие уши, но при этом был так мил- это нисколько не портило его привлекательное лицо. Оскар любил эпатировать публику, находиться в центре внимания. Газетчики прозвали его "самым чудовищным из чудовищ", утверждая, что его искусство вызывает неприятие публики.
Оскар отличался страстным темпераментом и любил разыгрывать драму. Он мог всю ночь простоять под окнами понравившейся девушки, вымокнуть до нитки, заболеть, упасть перед ней на колени. Правда, завоевав девушку, Кокошка быстро к ней охладевал, поэтому каждый месяц менял адрес ночных стоянок под окнами. Оскар считал, что еще не встретил ту самую, способную принести ему истинные страдания. Но он ждал с нетерпением. И вот эта встреча произошла…
Отчим Альмы заказал Кокошке свой портрет и удовлетворенный результатом, пожелал запечатлеть свою падчерицу. Оскара пригласили на ужин. 12 апреля 1912 года Кокошка записал в своем дневнике: "Как она прекрасна, как обольстительна в своем вдовьем наряде! Она ведьма и я готов подчиниться ее власти..." Уже через час он отправил фрау Малер первое любовное послание. Первое из четырехсот, которые напишет во время их страстного романа.
Альма сопротивлялась недолго - недавно она порвала отношения с композитором Францем Шрекером и биологом Пайлем Каммерером. Последний угрожал ей, что если Альма не выйдет за него замуж, то он покончит с собой. Только фрау Малер не знала, что по части истерик Кокошка оставит позади любого из своих предшественников.
У них начался роман с Кокошкой. Обезумевший от любви к Альме художник писал ее портреты и наброски бесконечно: "Альма со спины", Альма стоит", "Коленки Альмы"... Встречи происходили в студии Оскара. Если они не предавались любовным утехам, он рисовал ее.
Живопись и любовь - вот чем они жили несколько месяцев. В июле 1912 года она почувствовала недомогание: слабость, тошнота, головокружение. Альма не догадалась,что снова беременна. Две предыдущие беременности она перенесла без проблем и токсикоза. Под этим предлогом она уехала на курорт, где врач известил ее,что так называемое отравление пройдет нескоро - месяцев через семь. Альма была в ужасе.
Получается, они теперь с Оскаром будут связаны надолго - ребенок не может расти без отца. А вдруг он будет похож на Оскара? Такой же эксцентричный, несдержанный. В конце концов, кто он такой этот Оскар Кокошка? Выскочка с сомнительным талантом, сумевший выгодно продать несколько картин. Ей надоела ревность, истерики, постоянные сцены. Дошло до того, что влюбленный Оскар стал носить ее бусы, ставя Альму перед людьми в неловкое положение.
Заниматься с ним любовью - да, позволять ему восхищаться собой - пожалуйста, но рожать от него - никогда. Понадобились связи и немалые деньги, чтобы избавиться от последствий их любви.
Альма поставила в их отношениях точку. Оскар тщетно пытался вызвать ее ревность, меняя подруг. Тогда он написал картину, которую назвал "Невеста ветра", где изобразил себя и Альму.
Художник так охарактеризовал свою картину: "Это Альма и я, слившиеся в неразрывном объятии, затерянные в буре стихий, навеки вместе..." Картина имела успех и тут же была продана.
Началась Первая мировая война. Поскольку Альма обвиняла Оскара в трусости и нежелании идти на фронт, убитый горем Оскар решил другим способом поразить сердце вероломной красавицы.
На деньги, вырученные от продажи картины, Оскар приобрел лошадь и место в Пятнадцатом драгунском полку, в самом престижном в войсках Австро-Венгерской империи.
Адольф Лоос, друг Кокошки, сфотографировал его в импозантной форме, и на основе фотографии были выпущены открытки, которые пользовались огромным спросом. Под ликующие крики толпы Оскар вместе со своим полком покинул Вену. А в один из первых осенних дней 1915 года Вену потрясло известие: на Восточном фронте героически погиб 29-летний художник Оскар Кокошка.
Утром Альма отправилась позавтракать в кафе, где была назначена встреча с подругой. Утренних газет фрау Малер не читала, оставив другим сомнительное удовольствие изучать плохие новости, которых в войну было и так с избытком. Вена плавилась от невиданной для начала осени жары. Заняв столик на летней веранде, она сделала заказ. Вскоре пришла ее подруга журналистка и хозяйка литературного салона Берта Цуккеркандль.
Берта тяжело вздохнула и отвела глаза: "Твоего Кокошки больше нет. пришло известие с фронта". Альма отпрянула: "Во-первых, не моего..." Берта не могла подавить смешок. Это же надо так измучить женщину страстью, чтобы она отказывалась признать связь с тем, кто ее больше никогда не потревожит. Альма схватилась за виски: "Меня винили в том, что он ушел на фронт, а теперь обвинят в его гибели..."
Берта решила сменить тему: "Как поживает твой супруг?" - "Вальтер?" - "Господи, Алма, конечно Вальтер! Неужели ты думаешь, что я спросила про покойника Густава?" - " Мне сложно привыкнуть к тому, что я только что вышла замуж за архитектора Вальтера Гропиуса. Даже официанты ко мне здесь обращаются как фрау Малер. Роль жены архитектора меня прельщает меньше..." - "Это потому, что вы с Вальтером решили не афишировать вашу свадьбу".
После того, как отношения Альмы с Малером когда-то зашли в тупик, она часто ездила на курорты в Альпы. Ее теперь не волновали доходы мужа, которые она старалась сберечь и приумножить. После смерти старшей дочки она на некоторое время была не в себе. На курорте она познакомилась с архитектором Вальтером Гропиусом. Он был очень хорош собой и в отличие от Малера не был склонен к частым сменам настроения и был моложе Альмы на четыре года. После брака с Гусавом, годившимся ей в отцы, Альме хотелось почувствовать себя живой и молодой.
Когда настало время прощаться, Вальтер потребовал, чтобы Альма ушла от мужа. Она ответила: "Он не просто муж, он великий Густав Малер". Но разрешила Вальтеру писать письма, которые приходили почти каждый день. Одно из его писем "случайно" было адресовано Малеру. На что он рассчитывал? Что Малер выгонит ее? Глупо. Густав не желал расставаться с Альмой, а она с достоинством носила титул супруги великого композитора и директора Венской оперы.
После смерти Густава она пыталась возобновить отношения с архитектором, но тут вмешалась его мать: ей не нравилась связь сына с этой женщиной. Но потом Вальтер все равно сделал ей предложение, которое она приняла. У них родилась дочь Манон. Альма немного располнела после родов, но была все так же хороша.
Прием в доме у Гропиусов был в самом разгаре. Хозяйка была неотразима.
Берта прибыла с опозданием и новостями: "Слышала, что вытворил твой Кокошка?" Альма недовольно закатила глаза: "Он что мистически воскрес?"
Оскар Кокошка действительно был в гуще сражения. Его ранили в голову, и он упал с лошади. Оскара подобрали врачи, и он был взят в плен в Галиции. Несколько месяцев Кокошка не мог вспомнить ни своего имени, ни рода занятий, ничего. Оправившегося безымянного драгуна обменяли на пленных союзников и затем снова отправили на фронт. Долго Кокошка не протянул: у него случился нервный срыв. Военный врач признал Оскара психически нестабильным. С этой характеристикой художник был отпущен и память к нему вернулась.
Вернулась и былая страсть к Альме, вышедшей замуж за архитектора Гропиуса. Поскольку восстановить отношения с бывшей любовницей не представлялось возможным, Кокошка нашел более оригинальный способ вернуть в свою жизнь любовь.
Берта сказала: "Он нашел тебе замену!" Альма поджала губы: "Вот как?" - "Да куклу!" - "Какую еще куклу?" - "Выполненную мюнхенской мастерицей Герминой Моос. В полный рост, просто твою копию. Вчера я была в опере. В середине второго акта послышался гул и шепот. В пятой ложе я увидела Оскара... с тобой! Но ты не шевелилась. Кокошка снабдил куклу веером и программкой! Ты представляешь?"
Как выяснилось, Кокошка наряжал тряпичную куклу и возил с собой к друзьям и в оперу, представляя всем своей женой Альмой.
Альма шокировано посмотрела на Берту: "Мы с Гропиусом разводимся. Я чувствую, что он не простит мне этого скандала! Когда он побывал на 26-ой выставке Берлинского Сецессиона, то увидел работу Кокошки под названием "Двойной портрет Оскара Кокошки и Альмы Малер". А он даже не знал, что мы знакомы. А теперь еще и это! Я выйду замуж за Франца Верфеля. Он писатель. Я чувствую, что должна быть с ним рядом, чтобы помочь ему достичь успеха. А Вальтер во мне уже не нуждается. Он известен на весь мир как основатель школы архитектуры Баухауз..."
Это был последний из званых вечеров в Вене, который давала Альма. Она развелась и вышла замуж за Франца. Ее третий супруг Франц Верфель приобрел роскошный дом во Франции, а позже они переехали в Америку.
В Новом Свете Альма пользовалась не меньшей популярностью. Ее салон в Лос-Анджелесе был полон кинозвезд, особенно после выхода на экраны оскароносного фильма режиссера Генри Кинга "Песня Бернаддет", снятого по роману ее третьего мужа. Сам Верфель был привлечен к работе над фильмом в качестве консультанта. Главную роль в фильме сыграла Дженнифер Джонс. Фильм получил заветную статуэтку в четырех номинациях.
Когда супруг скончался, Альма переехала в Нью-Йорк, где получила прозвище "Великая вдова". Она написала автобиографию, которая разошлась как бестселлер.
Стены ее гостиной украшали проекты ее второго мужа, архитектора Вальтера Гропиуса, книжные полки были заполнены творениями ее третьего мужа писателя, Франца Верфеля. На рояле стопками лежали сочинения первого мужа - Гюстава Малера...
Рисунки Оскара Кокошки, которые она тайно забрала из его мастерской, когда пришла весть о его гибели, она сложила в тайник. Она умерла в возрасте 85 лет, так никогда больше не увидев Оскара Кокошку.
Альма была женой композитора, архитектора и писателя, любовницей самых известных и талантливых мужчин своего времени. Почти всех своих знаменитый спутников она пережила, что дало повод биографам называть ее не только "музой девяти творцов", но и "вдовой четырех искусств".
Делитесь комментариями и ♥ следите за публикациями! Если понравилось, подписывайтесь на канал!