В Балаклаве (тогда, еще закрытом городе) огромное количество мест заслуживающих самого пристального внимания. И если местные жители к таким достопримечательностям давным-давно присмотрелись, то для тех, кто туда попадал впервые все вызывало самое неподдельное изумление. Наш строящийся объект на "Богданке", как раз находился рядом с одним из самых уникальных объектов военной истории - Северной форт.
Сувениры
Когда мы, по прибытии в Балаклаву после пограничного учебного пункта, только стали осваиваться на новом месте, то сразу обратили внимание на всякие военные "сувенирчики" у старослужащих солдат. "Военные" не в том смысле, что связаны с воинской службой, а в смысле войны, т.е. Великой Отечественной. Если в казарме, твое скромное солдатское имущество у всех на виду, да и за установленным порядком следят, то вагончики-бытовки в которых мы переодевались на объекте, могли посоперничать с выставками малого провинциальнаго музея. Там где взрывами была расчищена площадка для строительства дома, начинался один из склонов горы Кефало-Вриси, густо поросший кустарником и карликовыми деревцами.
Если медлено подниматься вверх по склону продираясь сквозь колючий кустарник, то и дело попадаются полуобвалившиеся окопы, остатки проволочных заграждений, сделанных немецкими солдатами в годы Второй мировой войны. Вот здесь-то и было основное место для поиска "сувениров". Чего только не было! Предметы военного снаряжения вермахта из металла (проржавевшие каски, газбаки, ременные пряжки, посуда) и остатки боеприпасов (гильзы патронные и снарядные, взрыватели и корпуса от гранат, хвостовики от мин и пр.).
Самовольно покидать строительную площадку солдатам было строго запрещено, но, как говорится "запретный плод сладок"... все равно, пользуясь удобным расположением объекта, "охотники" за сувенирами ежедневно делали скрытые вылазки. Затем, к такой "археологии" стали приучать нас, т.е. духов. Иди, пробирайся, ищи, но без "сувениров" не возвращайся. Принес - молодец, даже, похлопают дружески по плечу. Пришел пустой - "вешайся" и жди ночного пробития "грудака". Глубоко никуда не лезли и не рыли, подбирали то, что могли обнаружить на поверхности земли. Из того, что находили и притаскивали с места боев, делали сувениры на память или на дембель. Например, из пуль делали брелоки или амулеты. Из гильз покрупнее делали стойки для авторучек или подставки для светильников. Для "интерьера" бытовок шли как раз немецкие каски, чай распивали из немецких кружек, в которых сахар размешивали немецкими же ложками. За время такой "археологии" никто не пострадал. Думаю, что по чистой случайности никого не покалечило и не убило. Потому, что хватало раздолбайства и абсолютное незнание матчасти найденных боеприпасов.
Офицеры, конечно, пытались бороться с явлением "археологии". Периодически (в особенности, перед приездом начальства из Симферополя) в вагончиках наводили внутренний порядок, безжалостно ломая и выбрасывая собранные "сувениры". Перетряхивались спальное помещение в казарме, каптерка, и другие места где можно было хранить "сувениры". Тех, кого уличали в самовольной отлучке с объекта отправляли под арест на гауптвахту. Останавливало - это мало кого. Такой вот у нас получался прообраз современных "черных" копателей.
Северный форт
Когда от стройплощадки доберешься до вершины склона горы Кефало-Вриси (примерно, 200 метров над уровнем моря), то оказываешься на территории Северного форта. Это недостроенная система обороны состоявшая из вырубленных в скале рвов. До нашего времени сохранились открытые позиции для артиллерийских орудий, несколько железобетонных казематов и другие разрушенные здания. Внутри горы вырублена штольня, оборудованная под железобетонное подземное сооружение.
Форт создавался русскими военными в преддверии и во время Первой Мировой войны (1912—1915 гг.) как сухопутное укрепление в составе Балаклавской группы сооружений. На территории форта планировалось поместить артиллерию, но в 1917 году революция не дала осуществиться этим планам. В 1925 году Красной армией были возобновлены работы над укреплениями: проложена дорога, обустроен водоем и инженерные коммуникации. Но работы не были завершены, поскольку еще до окончания строительства этот форт "морально" устарел и не мог противостоять новым видам вооружения вероятного противника. Во время оккупации Севастополя в 1942-1944 гг. штольня использовалась немцами для размещения подземного госпиталя. После войны на территории форта военные испытывали авиационные бомбы. Но в начале 1990 года, там все было заброшено. Только, кое-где, были установлены радиоантенны и навигационные знаки Черноморского флота.
Как-то раз, ранней весной, нас с товарищем поставили в выходной день на дневное дежурство на объекте. Ответственным во взводе, тогда был присланный из Симферополя капитан, беспробудно пьянствовавший у себя в канцелярии. Так, что проверки мы могли не опасаться. Слили с трактора небольшую канистру солярки, изготовили факелы, запаслись паклей и отправились на давно манящую высоту. Лезть в гору было тяжело, но азарт и желание увидеть что-то необычное толкали вперед.
Поднявшись наверх, сразу наткнулись на остатки сооружения, со входами ведущими внутрь горы. Это была северная оконечность форта. Зажгли факелы и двинулись дальше. Грандиозная картина открылась перед нами: массивные двери из толстого железа, остатки электростанции, помещение с двухъярусными нарами, кучи разных кабелей, везде надписи на немецком языке.
Долго бродить мы там не стали, опасались заблудиться, да и времени было в обрез (все-таки на службе ). Но, впечатлений, разумеется, получили целое "море".
В оформлении использованы фотографии с сайтов: rukabaa.livejournal.com, smol.aif.ru, virtual-sevastopol.ru, siv-rigel.livejournal.com
Уважаемые читатели! Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и делитесь своими воспоминаниями!