На волны пандемии народ ответил девятым валом остроумия. На слухи о прививках – анекдотами. Дома, в рабочих чатах, в сети – когда шутки смешные, жить и общаться действительно легче. Вниманию наших читателей – обзор свежего фольклора, посвящённого вакцинации.
Пандемия принесла в нашу жизнь много новых слов. И даже открыла свежие смыслы. «Ковядина – мясо летучих мышей», – пишет паблик Slovodna в Инстаграме.
У них же: «Вакцина – аперитив перед основным блюдом во всех московских ресторанах».
И даже вот так: «Удалённая работа – работа, которую ты удалил из своей жизни».
Новая инфекция усовершенствовала календарь (неизвестный сетевой автор):
«2020 год. Январь. Февраль. Карантин. Декабрь»
И напомнила о вечных ценностях (объявление из ресторана в Ярославле):
– Уважаемые гости! В соответствии с указом губернатора ресторан может принять не более одной трети посетителей. В связи с этим просим вас проявить сознательность – есть и пить за троих!
Интересно, как персонажи русской классики отреагировали бы на призыв вакцинироваться? У книжного издательства «ЭКСМО» получилось так:
Оказавшись в неспокойном 2021 году, узнав о коронавирусе и существовании вакцины, Обломов полгода собирается поставить прививку, но всё время откладывает. Ольга и Штольц прибегают к нему каждые два-три дня и пытаются убедить Илью, что это очень нужно поскорее сделать.
Печорин как настоящий фаталист и любитель испытывать судьбу отказывается вакцинироваться. Заражается от Ундины и переносит болезнь в тяжёлой форме.
Чичиков продаёт поддельные сертификаты о вакцинации.
Гринёв прививается вопреки стенаниям Савельича. Тем и спасается в третью волну.
Верховенский создаёт сеть блогеров-антипрививочников.
Профессор Преображенский во время обеда слышит от Шарикова мифы про вышки 5G и чипирование. Осознает, сколько людей отказывается прививаться, впадает сначала в шок, а затем – в ярость.
Не забыли про котиков и Наташу. Помните этот мем? Появилось развитие сюжета –
вместе с новостью о ветеринарной вакцине от коронавируса:
– Наташ, ты спишь?
У нас беда, Наташ.
Нам кошачий корм не пахнет.
Миска совсем не пахнет, честно.
«Вот вам всё шуточки, а делать-то что?» – спросит читатель. На что опираться, думая о прививке? Делать или нет? И кому верить? Как быстро отличить выдумку от факта, а рассылку, засоряющую память телефона, – от подлинной новости?
Совет от журналиста – соблюдать информационную гигиену. То есть, принимая решение о прививке, найти информацию, которой вы склонны поверить, и проверить её в три простых шага.
Шаг первый – читаем пост, который привлёк ваше внимание. Допустим, «при помощи прививок Билл Гейтс чипирует весь мир». И – важно – читаем дальше заголовка. Потому что заголовок обычно передаёт главную мысль, а вторая строка – объясняет то, что сказано в тексте. Если после громкой первой фразы мы видим что-то вроде: «Так думают шаманы и футболисты», – перед нами кликбейт – специально написанная «кричащая» строка. Её цель – заставить вас пройти по ссылке и увидеть рекламу, на которой зарабатывает владелец сайта. То есть, читая, не паникуем, не кликаем моментально на громкий заголовок – сначала думаем.
Второй – проверяем источник фактов. Анонимный – вроде «такое слышала моя тёща на Кунеевском рынке» – стоит перепроверить. Смотрим в любом поисковике: пишут ли ещё о тёщах из Тольятти, владеющих столь ценной информацией? Сначала поищем на городских сайтах. Нет? Тогда читаем о Комсомольском районе в пабликах. Тоже мимо? Есть ещё федеральные СМИ и новостные агентства. Если и они прошли мимо такой новости, значит, с высокой вероятностью мы прочли фейк (в переводе с английского – подделка).
Третий шаг – проверяем фото. Современные новости (неважно, факт это или «утка») всегда публикуют с фото, чтобы «зацепить» внимание. Причём снимок не всегда по теме. Видите, например, фото кинодивы к посту о прививке – посмотрите, откуда взяли иллюстрацию. Есть специальные сервисы – Яндекс.Картинки или GoogleКартинки. Загружаете фото, в котором сомневаетесь, и сервис сразу даст знать, если картинку уже кто-то публиковал раньше. И не к интервью о прививке, а в рубрике «новости светской жизни». Иллюстрация недостоверна – подумайте, нужно ли верить всей заметке?
И ещё. Что бы вы ни читали и ни слышали о прививке, очень важно не ссориться. Пандемия пройдёт, а осадочек после нервного сезона может остаться. Потому что, как говорят современные фольклористы, «конечно же, нелепость – кричать тебе на весь троллейбус: привит!»
Татьяна Клугман для "Волжского химика"