Найти в Дзене
soullaway soullaway

Забытые голландские звезды поп-музыки 80-х.

Многократно отмечалось, что музыкальные пристрастия массовой отечественной аудитории всегда носили специфический характер и отличались от мировых трендов. Как пример: концерты Rammstein собирают у нас бОльшую аудиторию, чем, скажем, Aerosmith. Или, скажем, концерт Дэвида Боуи вызвал меньший интерес, чем Deep Purple или Nazareth, стабильно собирающие аншлаги во всех городах, куда их привозят промоутера. Поговаривают, кстати, что самолюбие Боуи было задето, потому то концерт стал, увы, единственным в России. Во времена же СССР дополнительно свой отпечаток накладывал железный занавес. В результате получалось, что в 1980-е годы советские меломаны заслушивали до дыр «ABBA», «Boney M», «Ottawan», но понятия не имели о «Pet Shop Boys», «Wham!», «Bananarama». Особое место в сердцах наших слушателей занимали в те времена голландские поп-звезды. О них я и предлагаю вспомнить.

Вообще то, что жители страны тюльпанов умеют делать музыку, интересную за пределами своей Родины, успешно доказали такие уважаемые коллективы, как «Shocking Blue» и «Livin’ Blues». Так что музыкальные традиции в Голландии в 1980- годам сформировались серьезные. И появление там знаковых коллективов в эпоху диско и синти-попа вполне закономерно.

-2

А начать я предлагаю с семейного дуэта братьев Роба и Ферди Болландов, работавших под названием «Bolland & Bolland». Родились братья не в Нидерландах, а в Южной Африке, но, к счастью для поп-музыки, родители переехали на историческую родину, где братья и начали заниматься музыкой, причем в достаточно раннем возрасте: 17 и 16 лет соответственно. Но в историю мировой поп-музыки они вошли в 1981-м году, выпустив альбом «The Domino Theory» с синглом, да-да, как вы наверняка уже догадались, «You’re In The Army Now». По иронии судьбы, этой песне суждено было стать визитной карточкой британцев «Status Quo». Фрэнсис Росси услышал эту песню и загорелся идеей ее записать в гитарном рок-н-ролльном ключе. Интересно, кому в итоге обиднее: британцам, что самая узнаваемая их песня написана не ими, или голландцам, авторская версия которых оказалась задвинута на задний план и позабылась. Впрочем, сетовать на судьбу братьям, думаю, не стоит: как музыканты и авторы песен они более чем состоялись, и за их плечами сотрудничество с такими мировыми звездами, как Саманта Фокс, Фалько, Сюзи Кватро, Дана Интернешнл. Так что остается сказать спасибо семейной чете Болландов, что они решили в свое время сменить страну проживания, ибо неизвестно, как сложилась бы музыкальная карьера братьев, останься они в Южной Африке, да и сложилась ли бы вообще.

-3

Дальше вспомним еще один семейный дуэт, на этот рез девичий – «Maywood». В дуэт входили сестры Де Врис – Эли и Эдит, а продюсировал этот проект экс-барабанщик голландской прог-роковой группы «Kayak» Пим Купман. Кстати, лишний пример того, о чем я часто пишу в своих статьях: отсутствии на Западе антагонизма между рокерами и попсовиками. Поп-хит братьев Болландов охотно перепевают рок-н-ролльщики «Status Quo», а прог-рокер продюссирует девичий диско-дуэт.

Нашим меломанам эта группа должна быть известна песней про Пасадену, куда так настойчиво звали девушки благодарного слушателя, звучавшей в свое время из каждого окна. С такими-то красотками и в Салехард или Магадан с удовольствием махнешь, а уж в солнечную Пасадену и подавно! Кстати, альбом, в который эта песня входила, «Different worlds» 1981-го года, был выпущен «Мелодией» на виниловой пластинке, правда, спустя три года после его выхода на Западе. Но тут уж лучше поздно, чем никогда, ибо этот альбом по праву можно назвать классикой танцевальной музыки 1980-х. В 1990-м году дуэт засветился на Евровидении, правда безуспешно. Справедливости ради надо сказать, что во время выступления группы произошла техническая накладка со звуком, но в то же время к концу 1980-х тенденции в танцевальной музыке поменялись, и «Maywood» актуальность потеряли. К середине 1990-х дуэт развалился, и единственное, чем он сумел прославиться со знаком минус, это судебными тяжбами между сестрами за права на название. Так что у звезд все как у простых людей, просто кто-то грызется из-за квартир и дачных участков, а кто-то – из-за названия популярной группы.

-4

А далее у нас пойдет еще один пример, как рокеры успешно переходили в стан поп-музыкантов. Это, между прочим, продюсеры уже мной упоминавшихся классиков голландской музыки: «Shocking Blue» - Уильям ван Коотен и «Livin’ Blues» - Яап Эггермонт. В 1981-м году они создали студийный диско-проект «Stars on 45». Кстати, их пластинки выходили на «Мелодии», и это меня не удивляет. Я как-то писал о консерватизме советских меломанов 1980-х, по-прежнему считавших «The Beatles» актуальной музыкой. Но и современные диско-ритмы были им не чужды. А эти голландцы соединили два в одном.

Композиции «Stars on 45» представляли собой попурри из фрагментов песен «The Beatles», «Shocking Blue», «ABBA», «Boney M», на которые были наложены партии электронных ударных и басса, сыгранные в танцевальном диско-ритме. И даже если вам название группы ничего не говорит (я, к слову, тоже не сразу вспомнил, кто это такие), как минимум одну песню слышали чуть более, чем все.

Помните сцену из фильма «Самая обаятельная и привлекательная», где Александр Ширвиндт увозит Ирину Муравьеву на красных «Жигулях» последней на тот момент модели и включает автомагнитолу? Вот это как раз и был самый любимый в СССР трек этих голландцев. Справедливости ради надо сказать, что эту креативную идею оценили не только у нас: дебютная пластинка проекта 1981-го года, незатейливо названная «Longplay Album» занимала первое место в хит-парадах Великобритании, ФРГ и Австралии. Не только наши люди любят поностальгировать под старую музыку. В 1990-х и 2000-х годах проект периодически делал новые миксы, выпускаемые как синглы и альбомы, но, понятное дело, того эффекта, как в 1981-м, достигнуто уже не было.

-5

Следующие наши герои – группа «VOF de Kunst». Что, название ничего не говорит? Ну как минимум одну песню вы должны были слышать. Пусть и не в авторском исполнении. Припев из нее напевал герой Александра Панкратова-Черного в фильме «Где находится нофелет?» Да-да, это песня про особу по имени Сюзанна. Правда, у нас эта песня более известна была в исполнении Адриано Челентано (кстати, любовь советского слушателя к итальянской эстраде тоже явление достаточно любопытное). Впрочем, в «Утренней Почте» крутили и оригинальное исполнение «Сюзанны». Эта песня оказалась первым синглом и увы, единственным большим хитом голландцев, увидевшим свет в 1983-м году. Тем не менее, группа со сцены не уходила, правда, сконцентрировалась на работе с музыкой к театральным постановкам и детским телепередачам, в частности, голландской версии популярной у нас в 1990-е «Улице Сезам».

-6

Ну а закончить этот материал я бы хотел проектами продюсерской команды Adams & Fliesner, в которую входили музыканты глэмроковой группы Catapult. Вот, кстати, еще один пример успешного сотрудничества рок и поп-музыкантов! Эта команда запустила много проектов в жанре танцевальной электронной музыки, такие как Gazuzu, MasterGenius, X-RAY Connection. Но нашему слушателю наиболее полюбились «Digital Emotion» и «VideoKids».

«Digital Emotion» были созданы в 1983 году хореографом Гленном Ван Дер Хоффом и вокалистом Стивом Де Гуде. Но альбомы и синглы выпускались под чутким руководством продюсерской команды. Успех ждать себя не заставил, уже первые синглы на ура принимались на дискотеках, а затем уж и первый одноименный альбом подоспел. В альбом входили всего 6 песен, но это как раз тот случай, когда лучше меньше, да лучше. Въедливые запоминающиеся ритмы настолько плотно заседают в голове, что вытеснить их может только следующий трек альбома. С творчеством этого коллектива, думаю, в 1980-е был знаком каждый, имеющий слух. Фрагменты трех треков из дебютного альбома можно услышать в одной из серии мультфильма «Ну, погоди!», той самой, где Волк гоняется за Зайцем в Доме Юного Техника, а потом спасается от сконструированного Зайцем робота. Через год группа выпустила второй альбом, также пользовавшийся успехом, но больше нового материала под вывеской «Digital Emotion» не выходило, не считая альбомов с ремиксами. Что закономерно, ибо в поп-музыке мода скоротечна.

-7

А что касается группы, которая завершает мой сегодняшний обзор, то это как раз пример того, как группа, пользующаяся на Западе умеренным успехом, приобретает большую популярность в СССР, да и в современной России. Речь о диско-дуэте «VideoKids».

В отличие от «Digital Emotion», этот дуэт чисто продюсерский проект, в который вошли вокалист и ди-джей Петер Слагхёйс и певица Бьянка Бонелли, личность которой окутана туманом. Если жизненный путь Петера возможно проследить, в сети о нем информации хватает, то Бьянка появилась из ниоткуда и исчезла в никуда после распада группы. По некоторым источникам, она умерла в 1990-е от рака, по другим – что ее как самостоятельной личности не существовало, а в ее образе выступала сессионная певица, которую участники креативной команды Adams & Fliesner задействовали в своих проектах. Как бы там ни было, это не суть важно, важна сама музыка.

Музыка же представляла собой бодрое жизнерадостное диско, отличительной чертой которого было использование помимо традиционного мужского и женского вокала мультяшного голоса, позаимствованного у любимца американской и европейской детворы дятла Вуди. Это придавало песням группы смешливое и по-детски наивное настроение. Но, несмотря на такой креативный подход, на Западе выстрелил лишь один сингл - «Woodpeckers From Space» 1984-го года, за который проект даже удостоился в 1985-м году национальной награды главного экспортного продукта Нидерландов, вместе, кстати, с братьями Болландами!

Вышедший вслед за синглом альбом ажиотажа у западной публики не вызвал, тогда как у нас пользовался долгое время успехом и впоследствии переиздавался на CD. Кстати, еще один любопытный момент: в отличие от западной публики, нашей полюбился совсем другой трек: открывашка альбома «Do The Rap», которую периодически крутят российский FM-станции, ориентированные на ретро-музыку. Но на нашу сцену тогда ход был по понятым причинам закрыт, а на Западе кроме упомянутой песенки про дятла-космонавта больше ничего из творчества группы особого интереса не вызвало. Следующий альбом дуэта «On satellite» прошел незамеченным и проект был свернут. Следы Бьянки, как уже было сказано выше, теряются, а вот Петер стал известным клубным ди-джеем, работавшим в жанре эсид-хаус. Его синглы занимали неплохие места в европейских чартах, но, к сожалению, полностью реализоваться в музыке ему не удалось: в возрасте всего лишь 30 лет он в 1991-м году погиб в автокатастрофе, возвращаясь домой после концерта. Вот такая печальная судьба у участников дурашливо-несерьезного музыкального проекта.

Что можно сказать в завершении? Да, век поп-музыки недолог, но и задачи у поп-музыкантов стоят развлекать людей здесь и сейчас, делать музыку, под которую можно танцевать или просто отдыхать, общаясь с друзьями на вечеринке. И у героев этого материала получалось как минимум неплохо. Во всяком случае, я их помню и сейчас поставлю веселенькую «Do The Rap», чего и вам желаю!

А на сегодня все, спасибо вам за внимание и до новых встреч.