Найти в Дзене
Про что кино?

От Гражданской до Холодной войны: про что снимал кино режиссёр Эдвард Цвик

Если вы впервые слышите эту фамилию, то в этом нет ничего странного. Личность американского постановщика не тиражировалась в широких кругах, что, на самом деле, больше допущение. Если взглянуть на его фильмографию, то можно найти дюжину боевиков, несколько ромкомов и ровно 4 фильма, у которых рейтинг перевалил за заветные 7 баллов КиноПоиска. Именно последние картины и формируют особый режиссёрский почерк, когда в центре внимания оказываются судьбы отдельных личностей, которые вплетены в масштабные и реальные исторические события. И этот лейтмотив его творчества завершается лентой прохладно принятой, но имеющая в себе такой же эпический размах. А началось всё с фильма "Доблесть" (1989), где сюжет описывает события времен Гражданской войны в США. Молодой полковник Шоу (Мэттью Бродерик, он же "Инспектор Гаджет") решает возглавить первое в истории подразделение из чернокожих солдат. Герою предстоит обучить неумелых бывших рабов, и это чревато всевозможными конфликтами, в том числе на рас

Если вы впервые слышите эту фамилию, то в этом нет ничего странного. Личность американского постановщика не тиражировалась в широких кругах, что, на самом деле, больше допущение. Если взглянуть на его фильмографию, то можно найти дюжину боевиков, несколько ромкомов и ровно 4 фильма, у которых рейтинг перевалил за заветные 7 баллов КиноПоиска. Именно последние картины и формируют особый режиссёрский почерк, когда в центре внимания оказываются судьбы отдельных личностей, которые вплетены в масштабные и реальные исторические события. И этот лейтмотив его творчества завершается лентой прохладно принятой, но имеющая в себе такой же эпический размах.

Эдвард Цвик на съемках фильма "Последний самурай" (2003)
Эдвард Цвик на съемках фильма "Последний самурай" (2003)

А началось всё с фильма "Доблесть" (1989), где сюжет описывает события времен Гражданской войны в США. Молодой полковник Шоу (Мэттью Бродерик, он же "Инспектор Гаджет") решает возглавить первое в истории подразделение из чернокожих солдат. Герою предстоит обучить неумелых бывших рабов, и это чревато всевозможными конфликтами, в том числе на расовой почве. Многие не одобряют выбор Шоу, и причем это касается его коллег по военному цеху, которые, по сути воюют за права чернокожего населения.

Кадр из фильма "Доблесть" (1989)
Кадр из фильма "Доблесть" (1989)

Фильм раскрывает множество тем, и расовая одна из главных. И в ходе постоянных выяснений отношений герои фильма приходят к очень важным вещам, без которых не выстроить коммуникации между людьми - пониманию и доверию. Чернокожие не любят белых, белые не любят чернокожих, и в центре всего этого этнического безобразия оказывается бедный полковник Шоу, чьи крепкие принципы и вера в своё дело должны помочь воспитать из вчерашних каторжников будущих борцов за свободу.

Кадр из фильма "Доблесть" (1989)
Кадр из фильма "Доблесть" (1989)

Картина примечательна захватывающим колоритом военного времени, атмосферой и, конечно же, актерской игрой. Именно за этот фильм Дензел Вашингтон получил свой первый Оскар - За лучшую мужскую роль второго плана, сыграв крайне мерзкого и неприятного рядового Трипа, своими выходками попортившего кровь полковнику Шоу. Линия этого персонажа по совместительству самая интересная в фильме, где нам показывают, как под влиянием различных меняются принципы человека и он сам.

Кадр из фильма "Доблесть" (1989)
Кадр из фильма "Доблесть" (1989)

Следующим фильмом стали "Легенды осени" (1994) - эпическая драма о жизни семьи Ладлоу, охватывающая приличный промежуток, в которую вошли Первая мировая война и Времена сухого закона в США.

В этот раз герои фильма оказываются ещё более мелкими винтиками на фоне масштабных мировых событий. Сюжет концентрируется более на их личностях, таких кардинально разных, и в следствие этого постоянно провоцирующих конфликты. Яблоком раздора оказывается старший сын семьи Тристан (Бред Питт), крайне своевольный человек, который живет по индейским законам и делает только так, как считает нужным лично он. Он резко выделяется на фоне прилично цивилизованных членов своей семьи, из-за чего его можно принять за дикаря. Его привычки, принципы и образ жизни идут в разрез с догматами отца (Энтони Хопкинс), который много лет не может простить своего вечно метающегося сына.

Кадр из фильма "Легенды осени" (1994)
Кадр из фильма "Легенды осени" (1994)

Реальные события истории играют по большей части роль фона, и только сами герои решают в них участвовать. Первая мировая война сильно ударяет по дальнейшей жизни семьи, а гангстерские разборки конца 20-х - начала 30-х годов и вовсе ставят всех на уши. Нам наглядно демонстрируют, как тихий и спокойный семейный уклад моментально рушится, когда в их размеренный ритм вторгается нечто постороннее, неорганичное, страшное, что сеет за собой только хаос и смерть.

Кадр из фильма "Легенды осени" (1994)
Кадр из фильма "Легенды осени" (1994)

Фильм "Последний самурай" (2003) продолжает заданную в предыдущих фильмах линию. Только теперь нас переносят в Японию 2-й половины XX века, когда западная цивилизация и технологии вторглись в традиции и культурные обычаи этой страны, подвергнув вымиранию такой древнейший вид воинов, как самураев.

Кадр из фильма "Последний самурай" (2003)
Кадр из фильма "Последний самурай" (2003)

Капитана Нейтона Альгрена (Том Круз) отправляют в Японию чтобы он научил новое поколение японских солдат современным методам ведения боя и научил пользоваться новейшими орудиями. Ситуация такая, как если бы Тристана из "Легенд осени" начали приучать держать нож в правой руке, а вилку в левой... И эта тема противостояния варварства и цивилизации показывают, как рушатся старинные устои, как нечтое ценное для страны растворяется в попытке западных гостей подмять под себя отсталых дикарей. И в этот раз тема чести и отстаивания своих традиций является главнейшей в фильме. И герой Тома Круза настолько проникается в быт и атмосферу страны Восходящего Солнца, что начинает сомневаться в своих целях и намерениях, питая всё больше симпатий к вымирающим самураям.

Кадр из фильма "Последний самурай" (2003)
Кадр из фильма "Последний самурай" (2003)

Следующий фильм режиссёра из этой тематики и вовсе переносит нас не абы куда, а в Колыбель человечества, в Африку, в бедную и отсталую Сьерра-Леоне, которую охватили страх и ужас гражданской войны. Только в отличие от подобного конфликта в США, здесь всё похоже на форменный ад, из-за чего фильм можно сравнить с лентой "Отель <Руанда>" (2004), в которой показали ужаснейшие события - истребления народов тутси.

Кадр из фильма "Кровавый алмаз" (2007)
Кадр из фильма "Кровавый алмаз" (2007)

Речь идет о фильме "Кровавый алмаз" (2007), который кроме ставшего для режиссёра фишкой изображения отдельных судеб на фоне исторической вакханалии таит в себе куда более гуманистический посыл в сравнении с другими работами постановщика. Нам наглядно демонстрируют, из-за чего возникают подобные гражданские конфликты. Недаром есть правило, что нужно всегда искать, кому подобные войны выгодны. И одним из таких любителем поживиться, пока другие гибнут, оказывается контрабандист Дэнни Арчер (Леонардо Ди Каприо), который охотится за алмазами. Но он лишь один из многих деталей огромного механизма, рассчитанного на добычу драгоценностей и затем их дальнейшую продажу за рубеж. И вся эта освободительная война, революции и прочие кровопролития затеваются ради одного - продать подороже западных коллегам редкие побрякушки и получить за это солидные деньги.

Кадр из фильма "Кровавый алмаз" (2007)
Кадр из фильма "Кровавый алмаз" (2007)

Поражает умение режиссёра совместить глобальные геополитические проблемы с судьбами отдельных людей. Пока нам рассказывают об этой кровавой системе добычи алмазов, параллельно показывается судьба рыбака Соломона Ванди (Джимон Хонсу), который пытается найти свою пропавшую семью. И вновь мы видим, насколько мелка жизнь одного человека, насколько он ничтожен перед беспощадной машиной, которой нужна только нажива, а люди для неё лишь ресурс. И ладно бы это были обычные кухонные разговоры о бренности человеческого бытия. Перед нам разворачивается душещипательная история, которых в те времена было предостаточно, а судьба Соломона - одна из многих сотен и тысяч ей подобных. И это всё происходило на самом деле.

Кадр из фильма "Кровавый алмаз" (2007)
Кадр из фильма "Кровавый алмаз" (2007)

Спустя долгое время (а также один ромком и фильм про евреев времен нацистской оккупации) Цвик вновь возвращается к истории США, а именно временам Холодной войны. В этот раз нам рассказывают о легендарном шахматисте Бобби Фишере (Тоби Магуайр), который пытается стать лучшим в мире, обыграв не менее легендарного Бориса Спасского (Лив Шрайбер), в фильме "Жертвуя пешкой" (2014).

Кадр из фильма "Жертвуя пешкой" (2014)
Кадр из фильма "Жертвуя пешкой" (2014)

Абсолютно понятен контекст битвы двух шахматистов - это не просто война в спортивной дисциплине, это также и сражение Холодной войны. Они оба это понимают, но, на самом деле, им глубоко на это плевать. С некоторой псевдо-документальной достоверностью нам показывают одиозные выходки Фишера, которые со стороны могут вызывать лишь досаду и раздражение. Но Цвик впервые глубокого проникает в личность своего героя, показывая нам обратную сторону медали под названием гениальность. Постоянные мании, фобии, комплексы, чувство паранойи (порой не беспочвенной в условиях правления Никсона) - вот чем приходиться расплачиваться, пытаясь добраться до мирового олимпа шахматного мира.

Кадр из фильма "Жертвуя пешкой" (2014)
Кадр из фильма "Жертвуя пешкой" (2014)

Но что личное сражение для одного, отличный повод пропаганды для других. Учитывая катастрофические военные потери во Вьетнаме, американская машина направляет свой могучий взор именно на противостояние шахматистов, дабы сбавить градус общественного недовольства. И мигом шахматы становятся всенародно любимыми (как это было после премьеры сериала "Ход королевы" (2020), тысячи людей вдруг начинают играть и интересоваться этой игрой, хотя до этого им не было никакого до этого дела. Не был интересен и Фишер, который не единожды пытался стать лучшим в мире, но никто про это не знал, и тут он вдруг становится надеждой нации.

Кадр из фильма "Жертвуя пешкой" (2014)
Кадр из фильма "Жертвуя пешкой" (2014)

Вновь нам показывают, как личность, даже знаменитая, становится лишь орудием в руках сильных мира сего. Никому не интересны его личные проблемы, всем плевать на психические расстройства - пока он приносит пользу, всё будет сделано как он захочет. И лишь идеологический враг в лице Спасского ему ровня, именно он его понимает как никто другой. Во многом потому, что он тоже жертва машины пропаганды.

Кадр из фильма "Жертвуя пешкой" (2014)
Кадр из фильма "Жертвуя пешкой" (2014)

Безусловно, в других работах Эдварда Цвика в большей или меньшей степени тоже затрагиваются подобные темы, о которых было сказано выше. Но именно эти 5 картин выстраиваются в одну целостную картину мира, где есть один герой и реальные события, и как он оказывается в них втянут, иногда даже не по собственной воле. И везде присутствует война как неотъемлемый атрибут жизни человека, как само собой разумеющееся, без чего нельзя представить нашу историю. В принципе, оно так и есть, учитывая количество военных конфликтов за последние пару сотен лет. И режиссёру интересно, как ведет себя человек в тех или иных условиях: что он делает в мирные будни и как ведет себя, когда его жизни угрожает опасность. Как ни странно, выполняет он вполне очевидные вещи - живет и пытается выжить.

Друзья, я буду рад любой форме обратной связи! Подписывайтесь, ставьте лайки, пишите свое мнение в комментариях! Смотрите только хорошее кино! 😉