Найти в Дзене

Дефицит хороших людей

Оглавление

В Шаталовском детском доме живет 54 ребенка от 4 до 17 лет. С ними и работала выездная медицинская бригада фонда «Дорога жизни» 5-6 июня 2021 года.

Про детский дом

– Шаталовский детский дом-интернат находится в Смоленской области и подведомствен областному министерству образования. По сути, это обычный детский дом, — рассказывает руководитель фонда «Дорога жизни» Анна Котельникова, — из которого выпускники обычно выходят в реальную, повседневную жизнь, не попадая ни в какие интернаты для детей-инвалидов, ПНИ и другие подобные учреждения.

В детские дома дети попадают с 4-5 лет и живут до совершеннолетия, хотя многие воспитанники выпускаются после 9 класса общеобразовательной школы. У этих детей нет семьи, и поэтому государство обеспечивает их и дает им возможность жить под крышей какого-то учреждения – либо детского дома, либо колледжа или вуза.

Дети

Почему медики поехали в Шаталовский детский дом?


Руководитель фонда «Дорога жизни» Анна Котельникова:

– Изначально мы говорили о том, что медицина сирот необходима тем детям, которые имеют особенности развития, детям с физической инвалидностью, с хроническими проблемами. Такие сложные дети живут обычно в домах-интернатах для детей-инвалидов, а не в обычных детских домах. Но так как у нас есть программа «Брошенные дети в больнице», куда попадают обычные, нормотипичные дети, то нам важно было понять, как обстоят дела со здоровьем у детей в обычных детских домах.

-2

Так как Смоленский регион был согласен сотрудничать с фондом, причем, открыв нам двери сиротских учреждений различных типов, а не только тех, где живут дети-инвалиды, то нашей задачей было выяснить, насколько медицина сирот важна и нужна и для таких детей, и какие врачи нужны, прежде всего.

Врачи

Кто из врачей был включен в выездную бригаду?

Анна Котельникова:

– Изначально состав бригады врачей определяет руководитель выездной бригады, педиатр Наталья Владимировна Гортаева. Она изучает списки воспитанников, где указаны их диагнозы, сама связывается с учреждением и задает вопросы. Вместе с директором детского дома Наталья Владимировна решает, какие врачи нужны детям. Цепкий взгляд нашего педиатра нужен для того, чтобы включить в состав бригады не только тех врачей, которых просит руководство детского дома, но и тех, которые, по опыту работы Натальи Владимировны, также очень нужны, хотя учреждение их и не запрашивает. Вроде бы, врачи едут в обычный детский дом, и может показаться, что реабилитолог или окулист, например, там не нужен, но на деле оказывается, что эти врачи нужны и нужны очень.

В Шаталовском детском доме в этом выезде работал стандартная команда врачей – основные специальности, которые необходимы для того, чтобы понять, каково состояние здоровья ребенка и что с ним происходит.

С сайта фонда «Дорога жизни»

«За два дня медики – педиатр Наталья Гортаева, офтальмолог Раиса Васильева, оториноларинголог Елена Павликова, невролог Иван Суворов, кардиолог Алексей Аркадьев, ортопед Андрей Бутенко и реабилитолог Александр Фокин – осмотрели 45 детей. Психиатры Ольга Атмашкина и Денис Белецкий, клинический психолог Ксения Сибирякова и дефектолог Анна Левина проконсультировали 23 ребенка.

Врач ультразвуковой диагностики Иван Кротов провел всем детям ультразвуковые исследования. Также были сделаны и ЭКГ-обследования».

-3

Очки, педзапущенность и дефицит кадров

Какие основные проблемы увидели медики выездной бригады?

Офтальмолог Раиса Васильева:

– Основные проблемы учреждения, как и обычно, в скорости попадания ребенка к оптометристу и качество осмотра веерного диспансерного осмотра. Иногда от момента беглого осмотра до момента попадания к нормальному врачу проходят месяцы, а то и годы. Данные о пройденной диспансеризации поступают в ДДИ с заметной задержкой, и от момента выявления проблемы до ее решения проходит достаточно длительное время.

-4

То есть, в идеале, при выявлении проблемы ребенок должен быть осмотрен после месяца-полутора после диспансерного осмотра. В Шаталовском детском доме эта преемственность заметно поломалась, и дети не доходят до полноценных осмотров, даже те дети, у которых есть проблемы со зрением. Если это не совсем из рук вон плохо, то проблемы со зрением вообще остаются незамеченными, потому что или ребенок не обращает особенного внимания на это, или же, если даже он обращает внимание, ребенка не слушают и не слышат. Отмечу, что это системная проблема, а не только особенность Шаталовского детского дома.

Клинический психолог Ксения Сибирякова:

– Общее впечатление от ДД в целом не совсем благоприятное. … Дети, дошкольного возраста не посещают образовательные учреждения, так как детский дом относится к системе образования и подразумевает самостоятельную организацию детей.

Также в рамках дополнительного и трудового образования есть сложности с кадровым составом: имеющиеся мастерские не работают, так как нет педагогов.

На базе детского дома функционирует территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия (ТПМПК) и Ресурсный центр, занимающийся содействием семейному устройству детей. Однако для полноценного выполнения всех задач у учреждения недостаточно кадров, в частности в социально-педагогической службе.

Там работает три социальных педагога и один психолог на 0,5 ставки, хотя штатным расписанием предусмотрено 3 единицы. Также часть специалистов психолого-педагогической службы совмещает работу в нескольких структурных подразделениях: логопед из ТПМПК занимается с дошкольниками, помимо работы в комиссии, дефектолог отсутствует (в настоящее время есть специалист, который проходит обучение на эту должность), один социальный педагог обучается немедицинской психотерапии…

Продолжение читайте на сайте фонда: https://doroga-zhizni.org/deficit-horoshih-ljudej.html