16,7K подписчиков

Капсульный отель вместо привычного плацкарта

21K прочитали

Мы в деталях рассмотрели экспериментальный вагон с капсулами. Выглядит это вот так, и большая часть полки скрыта в глубине шахматной расстановки:

Мы в деталях рассмотрели экспериментальный вагон с капсулами.

Расстановка вот такая:

Мы в деталях рассмотрели экспериментальный вагон с капсулами.-2

Архитектура этого вагона не привязана к модулям плацкартов и не ограничена прямоугольной компоновкой мест. Поэтому сделали диагональное расположение мест в обе стороны от прохода.

Мы в деталях рассмотрели экспериментальный вагон с капсулами.-3

Что это такое

Как обычно, когда демонстрируется прототип вагона (а этот несколько дней показывался на ВДНХ), люди сразу думают, что он такой пойдёт в серию. На самом деле цель Трансмашхолдинга — показать разные варианты вагонов и собрать максимум данных о том, что нравится и что не нравится пассажирам. Но граждане к такому не привыкли, потому что мнение у них спрашивают редко. В том числе и про вагоны. Итак, основные ограничения:

  • Это прототип из временных материалов, который выглядит как половина вагона (целый делать не стали). Единственная его задача — визуализировать интерьер, чтобы можно было смотреть не на схемы или картинки, а пощупать всё в реальном мире.
  • ТМХ делает вариант интерьера, показывает его экспертному сообществу, заказчикам (проводникам и работникам железной дороги), пассажирам. Первые два шага уже сделаны, и на втором мы видели, что они реально очень много чего меняют. Третий шаг выглядит уже не как попытки доработать имеющиеся вагоны, а как полноценная переработка с учётом накопленного опыта. Планируется ещё одна радикально отличающаяся от привычной компоновки «ёлочка» позже. После этого будет делаться выбор, и в финал войдёт симбиоз всего хорошего из каждого прототипа.
  • Это компоновка вагона экономкласса, то есть она должна вмещать столько же человек, сколько плацкарт. В данной ситуации населённость вагона 56 человек, это на два человека больше, чем требуется по техзаданию.
Полномасштабный макет первого капсульного некупейного пассажирского вагона РЖД и ТМХ на туристическом форуме «Путешествуй!» в Москве
Полномасштабный макет первого капсульного некупейного пассажирского вагона РЖД и ТМХ на туристическом форуме «Путешествуй!» в Москве

Вот так выглядит багажная зона:

Мы в деталях рассмотрели экспериментальный вагон с капсулами.-5

Вот крепления для лыж и велосипедов:

Мы в деталях рассмотрели экспериментальный вагон с капсулами.-6
Мы в деталях рассмотрели экспериментальный вагон с капсулами.-7
На этом месте может быть автомат с недоедой и газировкой:
На этом месте может быть автомат с недоедой и газировкой:

Вагоны делаются для возможности автономной работы, но при этом по умолчанию предполагаются в сцепах по два.

В конце вагона будет душ и два туалета по разные стороны от прохода. Основная часть модели — изменённые спальные места и вообще индивидуальные «капсульные номера».

Мы в деталях рассмотрели экспериментальный вагон с капсулами.-9

Капсульные номера

За счёт увеличения габарита вагона стало можно увеличить и длину полки. Обычная полка плацкарта имеет длину 170 сантиметров, боковушка — 173 сантиметра. Это причина, почему патологоанатомы иногда ловят флешбэк прихода на работу при посадке в плацкартный вагон — если тело пассажира длиннее этой сакральной величины, ненакрытые ноги часто торчат в проход в лица тем, кто идёт по вагону. Длина новой полки — 188 сантиметров (95% пассажиров умещаются целиком с учётом подушки). Компоновка нужна шахматная, чтобы увеличить населённость.

Мы в деталях рассмотрели экспериментальный вагон с капсулами.-10
Все капсулы закрываются занавесками полностью
Все капсулы закрываются занавесками полностью
Вот так выглядит часть для ног, в ней столик. То есть у вас в столике чьи-то ноги, но хорошо заизолированные.
Вот так выглядит часть для ног, в ней столик. То есть у вас в столике чьи-то ноги, но хорошо заизолированные.
А вот столик
А вот столик
Вот ещё вид сверху, здесь более понятно, как расположены полки
Вот ещё вид сверху, здесь более понятно, как расположены полки
Мы в деталях рассмотрели экспериментальный вагон с капсулами.-15

После размещения полок по вагону стало нужно размещать всё остальное. Изучив, что делает пассажир в поезде, стало понятно, что ему критично иметь под рукой 220 В для ноутбука, USB для телефона и качественное персональное освещение. В итоге сначала пришли к занавескам по контуру полок, а потом вот к этим капсулам, где освещение тоже изолируется только у вас, и если вы хотите читать — никому не мешаете.

Индивидуальное освещение
Индивидуальное освещение
Мы в деталях рассмотрели экспериментальный вагон с капсулами.-17

Панель управления на столике (включатель, выключатель и USB-розетка: как и раньше, в вагонах ТВЗ 220 В не поднимается выше уровня 1 метра).

Следующее, что беспокоило пассажира, — это ручная кладь. Лучше всего было лежать на ней, когда она лежала в рундуке под полкой. Надёжно и практично. Но рундуки сначала не уложились в нормы санитарии по уборке вагона, а потом на них подозрительно посмотрели безопасники и дали новые рекомендации по количеству укромных мест в вагонах. В итоге рундуков не стало, а желания пассажиров никуда не делись. Теперь ручная кладь лежит прямо за вами, внутри «номера» за полкой. Точнее, можно поставить туда вещи, а можно опустить туда ноги и смотреть в окно.

Вот это место для ручной клади
Вот это место для ручной клади

Есть отдельное место для одежды. С ним тоже важный момент: опять же, по обратной связи выяснилось, что лучше всего потайные крючки, которые не выпирают и не создают препятствий. И вешать пассажиру надо не только пальто, а ещё пиджак и брюки.

Крючки для одежды
Крючки для одежды

Столики не открываются, они по факту — продолжение стеновой панели.

Естественно, такая компоновка в принципе была бы невозможна с общим большим окном. Окна разделили. Теперь у каждого пассажира своё окно. При этом окна нужны не только, чтобы смотреть в них на багульник и читать названия станций, но и чтобы эвакуироваться.

Мы в деталях рассмотрели экспериментальный вагон с капсулами.-20

Новые окна всё ещё подпадают под нормы возможности эвакуации, но это как раз та часть, которая будет досчитываться. Будут отдельные эвакуационные окна и молотки, сделанные так, чтобы их не хотелось своровать (то есть подходящие только для разбивания окон). При этом окна не предусматривают открывающиеся форточки, вентиляция только через воздуховоды и через систему очистки (пакет УФ-ламп в кондиционере). В прошлом модульном вагоне вентиляция была регулируемая по типу как в самолёте, а здесь всё заподлицо у оконных панелей, регулироваться не будет. Возможно, вагоны нужно будет оснащать вторым кондиционером (он доготавливает забортный воздух и гонит его по системе).

Мы в деталях рассмотрели экспериментальный вагон с капсулами.-21
Лестницы новой формы, не самые удобные, чтобы ставить ногу, но зато очень безопасные
Лестницы новой формы, не самые удобные, чтобы ставить ногу, но зато очень безопасные
Мы в деталях рассмотрели экспериментальный вагон с капсулами.-23
Мы в деталях рассмотрели экспериментальный вагон с капсулами.-24
Бортовая сеть, как и раньше, это 220 В, а не «домашние» 230 В, потому что стандарт дома обновили, а стандарт поезда всё ещё 220. Заземление возможно на рельс или на систему уравнивания потенциалов. Пока это не проектировалось, но, кажется, если вы приложите голову к рельсу послушать, идёт ли поезд, реквием не услышите.
Бортовая сеть, как и раньше, это 220 В, а не «домашние» 230 В, потому что стандарт дома обновили, а стандарт поезда всё ещё 220. Заземление возможно на рельс или на систему уравнивания потенциалов. Пока это не проектировалось, но, кажется, если вы приложите голову к рельсу послушать, идёт ли поезд, реквием не услышите.

Отдельного модуля для эвакуации не будет. Сейчас рассматриваются варианты с откидывающимися полками и эвакуацией из зон общего доступа в пассажирском салоне. Например, во входной группе окна стандартного крупного размера.

Проектирование

На этот раз получилось узнать, как именно проектируются такие прототипы. Пресс-служба ТМХ прислала три следующих фотографии из лаборатории, где очень хорошо видно, что делаются габаритные макеты, которые потом несколько раз переделываются:

Мы в деталях рассмотрели экспериментальный вагон с капсулами.-26

Как видите, показывать такое публике нельзя, но для тестов картон идеально подходит — можно оценивать эргономику на ходу и сразу смотреть, где какой кабель, где какая трасса, где розетка, где выключатель.

Мы в деталях рассмотрели экспериментальный вагон с капсулами.-27

Задача была показать разные концепции и собрать мнения пассажиров и экспертов по каждой. Эта концепция показывает, как можно сделать, отбросив привычные ограничения. Задача же была — сделать максимально изолированные капсулы, сохраняя населённость вагонов. Следующий шаг — компоновка «ёлочкой» по диагонали с сохранением похожей эргономики. Это потому что сейчас пассажиры не очень любят боковушки, а тут целый вагон боковушек, по сути. В следующем будет целый вагон диагоналей.

Больше всего в этой истории радует то, что, кажется, это первая длинная история с интерьерами вагонов, где их сначала показывают тысячам людей и всем заинтересованным сторонам, а уже потом пускают в производство. Понятно, что большая часть пассажиров далеко не эксперты, но это гораздо лучше, чем не показывать.

Спасибо Валерии Шарафутдиновой (ТМХ) за ответы на наши вопросы.