Конквистадор ХХ века (продолжение)
Три месяца итальянцы сидели на линии от Сиди-Баррани (у моря) до пустынного оазиса Бир-Софари — ждали, когда службы снабжения построят новую широкую ровную дорогу и подведут водопровод, ибо без этого в Африке не воюют (это внезапно не сарказмЪ — в итоге всё оно поднагадит и немцам). Всё это время под широкою дланью маршала Грациани оставалось 150 000 человек, 1600 орудий, 600 танков и 331 самолет.
Беда же их всех была в том, что Уэйвелл и О'Коннор всего этого времени зря не теряли. 4-ю индийскую дивизию 12 декабря 1940 года перебросили в Судан (там намечалось вторжение в Эфиопию, и люди, устойчивые к тропическому климату, сильно требовались), зато на ее место прислали ударных частей — 6-ю австралийскую пехотную дивизию и 7-й танковый полк (тот самый, первый батальон которого испужал Роммеля под Аррасом своими «матильдами»). Итого к началу задуманного контрудара британцы имели 36 000 человек, 120 пушек, 275 танков и 142 самолета.
Фигня была в том, что по главным средствам боя в пустыне — танкам и самолетам — британцы уделывали супротивников в качестве. Ежели основной итальянский истребитель-биплан Fiat CR.42 («Фалько») еще как-то мог конкурировать с английским бипланом Gloster SS.37 («Гладиатор») на равных, то основной британский истребитель (и уже моноплан) Mk1 («Харрикейн») делал его, как стоячего. И даже итальянский «охотник»-моноплан Fiat G.50 («Фречча») «харрикейнам» уступал по многим характеристикам, особенно вооружению (два пулемета супротив четырех мелкокалиберных пушек).
В танках же всё было «еще более сугубо» — итальянская танкетка (даже не танк) L3/33 и «типа танк» M11/39 не были серьезными соперниками (ни по скорости, ни по броне, ни по вооружению) даже старым английским «крейсерам» (Cruiser — крейсерский танк) Mk I, Mk II и Mk III, не говоря уже о «матильдах» 7-го полка, которые щелкали их на завтрак, обед или ужин.
Посему О'Коннор и построил план внезапного удара на скорости, огневой мощи и мобильности (будучи чисто пехотным генералом, как, кстати, и Роммель — видимо, таланту специализация не мешает; впрочем, он имел опыт службы в Индии, в Пешаваре, жарких и засушливых землях). Воспользовавшись тем, что итальянцы устроили свои позиции в виде изолированных и далеко отстоящих друг от друга укрепленных пунктов, британцы, напавшие 9 декабря 1940 года (операция «Компас»), «бронированным кулаком» взлупливали один, потом перекатывались к другому — и так пока не перелупцевали все.
С моря помогал главным калибром флот, безусловно господствовавший на Средиземном море. К 3 января 1941 года всё, что осталось от 10-й армии, укрылось в «крепости» Бардия, которая, однако, сама капитулировала после «битвы» 2-5 января (брала ее уже не Армия «Нил», а с 1 января 13-й армейский корпус). 9 января был окружен Тобрук, а 21 января и он сдался после штурма, устроенного О'Коннором. После сего британцы метнулись к Бенгази, который итальянцы даже не стали оборонять, а затем перехватили драпавших у Эль-Агейлы, «добив в танце».
Всего же к 9 февраля, когда операция «Компас» закончилась, англичане набили 3000 убитых, 115 000 пленных, 280 уничтоженных и 120 захваченных танков, 1092 уничтоженных и 200 захваченных орудий, 249 самолетов, сами потеряв 500 убитых, 1373 раненых, 55 пропавших без вести и 15 самолетов. Так «глубоко и жидко» итальянцев не унижали ни негры при Адуа, ни немцы у Капоретто, слова «позорищный позор» очень слабо отражают «мрачную атмосферу», воцарившуюся в Италии. Гордо отказавшийся в декабре от помощи Хитлера Муссолини решал, как теперь поунижаться поэффективнее. На очереди было падение Триполи и полный вынос итальянцев из Северной Африки, но «спасли греки».
Как ни геройствовали оные козопасы в горах супротив итальянцев, а в январе 1941 года им таки понадобилась подмога. Британцы предложили ее, приостановив наступление после взятия Бардии, но тогдашний «коньякобрендифюрер» страны Иоаннис Метаксас (который был «един в лицах» премьер-министр, глава МИДа, военный министр и министр образования — короче, квазифашист обыкновенный) испужалси и не согласилси. Впрочем, он помре уже 29 января 1941 года, и новый «мультиминистр» (унаследовавший все посты покойника) Александрос Коризис, согласился на ввод англо-войск (отдавая себе отчет, что сие вряд ли уже поможет — ибо в таком случае в войну вмешается Германия, но «альтернативы не было»).
По этому случаю Уэйвелл и завершил «Компас», ибо взять войск для посылки в Грецию, кроме Африки, ниоткуда не было. Существует мнение, что сие была рАковая ошибка — надо было-де «добивать фашистского зверя в африканском логове», оно бы и грекосам помогло в итоге. Но ваш кое-кем из вас слегка уважаемый автор имел по сему поводу на одном из форумов в доисторическую эпоху серьезный срач «альтернатив», в котором доказал, что «цифры не бьются» — итальянцы, а что самое главное, немцы успевали высадить свои подкрепления в Триполи, где усталые и недовольные гонкой по пустыням «орлы О'Коннором» стали бы тупо легкой добычей этого «свежака». Ибо Муссолини такиж кинулся в ноги Хитлеру и слезно рыдал, добившись 6 февраля 1941 года посылки в Африку двух германских дивизий (среди них одной танковой), возглавить которые и было суждено нашему «призрачному герою» — Йоханнесу Эрвину Ойгену Роммелю...
(Продолжение следОВАет)