Найти тему
СССР-75737

Самолеты-памятники. Почему так всё плохо?

В 70-80 годах прошлого века была мода ставить списанные самолеты в качестве памятников. Список стоявших в парках или в пионерлагерях Ил-18, Ан-10 и Ту-104 огромен. А вот сохранилось крайне мало.

В представлении большинства достаточно поднять самолет на пьедестал и всё замечательно - самолет сохранили!

В силу моей деятельности я уже видел многие самолеты-памятники внутри. И из опыта могу сказать следующее: такая установка к сохранению не имеет никакого отношения.

Первая проблема это конечно вандализм. Ещё ни один борт в целостности мне не попался. Даже ни смотря на то , что самолеты стояли на видном месте и где-то рядом была охрана. Причем иллюминатор штука крепкая, как им удавалось их разбить совершенно непонятно.

А вот про вторую проблему вообще как-то говорить не принято. Это коррозия.

Дело в том, что в старом самолете с неизбежностью скапливается влага. Для её удаления делают дренажные отверстия, но со временем они забиваются грязью.

Также влага копится под обшивкой салона.

В итоге начинается коррозия силовых элементов, что может привести к деформации фюзеляжа.

-2
-3
-4
-5

И когда возникает потребность в той территории на которой находится самолет- памятник например под стоянку, собственник увидев разруху и коррозию совершенно не раздумывая отдает самолет металлоломщикам.

Или же утилизация происходит после внезапного пожара.

Можно сколько угодно ругаться на руководство аэропортов, парков или баз отдыха за распил самолетов-памятников, но объективно самолет не рассчитан на хранение в подобных условиях. Для того чтобы борт действительно сохранился, нужна охраняемая территория и регулярный осмотр и обслуживание. И ещё желателен ангар.

Поэтому именно создание полноценных музеев это единственный способ сохранить исторические самолеты для будущих поколений.