Начало здесь: Нашел себя - найди призвание. Часть 1. Три подхода к предназначению
Сначала что-то нелепо потерять, а затем, героически преодолевая трудности, отправляться это искать – знакомый сюжет?
Иван-царевич сжигает лягушачью кожу, Марьюшка не просыпается, когда израненный Финист – ясный сокол бьется в ее окно, а Ева, несмотря на предостережение, откусывает от запретного плода. Сюжет обретения утраченного встречается в мифах и сказках достаточно часто.
В классификации драматических ситуаций французского литературоведа Жоржа Польти этот сценарий назван «Роковая неосторожность».
В реальной жизни подобное происходит не менее часто (а иначе откуда взялись бы архетипические сюжеты?). Вот только обычно никто не предупреждает: «Не пей из копытца – козленочком станешь».
И мы пропускаем опасную веху, не замечая и не понимая, что уже что-то потеряли.
С поиском своего предназначения очень часто именно так все и обстоит.
Рождается ребенок – не совсем чистый лист, конечно, но еще не обремененный набором взрослых штампов и ограничений. Растет, развивается, пробует этот мир на вкус и на ощупь, узнает про себя, что выводить пальцем узоры в мокрой глине, сидя посреди подсыхающей лужи, ему приятно, а манная каша с комочками вызывает отвращение. Или наоборот.
Затем на детский, активно впитывающий все новое, мозг обрушиваются установки, запреты, советы, рекомендации, родительские ожидания и разочарования, маркетинговые кампании и образцы подражания из окружающей среды. В какой-то момент изрядно повзрослевший ребенок обнаруживает, что уже который год ест нелюбимую манную кашу в виде скучной работы, надоевшего быта или токсичных родственников, а ковыряться в грязи давно расхотелось – и вообще, это фу и бяка.
Обычно где-то на этом этапе, наевшись невкусной жизненной каши досыта, люди решают вернуться к истокам и разобраться, кем им хотелось стать раньше и надо ли кем-то становиться.
В предыдущей статье я приводила и подробно рассматривала классификацию отношений к существованию призвания и необходимости его поиска. Повторю вкратце:
1. Все предопределено, ничего искать не нужно.
2. Есть заранее заданная цель, миссия, которую желательно исполнить и/или ключевые вехи на пути, остальное на свое усмотрение.
3. Полная свобода выбора.
В дальнейших рассуждениях я буду касаться второго и третьего пунктов, так как людям из первой категории советы определенно не нужны.
Итак, начинаем искать свое предназначение. Хорошая новость: сносить три пары железных башмаков и сжевать три каменных хлеба для этого не обязательно.
Попробуйте ответить себе на 5 вопросов. Лучше, если вы куда-то запишете ответы – так будет нагляднее.
1. О чем вы мечтали.
В основном – в детстве, до подросткового возраста. Если какие-то глобальные мечты (касающиеся того, как жить и кем быть, а не что иметь) и жизненные цели есть и сейчас, выписать их тоже и сравнить.
Я в 6 лет хотела стать ветеринаром. Эта мечта бесследно исчезла после того, как мне рассказали, чем на самом деле занимаются ветеринары, особенно на селе. Позже, около 9 лет, мечтала стать писателем и художником – чтобы самой иллюстрировать свои книги. К 14 годам появилось решение (мечтой это уже можно назвать с натяжкой – слишком много рационального в нем было) выбрать профессию педагога. Поступила я в итоге в педагогический на физмат, по специальности (учителем математики и информатики) работала, на данный момент из профессии ушла и обратно не хочу.
2. Во что играли.
Тут все просто: любимые игры и игрушки того же периода. Компьютерных игр в моем детстве не было, но из их сюжетов и ролей (при наличии выбора) тоже можно сделать какие-то выводы.
Я в детстве лечила игрушечных зверей, разыгрывала с ними сценки из прочитанных книг или придумывала сама. Однажды, года в четыре, весь день играла в полную приключений жизнь… смерча. Подробностей не помню, но чувство легкой зависти к этому персонажу и его насыщенной событиями жизни у меня оставалось довольно долго. С куклами играла мало, в основном – в школу. Никаких семейных драм, свадеб и шопинга (это становилось частой причиной разногласий с подружками, любившими сюжеты на основе Санта-Барбары).
3. Как взаимодействовали с социумом.
Попробуйте уловить общие поведенческие сценарии – в садике, в школе, с незнакомыми людьми.
Я охотно знакомилась с новичками в коллективе: первая пыталась с ними подружиться, знакомила с укладом микросоциума, в который они попали, выполняла роль проводника. Практически всегда освоившиеся новички со мной дружить переставали и находили компанию по интересам. Меня-подростка это огорчало, пока не смогла уловить эту тенденцию.
4. Чем занимаетесь в свободное время, как отдыхаете.
Здесь я не стану особо разграничивать «тогда» и «сейчас». Попробуйте перечислить вообще все, что нравится или нравилось когда-то. Особенно обратите внимание на заполнение мелких вынужденных пауз в работе или делах – что вы делаете, когда времени для осознанного занятия хобби недостаточно?
Я много и запоем читала, мечтала с таким же энтузиазмом, создавая в воображении миры и сюжеты. Много рисовала до школы; затем пошла сначала на кружок рисования, затем в художественную школу – и рисовать для удовольствия стало некогда и неохота. Чтение книг со временем превратилось в скроллинг статей в интернете, а в свободные промежутки я строчила сообщения на форумах (разной направленности в разные периоды) и охотно «учила жизни» новичков, в десятый раз разжевывая очевидные вопросы. Ничего не напоминает?
5. Что у вас хорошо получается и что из этого приносит радость.
Очевидный пункт, не требующий особых пояснений, и самый обширный для меня список, который я не стану приводить полностью. Я легко и с интересом учусь, но быстро теряю интерес к делу, достигнув первых результатов. Могла бы включить в него разведение кактусов или бисероплетение, но не занималась этим уже лет двадцать. Из последнего опыта:
- быстро осваиваю функционал компьютерных программ и в общих чертах разбираюсь в новых темах,
- умею составлять инструкции «для чайников» (как правило, после выполнения предыдущего пункта),
- могу оформлять тексты по ГОСТу и сама действовать по инструкции,
- пишу – стихи, прозу, публицистику,
- рисую и владею несколькими видами декоративной росписи,
- фотографирую, могу обрабатывать фото и видео.
А вот нравится мне делать далеко не все из этого списка. Например, бюрократию и работу в заданных рамках я не приемлю всей душой, стараюсь избежать, где это возможно, и добровольно за составление библиографического списка никогда не сяду. Результат в живописи или видеомонтаже меня может обрадовать (хотя часто я отношусь к нему очень критично), но сам процесс кажется утомительным и происходит только ради итога. Получаю удовольствие от самой деятельности я чаще всего, когда пишу и фотографирую (правда, стараясь не думать о том, что придется обрабатывать фотографии).
После того как все ответы записаны, нужно попробовать выявить в них общие закономерности.
В моем случае через все пункты проходят темы создания историй и передачи знаний новичкам. Собственно, чем я сейчас и занимаюсь.
Если у вас получилось найти такие параллели, вероятно, где-то в этой области и находится ваше призвание – ведь это всегда, независимо от парадигмы его восприятия, то, что нравится, что приносит удовольствие и в основном наполняет энергией, а не расходует ее. Если при этом вы являетесь приверженцем концепции частичной детерминированности судьбы – сочетание получится идеальным. Нет – что ж, можно идти и в другую сторону. Усилий, скорее всего, затрачено будет больше, но вообще же никто не запрещает.
Если все ответы оказались не связанными друг с другом и никаких закономерностей уловить не удалось, остановитесь только на пятом пункте. Он поможет уточнить ваше нынешнее положение и выбрать ту сферу, которая будет выполнять роль призвания на данном этапе вашего развития. С возрастом и опытом люди меняются – их увлечения и жизненные приоритеты меняются тоже, это нормальный и естественный процесс. Через некоторое время задайте себе эти же вопросы еще раз и заново переопределите свои жизненные координаты.
Главное, чтобы то, что вы решите считать своим предназначением, вас окрыляло.
Летайте!
Возможно, вам будет интересно: Нужно ли вам искать себя? 3 точки для самопроверки