Вершиной в иерархической системе познающих (когнитивных) операций является процесс мышления, т. е. процесс формализации ( структурирования) текущей информации в логические структуры, что есть собственно, знание. Процесс формализации осуществляется посредством интеллектуальных операций - анализа, сравнения, синтеза. Мышление возникает когда выявляется несоответствие между ожидаемым событием и фактическим. Оно позволяет понять причину появления этого несоответствия (поставить диагноз), и в итоге актуализировать определенное знание.
«По мере того как в процессе мышления складываются определенные операции — анализа, абстракции, синтеза, по мере того как закрепляются у человека в устойчивые механизмы, формируется мышление как способность» Пиаже
"Операциями называются интелпектуализированные действия, которые обратимы, то есть могут выполняться в противополож- ньіх направлениях. В итоге они скоординированы в общие структурьі, и эти структуры — источник чувства внутренней необходимости» Ж. Пиаже
Операции мышления: сравнение, анализ, абстрагирование, синтез
Операции сравнения. Теория персональньых конструктов Джоржа Келли
Явления мира сначала познаются путем элементарной операции сравнения. Выявляя тождество и различия, операция сравнение приводит к классификации явлений мира по принципу биполярного дуализма: плюс—минус; эгоист—альтруист, добро—зло; эволюция—инволюция и др. Это заложено в природе классификации: не может быть фигуры вне контрастирующего фона.
"Когда все соглашаются, что добро - это хорошо, зло уже появилось. С той же взаимностью возникает бытие и небытие" Лао Цзы
Согласно представлениям выдающегося американского психолога Джорджа Келли, человек исследует реальность на основе опреде— ленным образом организованного субъективного ментального опыта, представленного в виде системы персональных биполярных конструктов - классификационных систем, которые являются средством логической организации ментального опыта человека. Конструкт — это биполярное образование, построенное по принципу оппозиции: каждый объект имеет свою противоположность, если есть "хорошее" должен быть образован класс "плохое", если есть "высокое", то должно быть "низкое".
"Тождество и различие, основные категории рассудочного познания, выступают сначала как внешние отношения. Более глубокое познание требует раскрытия внутренних связей, существенных свойств. Это осуществляется другими сторонами мыслительного процесса - прежде всего анализом и синтезом" выдающийся отечественный психолог Сергей Рубинштейн
Операция "анализ" — операция отделения существенных элементов от несущественных, то есть выделение деталей, часто не явных, как правило скрытых и поэтому характеризующих существенное в структуре проблемы. Именно такие элементы имеют решающее значение для понимания сути задачи. Существо любой проблемы никогда не лежит на поверхности, оно завуалировано покрывалом иллюзии. Таков закон нашего мира, истину нужно добыть, она часто на конце иглы. То, что преподносится и намеренно «вопиет», не имеет к существу вопроса никакого отношения. Иллюзия умеет скрывать главное покровом отвлекающих сигналов, она раставляет сети, а мышление их распутывает посредством операции анализа, то есть препарирования ситуации. При этом анализ использует процедуру "абстрагирования"- отвлечения.
Операция "абстрагирование" — это часть анализа, отличающая несущественные, маскирующие обстоятельства и отделяющая, таким образом, существенное в ситуации.
Сложность определения структуры задачи, как ее сущности, заключается в сложности анализа противоречивых фактов. В противоречивости заключена вся сложность. Анализ «распутывает клубок противоречий» в некую обусловленную структуру. Анализ «любит», чтобы все было четко и ясно, а не беспорядочно и сложно. Он концентрируется на отдельных элементах и не дает иллюзорной «действительности» помешать ему. Он инструмент дифференциации, классификации. Анализ дает человеку понимание элементов проблемы по частям.
Признаки структуры выделяются мышлением посредством операций анализа и абстрагирования.
‹Мышление заключает в себе анализ и отвлечение. В то время как грубый эмпирик созерцает факт во всей его цельности, оставаясь перед ним беспомощным и сбитым с толку, если этот факт не вызывает в его уме ничего сходного или смешного, мыслитель же вычленяет данное явление и отличает в нем какой-нибудь определенный атрибут. Этот атрибут он принимает за существенную сторону целого данного явления»'. У. Джемс
Операция «синтез» — это операция объединения существенньіх признаков проблемной ситуации в целостную структуру на основе осознания специфики отношений между ними. Синтез позволяет осмыслить значения анализа с системной позиции, как взаимозависимые через определенные отношения параметры. В синтезе приходит понимание существа проблемы как целого за счет осознания существа отношений элементов системы. Высшая операция мышления - синтез занимается сложными объектами с наличием множества неочевидных связей — отношений.
Структуры ключевых отношений
Возьмем для примера шахматы. Шахматная партия скорее представляет собой в высшей степени динамическую сеть отношений, куда каждая фигура входит вместе со своим потенциальными возможными ходами — ферзь со своей длинной и прямой траекторией движения, конь со своим кривым, изогнутым прыжком.... Значимость положения каждой фигуры на доске определяется как функция от общей стратегии.
Фактически в процессе размышления над ходом происходит не столько выбор вариантов, сколько видение качественных отношений между фигурами, создаваемых в результате определенного хода. Создавая модель ситуации, шахматист по необходимости отбирает только некоторые из них, наиболее продуктивные с его точки зрения. На основе учета этих отношений-связей и строится «проблемное пространство». В процессе обдумывания выявляются качества отношений. Только наличием представлений об отношениях фигур можно объяснить такие употребляемые при анализе партии термины, как «угроза», ‹защита», «подготовка хода». Появление хода среди рассматриваемых шахматистом при обдумывании есть результат установления качества отношений фигур, которые и составляют репрезентацию ситуации.
Высококвалифицированные шахматисты не очень превосходят менее сильных игроков скоростью расчета вариантов, но демонстрируют исключительную шахматную память. Например, Алехин помнил все партии (несколько тысяч), сыгранные им в турнирах. Михаил Таль после окончания тура, где он сам играл партию, диктовал по памяти машинистке тексты всех сыгранных партий.
Герберт Саймон предположил, что дело здесь не в caмих по себе способностях кратковременной памяти шахматистов, а в том, что они обладают большим количеством паттернов, описывающих типичные структуры на шахматной доске. Столкнувшись с новой позицией, хороший шахматист видит не 20-30 разрозненных фигур, а несколько знакомых конфигураций, каждая из которых включает определенное количество фигур. По мнению Саймона, результаты мастеров могут быть объяснены наличием у них в долговременной памяти большого ко— личества структур типичных позиций фигур на доске. С каждой структурой у игрока ассоциируется определенный план действий, что и объясняет успешность мастеров и гроссмейстеров в нахождении удачных ходов.
Свою идею Г. Саймон трактует широко: по его мнению, профессионалы в разных областях — менеджеры, инженеры, ученые и т. д. в результате многолетней практики образуют в своей долговременной памяти тысячи схем — структур ключевых отношений. Профессионал «видит» наиболее существенные аспекты ситуации, ее структуру, поэтому он быстро ориентируется и оценивает ситуацию. Понимание логики функциональных структур отношений появляется в результате длительного жизненного опыта. Существует проблема формулировки профессионалом знания этих функциональных соотношений, так как эти схемы часто воспроизводятся на бессознательном уровне автоматиче— ски. Специалисты не всегда могут сформулировать ту логику, на основании которой они принимают правильные решения. Решив проблему, специалист не просто увеличиваете свое знание, он разрабатывает свой метод, с помощью которого решает подобные проблемы впоследствии. Решенная проблема оказывается средством решения новых подобных задач. Компетентность становится некоторой машиной, которая включает не просто схемы, структурирующие материал, но и предполагает определенный метод, т. е. определенный способ действия при постановке проблемы.
Итак! Синтез учит видеть целое. Он ориентирован на выявление не вещей, а связей между ними, не мгновенных состояний, а зако— номерностей взаимоотношений. Синтез предполагает восприим— чивость к тонким и трудно уловимым связям, которые сообщают живым системам их уникальный характер. Он учит распознавать типы «структур›, способных самовоспроизводиться.
Логические операции мышления продолжают и часто завершают всю совокупность психических процессов постижения мира. К мышлению тяготеет все знание, полученное на базе навыков бессознательного прочтения мира — ощущений, эмоций и сознательных — восприятия, т. е. осознания образов и ментальный опыт — абстрактное понятийное знание, семантическое знание. Все это приобретенное знание должно помочь мышлению на базе его операций создать адекватную интеллектуальную модель окружающей действительности.
По мере накопления и усложнения опыта человека в практическом взаимодействии с миром происходит интериоризация предметных действий, т. е. их постепенное превращение в умственные операции (действия, выполняемые во внутреннем мысленном плане). По мере формирования интеллектуальных операций взаимодействие человека с миром все в большей мере приобретает интеллектуальный характер.
Интериоризация — перемещение внешних действий с объектами во на внутренний умственный план - оперирующий с символами этих объектов
Развитие интеллекта это подчиненный своим особым законам процесс вызревания операционапьных структур.
Стадии развития интеллекта Жана Пиаже
В развитии интеллекта Ж. Пиаже выделял пять периодов:
1) сенсомоторные проявления до появления речи: «сенсомоторный интеллект» — организация пространственных отношений, организация предметов и понятие их инвариантности, opгaнизaция причинных связей (до 2 лет);
2) «дооперациональное мышление» (от 1,5-2 до 5 лет) — происходит формирование схем действия и овладение речью, репрезентации не имеют системности и основаны на произвольном сочетании любых непосредственных впечатлений («луна ярко светит, потому что она круглая»), здесь велика роль индивидуальных образных символов, соз- данных собственным «Я» ребенка:
3) зарождение операций (начиная с 6-8 лет) — стадия наглядного интеллекта; в данном случае проявляют ceбя наглядно-интуитивные схемы, которые выстраивают причинные связи в логике очевидных на- глядных впечатлений.
Для дооперационального мышления (от 2 до 8 лет) типичны разно- образное проявления детского эгоцентризма, ставшие известными как феномены Пиаже. Ребенок не может описать ситуацию из перспективы своего собеседника.
Эгоцентризм, иначе центрация, — это специфическая бессознательная познавательная позиция, при которой построение познавательного образа диктуется собственным субъективным состоянием либо случайной, бросающейся в глаза деталью воспринимаемой ситуации (по принципу «реально только то, что я чувствую и вижу »). Ребенок испытывает трудности в контроле последовательности высказываний.
Напротив, децентрация, т. е. способность мысленно освобождаться от концентрации внимания на личной точке зрения либо на частном ас- пекте ситуации, предполагает перестройку познавательного образа по линиям роста его объективности, согласования в нем множества различных точек зрения;
Пиаже подчёркивал, что эгоцентризм уходит не тогда, когда у ребёнка становится больше опыта, а только тогда, когда он начинает осознавать, что его точка зрения лишь одна из возможных, что он не единственный центр, а один из множества центров. Этот переход от эгоцентризма к децентрации Пиаже назвал законом развития
4) период формальных конкретных операций (от 7-8 до 11-12 лет) На этом этапе ребенок не только используется символы, но и применяет их при решении логических задач. К примеру, проявляет способность к классификации предметов. Начинает осознавать сохранение вещества и обратимость операций.
5) стадия формальных операций, или рефлексивный интеллект (от 11-12 до 14-15 лет). В этом возрасте формируются формальные логические схемы, позволяющие строить гипотетико-дедуктивные рассуждения на основе формальных посылок без необходимости связи с конкретной действительностью. Следствием наличия таких схем являются способность к комбинаторике (в том числе к комбинированию суждений с целью проверки их истинности или ложности), исследовательская познавательная позиция, а также возможность сознательно проверять ход как собственной, так и чужой мысли. Эта последняя стадия знаменует окончание процесса созревания абстрактной, применимой к любому материалу ментальной логики взрослого человека.
В ходе развития элементарные структуры включаются в структуры более высокого уровня. Переход от ранних стадий к более поздним осуществляется путем особой интеграции всех предшествовавших когнитивных структур, которые оказываются органичной частью последующих. По сути дела, интеллект — это такая когнитивная структура, которая последовательно «вбирает в себя» (интегрирует) все прочие, более ранние формы когнитивных адаптаций. Если такого рода последовательная интеграция прошлых структур во вновь обра- зовавшиеся структуры места не имеет, то интеллектуальный прогресс ребенка оказывается невозможным. В частности, Пиаже отмечал, что сами по себе формальные операции не имеют значения для развития интеллекта, если они при своем возникновения не опирались на кон- кретные операции, одновременно и подготавливающие их, и дающие им содержание.
Спасибо за внимание! Продолжение следует