Найти в Дзене
#IT-надзор

Как не нужно спасать сайт от падения трафика

Оглавление

Приветствую, уважаемые читатели!

Сегодня я поделюсь уникальным и поучительным опытом (он же старый добрый «чемодан» или новомодный «кейс») о том как надо и как не надо спасать сайт, если, не дай бог с ним что-то приключилось - или вам кажется, что что-то должно случиться.

Вообще содержание сайтов - похоже на содержание коровы - ты ее кормишь и поишь, убираешь навоз - в ответ она тебе дает молоко.

Молоко - это продукт в одну сторону, обратно его в корову не отдашь. Так нередко поступают и владельцы сайтов - потребляют полученную от сайта выгоду без обратных вложений в них.

Справедливости ради, иногда это так действительно работает - сайт может приносить доход и «без вложений». В кавычках потому что сайта без вложений не бывает. В сайт все-равно нужно вложиться для его создания, а вот затраты на развитие - уже второй вопрос.

Корова с просторов интернета
Корова с просторов интернета

К сожалению, с возрастом корова не молодеет - дает все меньше молока, чувствует себя хуже. Это я еще не говорю что нередко корову еще могут отравить, задавить или наложить сельские проклятья соседи по селу (народный праздник когда у соседа корова сдохла). И в итоге, закономерно скоропостижно корова помирает - отдавая последний «долг» перед хозяином своими внутренностями, заполняя последний раз холодильник. Для сайтов таким пристанищем обычно является известная биржа сайтов, куда приводят еле дышащих коров, нередко изможденных после молокозавода. Оно и можно понять - ибо:

Вопрос: Кто и зачем будет продавать дойную корову?
Продавцы на телдери (т.е. Кадр из известного сериала)
Продавцы на телдери (т.е. Кадр из известного сериала)

В первые моменты, когда молоко у коровы начинает пропадать - хозяин испытывает первые стадии неприятия - шок и отрицание. Он начинает изо всех сил пытаться вернуть прежние удои - там сена получше купит, там стайку опилом подсыплет лишний раз.

С сайтом же ситуация похожая. Некогда сайт, который кормит вебмастера годами - вдруг резко чувствует себя хуже, и проваливается полностью:

Типичный пример уменьшения удоев с сайта
Типичный пример уменьшения удоев с сайта

Страшно смотреть на вебмастеров, у которых упали удои с сайта - зрелище не для слабонервных.

Стадии приятия на примере падения одного сайта
Стадии приятия на примере падения одного сайта

Вот еще пример коммерческого сайта одного клиента, который приносил в свое время весьма неплохой доход с партнерских отчислений:

Затухание трафика
Затухание трафика

Кстати предпринимал значительные усилия по восстановлению трафика. Как видно - безуспешно.

В деле заработка в интернете в основе всех моментов стоят те же эмоции, что и в инвестициях - это страх и жадность.

Вебмастеру, как любому человеку хочется зарабатывать не меньше, чем вчера. Здоровый же Вебмастер всегда хочет зарабатывать больше, чем вчера. К сожалению, порой совмещение этих двух постулатов порождает гипотезу о том, что можно заработать больше чем вчера, не тратя ничего ни сегодня ни завтра, а тратя только вчера. Игра с экономией и жаждой наживы запускает ту же рулетку, что десятилетиями крутится на фондовой бирже.

Совет: Если вы хотите чтобы сайт приносил доход - нужно его развивать, реинвестировав в него часть прибыли. Сайт без развития имеет один итог - угасание до стадии минимальной конкуренции.

1. Страх

Вебмастер начинает ощущать страх от потери былого дохода - и начинает кардинально вмешиваться в работу сайта. Переписывать тэги на сайте, делать редизайн, менять структуру, менять CMS, шаманить с Google Insight и т.п..

Как правило он делает это в кратчайшие сроки и с ужасным видом экономии (сам делает доработки, бесплатный шаблон и тп), чем нередко делает сайту еще хуже.

Апофеоз - когда вебмастер в панике начинает перевешивать на сайте рекламу - добавляет всплывающие окна, редиректы, пуши, по 20-30 блоков рекламы на странице. Все, чтобы вернуть прежние удои.

Перенасыщать страницу рекламой - плохо
Перенасыщать страницу рекламой - плохо

Зачастую это все ошибочные действия. Локально можно поднять доходность, но в среднесрочной перспективе это приведет к полному провалу.

Совет: Если начал снижаться трафик - не паникуйте. Нужно провести тщательный аудит сайта, выдачи, конкурентов и разобраться в чем же именно дело.

В первом примере графика, который я приводил выше - произошло колоссальное падение трафика - более чем в 5-7 раз, но вызвано оно не тем, что сайт стал плохим или что на сайте что-то не так. Сайт не изменился - изменился рынок внутри ниши, в которой создавался сайт. В это время начался бум марафонов и массового производства копеечного контента, и эта ниша (садоводство) была одной из популярных в инфобизнесе в плане ее продажи адептам.

Огромная конкуренция распределила трафик по тысячам однотипных страниц, который раньше концентрировался на меньшем количестве сайтов.

Чтобы вы не делали с этим сайтом, как бы не улучшали его локально, не повышали скорость открытия, не оптимизировали изображения - ничего не помогло бы. Прежний трафик на этот сайт не вернуть. Точка.

Совет: После выявления причины снижения трафика - подумайте, что вы можете сделать, можете ли вы изменить ситуацию и главное - стоит ли оно того.

Говоря про тот самый сайт про садоводство - я знаю людей, которые в рамках марафона вкладывали в сайты в садоводческой нише от 500 тыс и выше на штамповку контента, тогда как вышеприведенный сайт делала пенсионерка. По закону рынка чтобы вернуться на тот же уровень трафика - ей нужно было писать столько же контента, сколько наштамповали конкуренты. Как вы понимаете - это бессмысленно, окупаемость многих сайтов на момент окончания вливаний была от 7 лет и выше, многие так и не вернули первичные вложения (вследствие санкций и фильтров от Яндекса следующих лет).

Для пенсионерки же ввязываться в конкурентную борьбу с лавиной попросту не имеет смысла.

2. Жадность

Бывает и обратная ситуация - когда рост трафика и доходов кружат голову вебмастеру, и он начинает искать варианты дополнительной оптимизации, прироста трафика и доходности.

Пример неудачных улучшений сайта
Пример неудачных улучшений сайта

Это пример зарубежного сайта, при выходе на пик трафика вебмастер принял решение еще форсировать развитие сайта и начал кардинальные изменения структуры с внедрением нового контента.

Как видно на графике - изменения на сайте были неудачными, и это повлекло падение трафика на сайте более чем в 2 раза в ближайшие годы.

Как можно заметить на графике - сайт не мог преодолеть определенную величину, что вероятно складывалось из-за алгоритмических ограничений:

Сайт несколько лет не может преодолеть определенную планку
Сайт несколько лет не может преодолеть определенную планку

Если бы мы были бы на фондовой бирже - то сказали бы что это уровень сопротивления. Но черт побери, мы не на фондовой бирже.

Надо сказать, поисковые системы не раз опровергали установку "потолка" для конкретного сайта, но факт остается фактом - очень многие сайты с огромными ключевыми базами упираются в этот «потолок, которого нет».

Совет: Перед тем как начинать изменения на сайте - нужно тщательно взвешивать решения и понимать что вы делаете, почему и зачем. Если решились - будьте готовы с долгим просадкам.

3. Терпеливость

Google, в отличие от того же Яндекса, имеет огромную инерцию на внутренние и внешние изменения, а по отношению к старым сайтам инерция встречается повсеместно.

Тот многострадальный сайт из пункта про жадность - владелец мучал сайт на протяжении долгих 6 лет, пытаясь вернуть рост трафика. Он сдался в 2019 году и оставил сайт просто на свободное плавание, прекратив дальнейшие попытки изменения сайта, а так же траты сил и времени. К слову, сайт остался не доделан до конца - с ошибками и косяками верстки.

Что же мы увидели в итоге:

Рост трафика начался только тогда, когда закончились изменения на сайте.
Рост трафика начался только тогда, когда закончились изменения на сайте.

С одной стороны парадоксально, но сайт начал расти только тогда, когда его оставили в покое и прекратили изменения на нем.

Мое логическое объяснение такое: если вы меняете сайт - Google автоматически понимает, что сайт начал кардинальные изменения. Вчерашний сайт он знал в точности, каждый пользователь входил в известную нейромодель поведения.

И тут бац - вы меняете шаблон, все модели поведения сбиваются. Google видит что что-то происходит и включает га ваш сайт свой аварийный режим.

Это как ремонт - если вы работаете перфоратором то всем понятно что у вас шумно, грязно и ремонт в квартире не доделан.

Google, как я уже писал, обладает большой инерцией в свете огромного числа обрабатываемых данных. Он не может в мгновение оценить насколько хороши или плохи ваши изменения. Он физически не может быстро проанализировать ваш сайт, а что он может сделать быстро - это отключить его из ранжирования.

Поэтому он не разбирается, а берет и ограничивает ваш сайт в показах для набора (перенабора) экспериментальной базы, достаточной для анализа сайта. Но сбор таких данных может занять месяца или годы.

Совет на все времена: РАБОТАЕТ - НЕ ТРОГАЙ.

Если вы внимательно разглядывали последний график - то могли обратить внимание что последние пару месяцев на сайте опять пошел убыль удоя.

Трафик пошел на убыль
Трафик пошел на убыль

Разумеется, обрадованный невиданным и неожиданным ростом, владелец решил не трогать (хотя чесалось) ничего пока растет, подавив свою жадность. Но когда трафик начал снижаться - владелец включил страх. А жадность подключилась к нему автоматически.

Он опять начал смотреть и в панике придумывать что делать и где менять.

Объясняю, что делать

Показываю на примере:

1. Смотрим трафик конкурентов, что у них

Анализ конкурентов простым сравнением
Анализ конкурентов простым сравнением

Мы видим, что снижение идет не только у нас, но и у конкурентов.

Тут все просто - движение трафика образует сама ниша, а не воздействие поисковой системы на конкретный сайт.

Парадоксально, но на данный момент это - хорошая новость.

Когда ниша растет а мы падаем - вот тут беда.

2. Смотрим Google Webmaster

Конечно мы проверяем все базовые проблемы (наложение санкций, ошибки и прочее). В данной статье предполагается что на сайте нет очевидных нарушений.

Прежде всего нас интересует средняя позиция и показатели показов:

График позиций и показов на одной временной линии
График позиций и показов на одной временной линии

Мы видим что средняя позиция сайта относительно стабильна, но даже снижение средней позиции ведет наоборот к росту трафика:

Средняя позиция всех страниц на сайте
Средняя позиция всех страниц на сайте

Возникла аномалия когда при той же позиции на сайт пришло больше трафика.

Можно сделать подвывод, что сайт стабильно стоит на тех же местах в выдаче что и раньше. При этом произошел наплыв информационного спроса на ключевые слова, а затем - пошел обратный отток.

Вывод: Не смотря на то, что трафик на сайте показал такие большие движения вверх и начал резко двигаться вниз - при поверхностном анализе можно сделать предварительный вывод, что сайт сам по себе никак не связан с данным движением трафика.

А вот пример гармоничной зависимости:

Чем выше позиции сайта тем больше кликов, и наоборот
Чем выше позиции сайта тем больше кликов, и наоборот

На этом примере идет классическая SEO зависимость - чем лучше позиция средних ключевых слов, тем выше трафик.

Я не раз был свидетелем как компании вливали большие бюджеты в рекламу для нейтрализации просадки, но результат был плачевный. При негативном движении рынка субсидирование спроса не дает положительного эффекта. Это как в период запрета всех полетов давать рекламу на авиабилеты со скидкой. Кликов будет много, бюджет улетит любой - но продаж не будет.

Выводы

Итак, к чему мы пришли?

Практически во всех приведенных случаях просадки трафика нет необходимости к проведению экстренных реанимационных мероприятий.

  1. В первом случае - «Доктор сказал в морг значит в морг» (с)
  2. Во втором случае проведение улучшений дало негативный вектор развития сайта.
  3. В третьем случае отсутствие реанимационных мероприятий и вовсе благотворно сказывались на выздоровлении пациента.

Видите проблему?! Не торопитесь. Обдумайте.

Всех благ,

Ваш SEOшник со стажем.