Найти тему

Ван Гог: последняя глава

Вспоминаем сегодня великого Винсента ван Гога. Рассказываем последнюю главу его жизни при помощи нашей Большой Истории Искусства в 16 томах (заказать эту самую полную энциклопедию можно на сайте издательства).

Винсент Ван Гог, Ресторан «Сирена» в Аньере, 1887.
Винсент Ван Гог, Ресторан «Сирена» в Аньере, 1887.

Картины гаагского и нюэненского периода кажутся еще неуверенными, в них преобладают земляные цвета и бедная композиция. В Антверпене, куда Ван Гог переехал после смерти отца, он открывает для себя японские эстампы; а в Париже, где в 1886 г. к нему присоединился брат Тео, служивший в фирме «Гупиль», торговавшей произведениями искусства, Винсент радикально меняет колорит и манеру живописи. После того как художник познакомился с разнообразными живописными экспериментами, которые предлагало парижское окружение, его палитра стала светлее и вместо шпателя он стал писать кистью — раздельными и энергичными мазками. «Воздух Франции прочищает мозги и приносит пользу», — пишет Ван Гог своему другу-художнику через несколько месяцев проживания в Париже, рассказывая о своем интересе к творчеству импрессионистов и Сёра.

Винсент Ван Гог, Портрет доктора Поля Гаше, 1890
Винсент Ван Гог, Портрет доктора Поля Гаше, 1890

За короткое время в пейзажах Монмартра, натюрмортах с подсолнухами и портретах происходит изменение палитры художника и техники мазка. Одновременно с этим Гоген с его формальным синтезом вновь привлекает его внимание к «плоскостности» изображения, с которой он уже был знаком по японским эстампам. Однако парижское общество с его богатой культурной и художественной жизнью открывается перед художником с неприглядной стороны. Ван Гог решает оставить столицу, чтобы жить в уединении или в компании нескольких друзей, с которыми можно было бы плодотворно работать в спокойной обстановке. Поэтому в начале 1888 г. Ван Гог решает переехать в Арль, город на юге Франции, привлеченный южным солнцем, а также спокойствием и безлюдностью этого места. Вдохновленный наполненными солнцем пейзажами и яркими южными цветами, он задумал объединить в этом городке группу художников, которые работали бы бок о бок в полной гармонии, вдохновляясь окружающим пейзажем.

Винсент Ван Гог, Комната Ван Гога в Арле, 1889
Винсент Ван Гог, Комната Ван Гога в Арле, 1889

Этот замысел не осуществился, но Ван Гогу удалось уговорить Гогена, произведения которого он очень ценил, присоединиться к нему. Но через некоторое время отношения между художниками дали трещину и завершились трагическим эпилогом: Ван Гог в нервном припадке бросился на Гогена с бритвой в руке, после чего в отчаянии отрезал себе часть левого уха. После лечения в больнице в Арле, в 1889 г., Ван Гог был вынужден лечь в лечебницу для душевнобольных в Сен-Реми, где в моменты просветления он много писал. Там были написаны самые известные его работы. Именно там художник изобразил свою комнату, написав ее маслом в трех вариантах с 1888 по 1889 г. Слегка приподнятая, волнистая и удлиненная перспектива приглашает зрителя в комнату со скудной обстановкой. В комнате всего несколько предметов, написанных пастозными мазками, большинство из которых — обеденные и туалетные принадлежности, расставленные на столике. Образ передан яркими и открытыми красками, в которых нет ничего реалистического, но лишь абсолютная функциональность выражения.

Винсент Ван Гог, Церковь в Овере, 1887.
Винсент Ван Гог, Церковь в Овере, 1887.

Покинув лечебницу для душевнобольных, где между кризисами и просветлениями он написал множество произведений, Ван Гон поселился у доктора Гаше, друга Сезанна и Писсарро, который жил в Овер-сюр-Уаз. Ван Гог оставил нам проницательный и глубокий портрет доктора, на котором он изображен в задумчивой позе, облокотившись на красный стол. На столе рядом с его рукой лежит пучок лечебного растения — дигиталиса, почти как символ исцеления, надежду на которое питал художник. Как признает сам Ван Гог, доктор изображен «с выражением меланхолии, которая может показаться смотрящему на картину гримасой.

Но именно так нужно писать, потому что только таким образом мы отдадим себе отчет в том, что в сравнении со спокойными портретами древних в лицах наших современников есть выражения, полные страсти, подобные ожиданию, подобные крику». Символический смысл цвета, заложенный в этой картине, как и во многих других, проясняет одно из писем, который художник пишет брату Тео: «Я пытаюсь достичь этого не фотографическим сходством, а путем беспристрастного наблюдения, используя как средство выражения и усиления характеров нашу науку и наш современный вкус к цвету». Также выразителен цвет в его пейзажах и видах окрестностей, где его мазок обретает властный порыв с экспрессивной цветовой гаммой.

Винсент Ван Гог, Подсолнухи, 1888.
Винсент Ван Гог, Подсолнухи, 1888.

В картине Церковь в Овере (1890) художник пишет вид церкви с обратной стороны абсиды. Церковь Овера с искривленным силуэтом возвышается на фоне бездонного неба, словно охваченная мистическим трепетом. Разветвляющаяся, как бы окружая здание церкви, дорога на первом плане мало реалистична, но, несомненно, придает картине динамизм. Мы видим со спины женщину, идущую по дороге, — она держится края дороги и идет вдоль луга, словно стараясь издалека обойти грозное здание церкви, которое благодаря своим волнистым и изогнутым контурам словно движется в тревожном танце.

Винсент Ван Гог, Итальянка (Агустина Сагатори), 1887
Винсент Ван Гог, Итальянка (Агустина Сагатори), 1887

Палитра Ван Гога убедительно демонстрирует эффективность выразительности цвета. Так, витражи церкви написаны ультрамарином, а вся остальная архитектура вылеплена в игре фиолетовых оттенков с отдельными неожиданными оранжевыми мазками. В этом тревожном пейзаже, конечно, передано беспокойство Ван Гога, который 27 июля того же 1890 г. выстрелил себе в грудь из пистолета: через два дня художник умер.