Было время, когда братья наши меньшие могли предстать перед судом и получить свой приговор. Читая об этом, мы улыбаемся, вспоминая о дремучем Средневековье. Но являются ли подобные суды проявлением именно дремучести и невежества? Попробуем разобраться.
Пожалуй, самым известным процессом такого рода можно считать знаменитый суд, состоявшийся в Базеле в 1474 году. Подсудимым по делу о колдовстве стал обычный с виду петух. Его обвинили в том, что он снёс яйцо. Желтка в нём не было, что вину пернатого явно усугубляло. По тогдашним убеждениям, подобные яйца насиживали ведьмы, впавшие в порочную страсть с самим Сатаной. А вылуплялись из них крылатые аспиды, известные своей смертоносной ядовитостью.
Петуху назначили защитника. Но обвинения были столь тяжкими, что адвокат даже не посмел возразить на них. Линия защиты строилась на том, что обвиняемый снёс яйцо неосознанно, не отдавая себе отчёта в своих действиях, и не заключал никаких сделок с тёмными силами. Впрочем, это не помогло: петуха сожгли вместе со злосчастным яйцом, признав виновным в одержимости дьяволом.
Следует отметить, что в колдовстве животных обвиняли не так уж и часто. Гораздо чаще их судили за порчу имущества и за убийства. Тут можно вспомнить знаменитые процессы над домашними свиньями в средневековой Франции. Из-за особенностей тогдашнего быта эти парнокопытные и люди часто жили бок о бок, часто — под одной крышей. И, так уж случалось, свиньи, бывало, нападали на оставшихся без присмотра детей. За что их судили, причём процессы эти проходили по всем правилам юриспруденции. Все формальности строго соблюдались: свиней доставляли в суд для разбирательства (иногда одевая в человеческие одежды), им выделялись адвокаты, заслушивались показания свидетелей. Расходы на такие процессы оплачивались из казны государства.
Показательным считается суд в Савиньи, состоявшийся в 1457 году. Свиноматку и шестерых её поросят обвиняли в убийстве пятилетнего малыша. Мать поросят во всём созналась под пытками и была повешена, а вот их самих оправдали ввиду малолетства и недоказанности вины.
За порчу имущества судили, как правило, грызунов или насекомых. Эти процессы отличались от описанных выше. Дело в том, что из-за огромного количества «преступников» доставить в суд кого-то конкретного не представлялось возможным. И приговоры были, прямо скажем, помягче.
В Стельвио (Италия) в 1519 году состоялся суд над мышами, обвиняемыми в разграблении посевов и запасов зерна, что мешало местным крестьянам уплачивать ренту в требуемом объёме. Примечательно, но суд принял позицию адвоката грызунов, который утверждал, что преступления мыши совершали из-за крайней нужды. Судья проявил снисхождение и вынес весьма гуманный по тем временам приговор: изгнание. Кто и как привёл его в исполнение, история умалчивает.
«Нужно помнить, что юриспруденция, право, считалась важнейшей наукой тех времён. Важнее, чем, например, философия или математика. Специалисты в области права всегда были людьми неглупыми. Они не стали бы судить свинью или петуха просто так.
Может быть, моё мнение покажется эксцентричным, но я считаю, что процессы над животными — это развлечение тогдашних юристов. Никто не считал всерьёз, что суд над мышами принесёт какой-нибудь практический смысл и обогатит историю правосудия. Люди просто организовывали вот такой процесс и с серьёзными лицами в нём участвовали для того, чтобы внести в свою жизнь разнообразие. Говоря современным языком, троллили систему», — поясняет адвокат по уголовным делам правового центра «Человек и Закон» Дмитрий Панфилов.