Найти тему
Svetlana Astrikova "Кофе фея"

Агнес Габриэль фон Дидгарт, баронесса Ромберг. Загадка оживших глаз. Была ли мистика портрета?

Этот портрет не описан подробно в каталоге работ Филиппа де Ласло и не изучен полностью, но он имеет свою легенду, свой, он относится к числу волшебно оживающих мистических портретов. И ему приписана пылкая история любви и гибели, которой не было вовсе. Агнес Габриэль фон Дидгардт, австрийская маленькая изящная баронесса вышла замуж, быть может, и не по любви, по благословению отца, за австрийского дипломата барона Гисберта Ромберга, посла в Италии, Швейцарии, Болгарии, мецената, коллекционера. Барон по достоинству сумел оценить прекрасную внешность юной красавицы, чрезвычайно грациозной и живой, эмоциональной необыкновенно. Ее впечатляющую манеру говорить, манеру обращаться с людьми немного скрашивала всегда легкая полуулыбка и живой блеск голубых огромных глаз. Портрет, вероятно, был помолвочным, свадебным подарком жениха невесте или же - наоборот? Трудно угадать.

Портрет написан Ласло в 1899 году, на рубеже веков. Его темные, насыщенные тона – это особый прием, манера художника подчеркнуть таким образом изысканную хрупкость, красоту, одухотворенность модели, особый, нежный цвет лица, романтический ореол портрета, который прочно несет в себе загадку личности модели, которая не только восторгалась природой, искусно музицировала, но и разбиралась в античных древностях, изучала серьезные труды по древней Греции и Риму, истории искусства, ибо ее супруг был крупнейшим в Европе коллекционером картин и античных древностей: фресок, монет, фрагментов статуй или иных артефактов.

Посол, барон Ромберг был к тому же искусным дипломатом, именно при его содействии была достигнута договоренность о переброске в пломбированном вагоне в Россию русского социалиста Ленина/Ульянова/ в чем есть косвенное доказательства шпионажа вождя революции в пользу Германии. Впрочем, по прошествии ста с лишком лет это уже и не столь важно.

В семье барона Ромберга воспитывались, кроме родной доери Ирмы, еще двое приемных детей: дочь и сын, но они погибли в сороковые годы, с приходом к власти нацистов. Слава богу, баронессы к тому времени в живых не было. Она умерла в 1924 году от осложнений болезни сердца. Барон Ромберг пережил ее на 15 лет.

Портрет же баронессы фон Дидгарт – Ромберг после 1944 года попал из Вены в Россию в Рязанский областной художественный музей, где для него придумали мистически ошеломляющую легенду оживающего апрельскими вечерами портрета, который внимательным и печальным взглядом провожает посетителей.

Придумали легенду о романе с художником, о гибели баронессы. Но ничего такого не было, кроме, пожалуй, великолепного секрета кисти маэстро Филиппа, который в прошлом был помощником фотографа и знал особые секреты фото ракурса и преломления света, расположения зрачка, игры теней на полотнах.

Легенда о печальной австрийской красавице, влюбленной в портретиста, делала неистощимым поток любопытных в областной музей. Но потом портрет перевесили и волшебство тотчас же пропало. Осталась лишь загадка реальной картины, история ее путешествия по Европе, ее коллекционное прошлое. В 1911 году портрет был опубликован в одном из номеров европейских каталогов искусства, но подробно описан не был. Он все еще ждет своего часа. Лицо красавицы Габриэлы Агнес фон Дидгардт - Ромберг, дважды баронессы, еще не выступило из мрака. Оно трепетно хранит свой знак волшебства – живые, теплые глаза на полотне словно бы -следят за нами, смотрят вслед.